Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) <_>, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 19 февраля 2018 года и другие материалы дела, возбужденного по части 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении индивидуального предпринимателя <_> (ИНН <_>),
в отсутствие ИП <_> (ходатайство от 27.02.2018 вх. N 1725)
У С Т А Н О В И Л А:
Решением Комиссии Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 13 февраля 2018 года по делу N 06-06/03-2018 реклама, распространенная 24.10.2017 ИП <_> на фасаде здания N 45 по ул. Декабристов в г. Омске (Бизнес-центр "На Декабристов"), была признана ненадлежащей, нарушающей требования части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе").
Комиссией Омского УФАС России также было принято решение о передаче материалов дела N 06-06/03-2018 для возбуждения дела об административном правонарушении по части 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дело об административном правонарушении было возбуждено протоколом от 19 февраля 2018 года N 06-07/19-2018/14.3.
В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе 24.10.2017 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Омской области был установлен факт распространения на фасаде здания N 45 по ул. Декабристов в г. Омске (Бизнес-центр "На Декабристов") рекламы следующего содержания: "ОПТИКА интервзгляд Прием врача офтальмолога Без очереди Подбор очков любой сложности Пенсионерам и студентам скидки Бодрящий кофе в подарок Мы рядом Куйбышева, 62 ivoptics.ru".
Распространенная информация подпадает под понятие "реклама", поскольку обладает всеми ее признаками - распространена наружным способом, в адрес неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к магазину оптики "ИнтерВзгляд" и к оказываемым услугам.
В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
При этом под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
Медицинская услуга представляет собой медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение. Выполнение медицинских вмешательств осуществляется только медицинскими работниками.
Согласно приказу Минздрава России от 13.10.2017 N 804н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг" медицинские услуги класса "В" представляют собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
К медицинским услугам класса "В" относится прием (осмотр, консультация) врача-офтальмолога первичный (В 01 029 001), прием (осмотр, консультация) врача-офтальмолога повторный (В 01 029 002).
В соответствии с частью 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
На момент выявления факта распространения вышеуказанной рекламы, предупреждение, предусмотренное частью 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе", в данной рекламе отсутствовало.
По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
На запрос Омского УФАС России в Бизнес-центр "На Декабристов" ООО "Мир печати" были представлены следующие пояснения (вх. N 9278 от 21.11.2017): "_Рекламно-информационная конструкция на фасаде здания по адресу: г. Омск, ул. Декабристов, д. 45. размещена на основании договора N б/н от 01 октября 2016 г. между ООО "Мир печати", ИНН <_>, именуемое по договору "Исполнитель" и ИП <_>, ИНН <_>, именуемый по договору "Заказчик".
Согласно п. 3.2.1. данного договора Заказчик обязуется установить рекламно-информационную конструкцию на фасаде здания в точном соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также в соответствии с п. 3.2.2. согласовать и получить разрешение на установку рекламно-информационной конструкции в Департаменте имущественных отношений администрации г. Омска...".
В пояснениях от 08.02.2018 вх. N 1122э ИП <_> дословно указал, что: " .. 01 октября 2016 г. между ООО "Мир Печати" (Исполнитель) и ИП <_> (Заказчик) был заключен договор на установку и эксплуатацию рекламно-информационной конструкции, в соответствии с которым исполнитель предоставляет заказчику возможность установки и эксплуатации рекламно - информационную конструкцию, расположенную по адресу: г. Омск, улица Декабристов, 45.
Так же хочу пояснить, что каких-либо договоров с какой-либо организацией на размещение рекламно информационных материалов, а так же печать я не заключал. Печать и монтаж баннера, _ по адресу: г. Омск, улица Декабристов, 45 была осуществлена мной исключительно своими силами и за свои счет. Нарушение в сфере законодательства о рекламе признаю в полном объеме_".
Таким образом, ИП <_> является как рекламодателем, т.е. изготовителем или продавцом товара либо иным определившим объект рекламирования и (или) содержание рекламы, так и рекламораспространителем, т.е. лицом, осуществившем распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункты 5 и 7 статьи 3 Федерального закона "О рекламе").
В силу частей 6 и 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" несет рекламодатель и рекламораспространитель.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей <_> зарегистрирован как индивидуальный предприниматель 01.04.2015 с присвоением ему ОГРНИП <_>.
В силу примечания к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения несут административную ответственность как должностные лица.
Таким образом, ИП <_>, имея возможность для соблюдения требований части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" и не приняв все зависящие от него меры по их соблюдению, распространив ненадлежащую рекламу, совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Протокол по делу об административном правонарушении N 06-07/19-2018/14.3 был составлен 19 февраля 2018 года уполномоченным должностным лицом Омского УФАС России в присутствии защитника <_> (доверенность от 19.02.2018 б/н).
На момент рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные статьей 4.5 КоАП РФ, не истекли.
Вина ИП <_> в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 14.3 КоАП РФ, доказана и подтверждается материалами дела об административном правонарушении N 06-07/19-2018/14.3.
Местом совершения административного правонарушения является место распространения указанной рекламы: фасад здания N 45 по ул. Декабристов в г. Омске (Бизнес-центр "На Декабристов").
Временем совершения административных правонарушений является дата фиксации распространения рекламы, а именно: 24.10.2017.
При назначении наказания должностным лицом, рассматривающим дело N 06-07/19-2018/14.3, учитываются общие правила назначения административного наказания, предусмотренные статьей 4.1 КоАП РФ.
Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение ИП <_> установленных Федеральным законом "О рекламе" требований, а также обстоятельства, вынуждающие его действовать в состоянии крайней необходимости, при рассмотрении дела не установлены.
Должностным лицом, рассматривающим дело N 06-07/19-2018/14.3, в качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность ИП <_> (статья 4.2 КоАП РФ), признаны его раскаяние, а также тот факт, что административное правонарушение совершено им впервые.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ИП <_> (статья 4.3 КоАП РФ), не выявлено.
Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства на сайте Федеральной налоговой службы России https://rmsp.nalog.ru от 27.02.2018 N ИЭ9965-18-1044487 индивидуальный предприниматель <_> является субъектом малого и среднего предпринимательства - микропредприятие (дата внесения сведений в реестр 01.08.2016).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации") субъекты малого и среднего предпринимательства - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.
Часть 1 статьи 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" предусматривает, что к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
На основании части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно частям 1, 2, 3 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
Оценив характер и обстоятельства совершенного ИП <_> административного правонарушения, должностное лицо усмотрело основания для применения положений статей 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ, поскольку их применение в данной ситуации является справедливым, отвечающим принципу целесообразности юридической ответственности, характеру правонарушения и обстоятельствам его совершения, соответствует как интересам лица, привлекаемого к ответственности, так и интересам государства.
Учитывая, что факт возбуждения административного дела сам по себе уже выполняет предупредительную функцию, вынесение предупреждения по данному делу обеспечивает соответствующую защиту охраняемым законом государственным и общественным интересам.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 3.4, 4.1.1, 14.3, 23.48, частью 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
П О С Т А Н О В И Л А:
Признать индивидуального предпринимателя <_> виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и применить к нему меру ответственности, предусмотренную частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде предупреждения за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
По истечении этого срока необжалованное и неопротестованное постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу и обращается к исполнению.
Заместитель руководителя управления <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 27 февраля 2018 г. N 06-07/19-2018/14.3
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 28.02.2018