Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии: |
|
- и.о. заместителя руководителя управления; |
Члены Комиссии:
|
|
- заместитель начальника отдела КСЗ; - главный специалист-эксперт отдела КСЗ,
|
рассмотрев дело N Р17/03-5, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы в общественно-информационном журнале "<_> деловой журнал" N 2/29 июль - август 2016 на стр. 57,
в отсутствии представителя ООО "Ф" (уведомлено надлежащим образом),
УСТАНОВИЛА:
Тюменским УФАС России в соответствии со статьей 33 Федерального закона "О рекламе" от 13.03.06 N38-ФЗ (далее - Закон о рекламе), в соответствии с Положением о государственном надзоре в области рекламы, утвержденным Постановлением правительства РФ N 1346 от 20.12.2012 г., в рамках реализации полномочий антимонопольного органа по государственному надзору за соблюдением законодательства РФ о рекламе был выявлен факт размещения рекламы, в которой содержатся признаки нарушения требований рекламного законодательства в общественно-информационном журнале "<_> деловой журнал" N 2/29 июль - август 2016 на стр. 57, следующего содержания: "Покупаем карты фитнес-клубов. Дорого. Тел. <_> fitnes center F Подробности и условия предложения по телефону <_> или на сайте <_>".
Определением NР17/03-5 от 11.01.2017 г. было возбуждено дело NР17/03-5 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Комиссия, исследовав имеющиеся материалы дела, пришла к следующим выводам.
Согласно статье 3 Закона о рекламе, рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Независимо от формы или используемого средства распространения, реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств непосредственно в момент ее представления именно как реклама.
Таким образом, признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, сформировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.
В данной рекламе, размещенной в общественно-информационном журнале "<_> деловой журнал" N 2/29 июль - август 2016 на стр. 57, следующего содержания: "Покупаем карты фитнес-клубов. Дорого. Тел. <_> fitnes center F Подробности и условия предложения по телефону <_> или на сайте <_>", информация направлена на привлечение внимания потребителей именно к услугам, оказываемым фитнес центром "F", а так же непосредственно к самому фитнес центру "F".
Таким образом, информация, размещенная в общественно-информационном журнале "<_> деловой журнал" N 2/29 июль - август 2016 на стр. 57, соответствует понятию, изложенному в ст. 3 Федерального закона "О рекламе" и является рекламной, где объектом рекламирования являются услуги, оказываемые фитнес центром "F", а так же непосредственно сам фитнес центр "F".
В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
Под воздействием рекламы потребитель зачастую руководствуется эмоциями, а не объективными достоинствами или недостатками рекламируемого товара, соответственно сообщаемая в рекламе информация об объекте рекламирования должна быть достоверной, правдивой.
Кроме того, частью 7 статьи 5 Закона о рекламе, предусмотрено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условии его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Рассматриваемая реклама ООО "Ф" направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться предоставляемой услугой. В таком случае, существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламой. Тем самым, отсутствие какой-либо части информации о предоставляемых услугах не должно приводить к искажению смысла рекламы и способствовать введению в заблуждение потребителей имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми услугами.
Указание в рекламе существенной информации о рекламируемом товаре, об условии его приобретения или использования является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.
Указанные нормы права приняты в интересах потребителя с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).
Как следует из спорной рекламы, фитнес - центр "Ф" предлагает услуги по приобретению у потребителей карт фитнес - клубов.
Вместе с тем, как установлено актом осмотра интернет-сайта указанного в рекламе от 12.10.2016 г. фитнесс - центр "Ф" меняет карту любого фитнес - клуба города Тюмени на свои карты класса Platinum, Gold и карт сроком 12 месяцев и предоставляет в подарок от 1 - 3 мес. занятий. При этом предложение действует только для новых клиентов, при покупке карты по прайсу и при 100 % оплате.
Таким образом, реклама содержит не соответствующие действительности сведения об условиях приобретения товара и вводит в заблуждение потребителей рекламы, поскольку из спорной рекламы следует предложение о покупке у потребителей карт фитнес - клубов, а в действительности происходит обмен карт фитнес - клубов города на карты фитнес - центра "ФитБери" с предоставлением в подарок от 1 до 3 месяцев занятий и отсутствует часть существенной информации о том, что предложение действует только для новых клиентов, при покупке карты и 100 % оплате.
Учитывая вышеизложенное, рассматриваемая реклама содержит нарушение требований пункта 4 части 3, части 7 статьи 5 Закона о рекламе, а именно: в ней отсутствует часть существенной информации, содержит не соответствующие действительности сведения об условиях приобретения рекламируемого товара, так как при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с ч. 4 ст. 38 Закона "О рекламе", нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства РФ о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ об административных правоотношениях.
В соответствии с ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований п. 4 ч. 3, ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.
Согласно статье 3 Закона о рекламе, рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Как установлено материалами дела (договор оказания рекламных услуг N 1233 от 10.01.2016 г.), рекламодателем вышеуказанной рекламы является ООО "Ф" (<_>) как лицо, определившее объект рекламирования, содержание рекламы.
Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Вместе с тем, ответчиком не представлено документальных доказательств о прекращении размещения рекламы без части существенной информации об условиях приобретения рекламируемого товара.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи ООО "Ф" предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42, 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
Р Е Ш И Л А :
1. Признать рекламу, размещенную в общественно-информационном журнале "<_> деловой журнал" N 2/29 июль - август 2016 на стр. 57, следующего содержания: "Покупаем карты фитнес-клубов. Дорого. Тел. <_> fitnes center F Подробности и условия предложения по телефону <_> или на сайте <_>", ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования п. 4 ч. 3, ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.06 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО "Ф" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме ______________ года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель комиссии |
|
|
Члены комиссии |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 11 апреля 2017 г. N Р17/03-5
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 28.02.2018