Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:
Камнева Н.П. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Долженкова Е.В. - начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;
Строгина Е.В. - специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии;
рассмотрев жалобу ООО "ЛИЗАРД" (вх. N 664э от 09.02.2018, N52ф от 09.02.2018) на действия организатора торгов - Сибирского банка ПАО "Сбербанк" при проведении запроса котировок в электронной форме по выбору организации среди субъектов малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию электронных систем безопасности объектов Кемеровского отделения N8646 на территории г. Кемерово для нужд Сибирского банка ПАО "Сбербанк" (N СБ2017-0298(ЗКО), в присутствии представителей Сибирского банка ПАО "Сбербанк" - <...> (по доверенности), <...> (по доверенности),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступила жалоба ООО "ЛИЗАРД" (вх. N 664э от 09.02.2018, N52ф от 09.02.2018) на действия организатора торгов - Сибирского банка ПАО "Сбербанк" при проведении запроса котировок в электронной форме по выбору организации среди субъектов малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию электронных систем безопасности объектов Кемеровского отделения N8646 на территории г. Кемерово для нужд Сибирского банка ПАО "Сбербанк" (N СБ2017-0298(ЗКО).
Заявитель сообщает следующее.
ООО "ЛИЗАРД" принимало участие в запросе котировок в электронной форме по выбору организации среди субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) на оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию электронных систем безопасности объектов Кемеровского отделения N 8646 на территории г. Кемерово, для нужд Сибирского банка ПАО Сбербанк. Процедура запроса котировок проходила на ЭТП "Сбербанк ACT" (код торгов СБ2017-0298(ЗКО).
По результатам торгов ценовое предложение, поступившее от ООО "ЛИЗАРД", получило первое место. В регламентный срок ООО "ЛИЗАРД" направило подтверждение предложенной им цены контракта.
При подведении итогов запроса котировок ПАО Сбербанк на основании п. 11.4.4. Положения о закупках ОАО "Сбербанк России" от 05.12.2011 N 2348. утвержденным постановлением Наблюдательного совета ОАО "Сбербанк России" от 05.12.2011 N113 §6а (далее - положение о закупках) отклонило заявку ООО "ЛИЗАРД" по основанию, предусмотренному п. 5.4. конкурсной документации, а именно ввиду несоответствия, по мнению конкурсной комиссии, участника закупки требованию 3.2.7. Технического задания - "отсутствие отрицательного опыта", выразившегося в наличии более трёх фактов неисполнения условий договора по ранее заключенным договорам с Заказчиком, в т.ч. по качеству и срокам поставки товаров, оказания услуг.
ООО "ЛИЗАРД" полагает данный критерий субъективным, не направленным на реальную оценку предложений участников, поскольку он не связан с предметом договора, заключаемого по результатам закупочной процедуры.
Кроме того из положения о закупках, конкурсной документации запроса котировок не представляется возможным определить, что именно следует понимать под фактом неисполнения условий договора по ранее заключенным договорам. Факт неисполнения договорных обязательств подтверждается вступившими в законную силу судебными решениями по фактам неисполнения условий ранее заключенных договоров, вынесенными не в пользу Участника запроса котировок. Такого рода судебных решений нет.
Наличие жалоб, рекламаций, претензий от Заказчика на неисполнение Участником запроса котировок своих обязательств по договорам на оказание услуг, по которым Участник запроса предложений являлся Исполнителем, само по себе не может быть признано надлежащим подтверждением фактов неисполнения Участником договорных обязательств.
Сам протокол N 3 заседания Конкурсной комиссии Сибирского банка ПАО Сбербанк не содержит указаний на факты неисполнения условий договора по ранее заключенным договорам с Заказчиком.
Между ПАО "Сбербанк" и ООО "ЛИЗАРД" заключен и действует договор технического обслуживания N 25/2016ЦС от 25.08.2016 г. В рамках исполнения названного договора в конце каждого отчётного периода (месяца) сторонами подписываются акты сдачи-приёмки работ по плановому техническому обслуживанию электронных систем безопасности. За весь период работы названные акты подписаны со стороны Заказчика (ПАО "Сбербанк") без замечаний.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее 223-ФЗ) заказчики руководствуются Конституцией РФ. Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 ст. 2 223-ФЗ правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положением о закупке). Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках ОАО "Сбербанк России" от 05.12.2011 N 2348, утвержденным постановлением Наблюдательного совета ОАО "Сбербанк России" от 05.12.2011 N113 §6а (далее - Положение о закупке).
П. 9 ч. 10 ст. 4 229-ФЗ о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 3 223-ФЗ заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
К неизмерямым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не формализовано или может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.
Согласно п. 3.2.7 требований к квалификации участника запроса котировок критерием оценки участников и основанием для отклонения заявки является отсутствие отрицательного опыта, выразившегося в наличии более трёх фактов неисполнения условий договора по ранее заключенным договорам с Заказчиком, в т.ч. по качеству и срокам поставки товаров, оказания услуг. Таким образом, положение документации фактически означает то, что Заказчик оценивая заявки, ранжирует их по степени предпочтительности для себя. При этом названная документация не содержит конкретного выражения фактов неисполнения Участником условий ранее заключенных договоров. Исходя из этого не ясно как, в каком порядке Заказчик оценивает, сопоставляет и ранжирует заявки, какой алгоритм действий при этом будет применяться, как будет выявляться предпочтительность той или иной заявки для Заказчика.
Действия Заказчика отклонению заявки ООО "ЛИЗАРД" нарушают требования пункта 4 части 1 статьи 3 223-ФЗ, а названная причина отклонения заявки не выдерживает критики, является необоснованной и нарушающей требования 223-ФЗ, Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Сибирский банк ПАО Сбербанк предоставил следующие возражения на доводы жалобы (вх. N 1459 от 19.02.2018 г.).
При объявлении Запроса котировок Банк основывался на принципах, установленных ст. 3 Федерального закона N 223-ФЗ от 18.07.2011 года "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в том числе учитывались принципы равноправия, справедливости, целевое и экономическое расходование денежных средств на приобретение услуг и другие принципы, установленные настоящим законом.
При закупке товаров, работ, услуг заказчик руководствуется Конституцией РФ. ГК РФ. Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативно- правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними актами, регламентирующими правила закупки.
Отношения, связанные с проведением закупок для нужд Банка, урегулированы Положением о закупках ОАО "Сбербанк России" N 2348 от 05.12.2011 года (далее - Положение о закупках), размещенном на официальном сайте.
В соответствии с пунктом 4.1.1. Положения. Банк вправе устанавливать в Документации требования к Участникам закупаемой Продукции, условиям ее поставки и определять перечень необходимых документов, подтверждающих соответствие этим требованиям. Раздел 5 Положения о закупках устанавливает общие требования к участникам закупочных процедур, пункты 5.З.. 6.2. Положения закрепляют, что иные дополнительные требования к Участникам устанавливаются документацией. При этом в документации не должны устанавливаться неизмеримые критерии, что также было соблюдено Банком при подготовке документации.
Проведенный Банком Запрос котировок в электронной форме по выбору организации среди субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) на оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию электронных систем безопасности объектов Кемеровского отделения на территории г. Кемерово, для нужд Сибирского банка ПАО Сбербанк, отвечающих требованиям настоящей документации, призван определить участников, обладающих достаточной квалификацией для выполнения работ, являющихся предметом закупки, на уровне, отвечающем законным интересам Банка и неопределенного круга лиц, конечных потребителей его услуг.
В соответствии с положениями Закона о закупках. Положения о размещении в ЕИС и Положения о закупках, сведения о закупочной процедуре и ее итогах, размещены в полном объеме в Единой информационной системе.
Основной задачей заказчика является баланс удовлетворения свои экономические интересов, что соответствует принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика, установленных в Федеральном законе от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее-Закона о защите конкуренции), Закона о закупках и Положении о закупках и поддержанием конкурентной борьбы в рамках закупочной процедуре.
Первоочередной целью Закона о закупках является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
Таким образом, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление лица, исполнение контракта с которым будет в наибольшей степени отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращая злоупотребление в сфере закупок, что предполагает относительную свободу заказчиков в определении условий закупок.
Недопустимость вмешательства кого-либо в процесс закупки по мотивам, связанным с оценкой целесообразности её условий и порядка проведения.
Учитывая предмет запроса котировок (комплексное техническое обслуживание электронных систем безопасности), Банк заинтересован в выборе лица, которое наиболее качественно оказывает услуги, т.к. поддержание электронных систем безопасности в надлежащем (исправном, работоспособном) состоянии, в первую очередь направлено на обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан - сотрудников и клиентов Банка.
Критерий "отсутствие отрицательного опыта работы" не может рассматриваться как противоречащий целям и принципам закупок, а право объективной оценки претендентов по этому критерию принадлежит заказчику.
В данном случае Заказчик сформулировал определенным образом ряд требований в целях объективной оценки претендентов со своей стороны как лица, способного непосредственно ("от первоисточника") рассмотреть вопрос об обоснованности жалоб на претендента. Иными словами, анализ отрицательного опыта работы заказчик возложил на себя как располагающего значимой и достоверной информацией и как способного дать адекватную оценку благодаря, прежде всего, своим знаниям о тех или иных производственных (рабочих) ситуациях.
Все участники закупки тем самым поставлены в равные условия, а субъективный фактор (при оценке жалоб) сведен к минимуму посредством критерия объективности (обоснованности) информации. Расширение же источников (носителей) такой информации заказчиком не исключено, но не детализировано, не более того.
Банком определены предпосылки для дисквалификации участника закупки, один из них несоответствие требованию: "Отсутствие за последние 2 года, предшествующие дате подачи заявки, трех и более фактов не исполнения условий договора, по ранее заключенным договорам с Заказчиком, в том числе по качеству и срокам поставки товаров, оказания услуг"
Такая формулировка Банком требований к участникам закупки носит достаточно определенный (измеримый) характер; она означает четкие, понятные и равные условия для всех участников Запроса котировок, сбалансированные потребностями заказчика.
Сама по себе открытая перспектива к совершенствованию подобного критерия не должна быть поставлена Заказчику в вину и не может лишить его гарантий относительно скорого и эффективного удовлетворения своих нужд, а значит и нужд своих потребителей, (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.05.2014 N Ф07-2336/2014 по делу N А56-37889/2013, Решение Новосибирского УФАС России от 29.08.2017 г. по жалобе ЧОП "Темучин-Ачинск").
К своей заявке участник ООО "ЛИЗАРД" не приложил справку об отсутствии фактов не исполнения условий договора, по ранее заключенным договорам с Заказчиком, в том числе по качеству и срокам поставки товаров, оказания услуг за последние 2 года, предшествующие дате подачи заявки. Вместо требуемой справки, предоставлена справка об отсутствии негативной информации в отношении учредителя Кожемяко Л.А. и отсутствии ООО "ЛИЗАРД" в реестре недобросовестных поставщиков. Данный документ не подтверждает соответствие критерию "Отсутствие отрицательного опыта работы", согласно документации.
Закупочной документацией по критерию "отсутствие отрицательного опыта работы", предусмотрено подтверждение справки Участника. профильным подразделением Банка.
В ходе проверки профильным подразделением (управление безопасности Кемеровского отделения N8615 ПАО Сбербанк) Участника на соответствие данному требованию, было установлено не соответствие Участника данному критерию, а именно установлена информация о наличии фактов не исполнения условий Договора N25/2016ЦС от 25.08.2016 на комплексное техническое обслуживание электронных систем безопасности объектов Кемеровского отделения:
- Претензия N1 - N615-14-исх/612 от 18.07.2017 (о не проведении в июне 2017 года технического обслуживания на ЭСБ 28 УС и 4 ВСП). В ходе переписки ООО "Лизард" оспорило размер штрафных санкций, по факт не исполнения условий Договора подтвержден согласием ООО "ЛИЗАРД" на удержание штрафных санкций в согласованном размере.
- Претензия N2 - N8615-14-исх/710 от 17.08.2017 (о не проведении в июле 2017 года технического обслуживания ЭСБ 42 УС и 15 ВСП). факт не исполнения условий Договора подтвержден подписанным с двух сторон Актом сдачи-приемки работ по ПТО от 16.08.2017.
- Претензия N3 - N8615-14-исх/843 от 10.10.2017 (о не проведении в сентябре 2017 года технического обслуживания ЭСБ 30 УС и 6 ВСП), факт не исполнения условий Договора подтвержден подписанным с двух сторон Актом сдачи-приемки работ по ПТО от 10.10.2017.
- Претензия N4 - N8615-14-исх/960 от 21.1 1.2017. N8615-14исх/984 от 01.12.2017 (не исполнение заявки на ремонт ОПС в ВСП N8615/0212. не выполнение ТО на ЭСБ УС N10242173 и ВСП N8615/0322). факт не исполнения условий Договора подтвержден в части не выполнения ТО на ЭСБ УС N10242173 и ВСП N8615/0322 подписанным с двух сторон Актом сдачи-приемки работ по ПТО от 01.12.2017.
Все вышеперечисленные претензии по действующему Договору N25/2016ЦС от 25.08.2016 соответствуют предмету закупочной процедуры N СБ2017-0298(ЗКО), следовательно Конкурсная комиссия приняла решение об отклонении заявки участника ООО "ЛИЗАРД" на основании п. 5.4. документации запроса котировок "несоответствие Участника требованиям запроса котировок", а именно не соответствие Участника требованию п. 3.2.7 Технического задания "отсутствие отрицательного опыта работы", выразившееся в наличии более трех фактов не исполнения условий договора, по ранее заключенным договорам с Заказчиком, в том числе по качеству и срокам поставки товаров, оказания услуг" и рассмотрела следующую по ранжированию заявку.
При этом факты не исполнения условий договора, по ранее заключенным договорам с Заказчиком не были опубликованы по соображениям конфиденциальности и риска нанесения ущерба деловой репутации участника ООО "ЛИЗАРД".
Рассмотрев по существу поступившую жалобу, доводы, представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.
Закупка в форме запроса котировок в электронной форме по выбору организации среди субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) на оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию электронных систем безопасности объектов Кемеровского отделения N8646 на территории г. Кемерово для нужд Сибирского банка ПАО Сбербанк N СБ2017-0298(ЗКО) производится в рамках положений Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223- ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" целями регулирования настоящего Федерального закона являются создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223- ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения.
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223- ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в документации о закупке должны быть указаны, в том числе, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Определение заказчиком требований к участникам закупки должно осуществляться в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Согласно протоколу N 03 от 29.01.2018 Конкурсной комиссией Сибирского банка ПАО Сбербанк по закупке товаров, выполнению работ, оказанию услуг принято решение признать заявку ООО "ЛИЗАРД" не соответствующей требованиям, установленным в документации на проведение запроса котировок на основании п. 5.4 документации запроса котировок "несоответствие Участника требованиям документации о проведении квалификационного отбора", а именно, п. 3.2.7 Технического задания "Отсутствие отрицательного опыта работы" (наличие более трех фактов не исполнения условий договора, по ранее заключенным договорам с Заказчиком, в том числе по качеству и срокам оказания услуг).
Основания для отклонения заявки установлены в п. 5.4. котировочной документации:
- несоответствие Участника требованиям запроса котировок;
- наличие негативной информации в отношении деловой репутации Участника;
- неудовлетворительное финансовое состояние Участника, влекущее за собой риски невыполнения обязательств по договору.
Согласно протоколу N03 от 29.01.2018 Заявителю отказано в допуске в связи с нарушением пункта 3.2.7 "Отсутствие отрицательного опыта работы".
Пункт 3.2.7 Технического задания устанавливает требование об отсутствии за последние 2 года, предшествующие дате подачи заявки, трех и более фактов не исполнения условий договора, по ранее заключенным договорам с Заказчиком, в том числе по качеству и срокам поставки товаров, оказания услуг, что должно подтверждаться справкой Участника.
Сибирский Банк ПАО "Сбербанк России" представил подтверждение фактов неисполнения заявителем условий ранее заключенных договоров с заказчиком, в том числе по качеству и срокам оказания услуг.
Таким образом, конкурсная комиссия Сибирского банка ПАО Сбербанк по запросу котировок в электронной форме по выбору организации среди субъектов малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию электронных систем безопасности объектов Кемеровского отделения N8646 на территории г. Кемероводля нужд Сибирского банка ПАО Сбербанк правомерно признала заявку ООО "ЛИЗАРД" не соответствующей требованиям, установленным в документации на проведение запроса котировок.
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ЛИЗАРД" (вх. N 664э от 09.02.2018, N52ф от 09.02.2018) на действия организатора торгов - Сибирского банка ПАО "Сбербанк" при проведении запроса котировок в электронной форме по выбору организации среди субъектов малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию электронных систем безопасности объектов Кемеровского отделения N8646 на территории г. Кемерово для нужд Сибирского банка ПАО "Сбербанк" (NСБ2017-0298(ЗКО) необоснованной.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 20 февраля 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 28.02.2018