Я, врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области Б А Р, рассмотрев в соответствии со статьей 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) материалы дела об административном правонарушении N 29-13351-18/7, возбужденного в отношении А Е В, являющейся на момент совершения правонарушения членом конкурсной комиссии Министерства строительства Самарской области по части 1 статьи 14.9 КоАП РФ, в связи с осуществлением действий (бездействия), недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции,
в присутствии А Е В (паспорт),
УСТАНОВИЛ:
Поводом для составления протокола об административном правонарушении явилось принятие Комиссией Самарского УФАС России решения от 15.09.2017 г. по делу N 2-11512-17/7, которым установлен факт нарушения Министерством строительства Самарской области пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Нарушение выразилось в создании ООО "Строй Центр" преимущественных условий участия в конкурсе по отбору организаций в целях завершения строительства проблемных объектов, удовлетворения прав требований участников долевого строительства по лоту N 1: удовлетворение прав требований 68 участников долевого строительства на получение ими 66 жилых помещений (объектов долевого строительства) общей площадью 3 607, 74 кв.м. проблемного объекта, расположенного по адресу: Самарская область, г.Самара, ул.Садовая/ул.Венцека, застройщиком которого являлось ООО "ПМК-97"; удовлетворение прав требований 62 участников долевого строительства на получение ими 68 нежилых помещений (объектов долевого строительства) общей площадью 5 499, 90 кв.м., проблемного объекта, расположенного по адресу: Самарская область, г.Самара, ул.Садовая/ул.Вилоновская, застройщиком которого являлось ЗАО ИСК "Средневолжскстрой"; удовлетворение прав требований 88 участников долевого строительства на получение ими 87 жилых помещений (объектов долевого строительства) общей площадью 4 930, 64 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, в границах улиц Арцыбушевской, Рабочей, Буянова, Одесского переулка, застройщиком которого являлось ООО "Дальстрой"; удовлетворение прав требований 21 участников долевого строительства на получение ими 21 жилых помещений (объектов долевого строительства) общей площадью 932, 91 кв.м. проблемного объекта, расположенного по адресу: Самарская область, г.Самара, ул.Волжская, ул.Кольцевая, застройщиком которого являлось ЗАО "Гагаринец",
Комиссией Самарского УФАС России в ходе рассмотрения дела N 2-11512-17/7 установлено следующее.
В соответствии с частью 13 статьи 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле" в редакции, действовавшей до 01.03.2015 г., земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются для строительства бесплатно в собственность юридических лиц - победителей конкурса по отбору организаций в целях:
завершения строительства проблемных объектов, перечень которых определен Правительством Самарской области (далее - проблемный объект);
удовлетворения прав требований участников долевого строительства проблемных объектов иным способом в соответствии с требованиями действующего законодательства, включая заключение договоров участия в долевом строительстве, купли-продажи, дарения и иных;
удовлетворения прав требований участников долевого строительства, включенных в реестр участников долевого строительства многоквартирных домов (обманутых дольщиков) на территории Самарской области, включая заключение договоров участия в долевом строительстве, купли-продажи, дарения и иных.
Порядок проведения конкурса по отбору организации в целях завершения строительства проблемных объектов, перечень которых определен Правительством Самарской области, удовлетворения прав требований участников долевого строительства был определен Постановлением Правительства Самарской области от 26.02.2013 N 54 "Об утверждении Порядка проведения конкурса по отбору организаций в целях завершения строительства проблемных объектов, перечень которых определен Правительством Самарской области, удовлетворения прав требований участников долевого строительства" (далее - Постановление Правительства Самарской области от 26.02.2013 N 54).
Согласно пункту 2.1. Постановления Правительства Самарской области от 26.02.2013 N 54 конкурс организует и проводит министерство строительства Самарской области (далее - министерство).
В силу пункта 2.2. Постановления Правительства Самарской области от 26.02.2013 N 54 в целях проведения конкурса министерство:
образует комиссию при министерстве по проведению конкурсов (далее - конкурсная комиссия);
принимает решение о проведении конкурса;
определяет сроки подачи и рассмотрения заявок на участие в конкурсе и прилагаемых к ним документов;
готовит и официально публикует в средствах массовой информации, а также размещает на официальном сайте министерства в сети Интернет (далее - официальный сайт) извещения о проведении конкурса;
утверждает и размещает на официальном сайте конкурсную документацию.
Министерством строительства Самарской области 26.01.2015 г. издан Приказ N 54-П "О проведении конкурса по отбору организаций в целях завершения строительства проблемных объектов, перечень которых определен Правительством Самарской области, удовлетворения прав требований участников долевого строительства". Указанным приказом также утверждена конкурсная документация.
Как следует из Извещения, предметом Конкурса по Лоту N 1 является удовлетворение прав требований 68 участников долевого строительства на получение ими 66 жилых помещений (объектов долевого строительства) общей площадью 3 607, 74 кв.м. проблемного объекта, расположенного по адресу: Самарская область, г.Самара, ул.Садовая/ул.Венцека, застройщиком которого являлось ООО "ПМК-97"; удовлетворение прав требований 62 участников долевого строительства на получение ими 68 нежилых помещений (объектов долевого строительства) общей площадью 5 499, 90 кв.м., проблемного объекта, расположенного по адресу: Самарская область, г.Самара, ул.Садовая/ул.Вилоновская, застройщиком которого являлось ЗАО ИСК "Средневолжскстрой"; удовлетворение прав требований 88 участников долевого строительства на получение ими 87 жилых помещений (объектов долевого строительства) общей площадью 4 930, 64 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, в границах улиц Арцыбушевской, Рабочей, Буянова, Одесского переулка, застройщиком которого являлось ООО "Дальстрой"; удовлетворение прав требований 21 участников долевого строительства на получение ими 21 жилых помещений (объектов долевого строительства) общей площадью 932, 91 кв.м. проблемного объекта, расположенного по адресу: Самарская область, г.Самара, ул.Волжская, ул.Кольцевая, застройщиком которого являлось ЗАО "Гагаринец".
В соответствии с пунктом 3.3. Постановления Правительства Самарской области от 26.02.2013 г. N 54 к участию в конкурсе допускаются юридические лица, соответствующие следующим условиям:
подавшие заявку на участие в конкурсе в срок, указанный в извещении (далее - претендент), по форме согласно приложению к настоящему Порядку;
в отношении которых не осуществляются процедуры ликвидации, реорганизации или банкротства;
имеющие опыт в реализации проектов строительства многоквартирных домов не менее пяти лет;
соответствующие нормативам оценки финансовой устойчивости деятельности, установленным Правительством Российской Федерации;
имеющие свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Согласно пункту 3.4. Постановления Правительства Самарской области от 26.02.2013 г. N 54 к заявке на участие в конкурсе прилагаются, в том числе документы, подтверждающие соблюдение условий, указанных в пункте 3.3 настоящего Порядка.
В силу пункта 6.6. Постановления Правительства Самарской области от 26.02.2013 г. N 54 после вскрытия конвертов конкурсная комиссия проводит проверку наличия требуемых к заявке на участие в конкурсе документов, правильность их оформления.
Как следует из Протокола о допуске к участию в Конкурсе от 27.02.2015 г., комиссия установила соответствие заявки ООО "Строй Центр" требованиям конкурсной документации, достоверность и полноценность представленных документов и сведений и приняла решение о допуске ООО "Строй Центр" к участию в Конкурсе по лоту N 1.
Согласно Протоколу оценки заявок на участие в Конкурсе от 27.02.2015 г. комиссия приняла решение о признании Конкурса несостоявшимся, а также о признании победителем Конкурса по лоту N 1 ООО "Строй Центр".
Самарским УФАС России было установлено, что в составе заявки ООО "Строй Центр" представлено информационное письмо, согласно которому общество имеет опыт в реализации проектов строительства многоквартирных домов с 2009 по 2014 год. Вместе с тем, в составе заявки отсутствуют документы, подтверждающие наличие указанного опыта.
Согласно представленным ООО "Строй Центр" в соответствии с запросом Самарского УФАС России от 24.05.2017 г. N 4756/7 пояснениям, Общество не имеет разрешений на строительство, разрешений на ввод в эксплуатацию многоквартирных жилых домов, указанных в информационном письме, а также актов выполненных работ по результатам строительства многоквартирных жилых домов, указанных в информационном письме.
В соответствии с пунктом 6.10. Постановления Правительства Самарской области от 26.02.2013 N 54 конкурсная комиссия отстраняет претендента от участия в конкурсе в следующих случаях:
невыполнение установленных конкурсной документацией требований к оформлению заявки на участие в конкурсе;
несоответствие заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации;
отсутствие какого-либо документа (формы), предусмотренного(ой) конкурсной документацией;
установление недостоверных, неполных, неточных сведений, содержащихся в представленных документах;
установление факта осуществления процедуры ликвидации либо банкротства в отношении претендента.
Учитывая вышеизложенное, заявка ООО "Строй Центр" не соответствует требованиям конкурсной документации, что согласно пункту 6.10. Постановления Правительства Самарской области от 26.02.2013 г. N 54 является основанием для отстранения претендента от участия в конкурсе.
Статьей 17 Закона о защите конкуренции установлены антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
Таким образом, необоснованный допуск ООО "Строй Центр" к участию в конкурсе по отбору организаций в целях завершения строительства проблемных объектов, перечень которых определен Правительством Самарской области, удовлетворения прав требований участников долевого строительства, при наличии установленного конкурсной документацией барьера, препятствующего участию в Конкурсе организациям, не имеющим пятилетнего опыта в реализации проектов строительства многоквартирных домов, свидетельствует о создании указанному участнику торгов преимущественных условий участия в Конкурсе.
ООО "Строй Центр" как единственный участник Конкурса по лоту N 1 получило конкурентное преимущество при участии в торгах как лицо, не отвечающее требованиям пункта 3.3. Постановления Правительства Самарской области от 26.02.2013 г. N 54, и при этом, неправомерно получившее право на участие в конкурентной процедуре в условиях исключения возможности участия в Конкурсе строительных организаций, имеющих опыт участника в реализации проектов строительства многоквартирных домов менее пяти лет.
Таким образом действия организатора Конкурса могли привести к ограничению конкуренции на рассматриваемом товарном рынке.
Вместе с тем, Министерство строительства Самарской области не представило Комиссии Самарского УФАС России доказательств обратного.
Как следует из данных Обзора состояния конкурентной среды на рынке строительных услуг круг продавцов не ограничивается ООО "Строй Центр".
На основании вышеизложенного, Комиссия Самарского УФАС России пришла к выводу о наличии в действиях Министерства строительства Самарской области нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в части создания ООО "Строй Центр" преимущественных условий участия в конкурсе по отбору организаций в целях завершения строительства проблемных объектов, удовлетворения прав требований участников долевого строительства, что могло повлечь недопущение, ограничение или устранение конкуренции.
Согласно части 1 статьи 14.9 КоАП РФ действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с распоряжением Министерства строительства Самарской области от 12.09.2014 г. N 349-р А Е.В. включена в состав комиссии по проведению конкурсов по отбору организаций в целях завершения строительства проблемных объектов, перечень которых определен Правительством Самарской области, удовлетворения прав требований участников долевого строительства.
Кроме того, Протокол о допуске к участию в конкурсе от 27.02.2015 г. и Протокол оценки заявок на участие в конкурсе от 27.02.2015 г. подписан, в том числе членом конкурсной комиссии Министерства строительства Самарской области А Е.В.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, в действиях (бездействии) А Елены Владимировны, являющейся на момент совершения правонарушения членом конкурсной комиссии Министерства строительства Самарской области, усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.
Дата совершения административного правонарушения - 27.02.2015 г., место совершения административного правонарушения: г. Самара, ул. Самарская, д. 146А.
В рамках административного дела N 29-13351-18/7 административное расследование не проводилось.
При вынесении решения по делу N 29-13351-18/7 рассмотрена возможность применения малозначительности.
Согласно статье 2.9. КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Совершенное А Е.В. правонарушение противоречит целям обеспечения добросовестной и эффективной конкуренции на соответствующем товарном рынке.
Данные действия содержат существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в области антимонопольного законодательства, создают условия злоупотребления со стороны организатора торгов, препятствуют обеспечению легитимности торгов.
Кроме того, рассматриваемые действия (бездействие) А Е.В. свидетельствуют о ненадлежащем отношении должностного лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права, что не позволяет признать совершенное правонарушение малозначительным и освободить должностное лицо от административной ответственности по данному основанию.
При назначении административного наказания А Е.В. в силу части 2 статьи 4.1 КоАП РФ учитывался характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение.
А Е.В. ранее к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ не привлекалась, правонарушение совершено впервые.
Отягчающих административную ответственность обстоятельств, предусмотренных статьей 4.3. КоАП РФ, не установлено.
Содействие А Е.В. Самарскому УФАС России в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении, свидетельствует о наличии смягчающих административную ответственность обстоятельствах, предусмотренных статьей 4.2 КоАП РФ, что указывает на возможность применения минимальной санкции, предусмотренной частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.
А Е.В. при рассмотрении дела заявлено устное ходатайство об отсрочке, рассрочке исполнения постановления по делу N 29-13351-18/7.
Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, 29.10, 31.5 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
1. Признать А Е В виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.
2. Наложить на А Е В в соответствии с частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ административный штраф в размере 15 000,00 (пятнадцати тысяч) рублей в связи c осуществлением действий (бездействия), недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
3. Отсрочить исполнение постановления сроком на один месяц.
4. Рассрочить исполнение постановления сроком на три месяца.
Штраф должен быть перечислен в УФК по Самарской области (Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области), ИНН 6315802344, КПП 631601001, Р/С 40101810200000010001 в Отделение Самара г. Самара, БИК 043601001, КБК 16111602010016000140, ОКТМО 36701000.
Назначение платежа административный штраф согласно постановлению N 29-13351-18/7.
Согласно статье 32.2 КоАП РФ А Е.В. надлежит уплатить административный штраф не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток (а в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, в течение одних суток) судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. В случае изготовления второго экземпляра постановления о наложении административного штрафа в форме электронного документа, юридическая сила которого подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, указанный второй экземпляр направляется судебному приставу-исполнителю в электронном виде по информационно-телекоммуникационным сетям. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель.
В соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
В соответствии с частью 1 статьи 31.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения десятидневного срока со дня получения копии постановления.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения.
Врио руководителя
Самарского УФАС России А.Р. Б
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 27 февраля 2018 г. N 29-13351-18/7
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 28.02.2018