Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ИП Ткаченко <_> (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГБУЗ "Психоневрологический диспансер N3" министерства здравоохранения Краснодарского края при проведении электронного аукциона: "Поставка продуктов питания (витаминно-минеральный комплекс) для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Психоневрологический диспансер N3" министерства здравоохранения Краснодарского края" (извещение N 0318200049618000045) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе. Заказчик в описании объекта закупки описывает назначение продукта, противоречащее ГОСТ. Кроме того, заказчик требует соответствие соответствия только таблице 2 ГОСТ Р 57106-2016.
Заказчиком представлены письменные пояснения, согласно которым заказчик считает, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ГБУЗ "Психоневрологический диспансер N3" министерства здравоохранения Краснодарского края проводился электронный аукцион: "Поставка продуктов питания (витаминно-минеральный комплекс) для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Психоневрологический диспансер N3" министерства здравоохранения Краснодарского края" (извещение N 0318200049618000045).
Начальная (максимальная) цена контракта - 124 000,00 рублей.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п.1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
- в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В описании объекта закупки заказчиком установлены следующие требования:
- Документы, подтверждающие область применения продукции в медицинских организациях: Экспертное заключение с разрешенной областью применения ВМК в лечебном питании - документ, выдаваемый федеральными государственными учреждениями здравоохранения, аккредитованными в установленном порядке, согласно приказу Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19 июля 2007 г N224.
- Разъяснение (письмо) Роспотребнадзора о форме подтверждения соответствия продукции и область применения.
Федеральный закон от 02.01.2000 N29-ФЗ "О качестве безопасности пищевых продуктов" и технический регламент Таможенного союза 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" подобных требований не содержат.
Согласно ст.21 ТР ТС 021/2011 Оценка (подтверждение) соответствия пищевой продукции, за исключением пищевой продукции, указанной в части 3 настоящей статьи, требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции проводится в формах:
1) подтверждения (декларирования) соответствия пищевой продукции;
2) государственной регистрации специализированной пищевой продукции.
В соответствии со ст.23 ТР ТС 021/2011 декларирование соответствия пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции осуществляется путем принятия по выбору заявителя декларации о соответствии на основании собственных доказательств и (или) доказательств, полученных с участием третьей стороны.
Ст.24 ТР ТС 021/2011 установлено, что специализированная пищевая продукция подлежит государственной регистрации.
К специализированной пищевой продукции относятся:
1) пищевая продукция для детского питания, в том числе вода питьевая для детского питания;
2) пищевая продукция для диетического лечебного и диетического профилактического питания;
3) минеральная природная, лечебно-столовая, лечебная минеральная вода с минерализацией свыше 1 мг/дм3 или при меньшей минерализации, содержащая биологически активные вещества в количестве не ниже бальнеологических норм;
4) пищевая продукция для питания спортсменов, беременных и кормящих женщин;
5) биологически активные добавки к пище (БАД).
2. Пищевая продукция, указанная в части 1 настоящей статьи, допускается к производству (изготовлению), хранению, перевозке (транспортированию) и реализации после ее государственной регистрации в установленном настоящим техническим регламентом порядке.
3. Государственная регистрация специализированной пищевой продукции проводится на этапе ее подготовки к производству (изготовлению) на таможенной территории Таможенного союза, а специализированной пищевой продукции, ввозимой на таможенную территорию Таможенного союза - до ее ввоза на таможенную территорию Таможенного союза.
Заказчиком не предъявлены требования о наличии государственной регистрации продукции в соответствии со ст.24 ТР ТС 021/2011.
Кроме того, экспертное заключение об области применения продукции выдается для целей последующей государственной регистрации продукции и не является обязательным документом, который необходимо предоставить при поставке товара или в составе вторых частей заявок на участие в электронном аукционе.
Информационная карта аукционной документации не содержит указаний на необходимость предоставления участником документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заказчиком не установлено, когда необходимо предоставить указанные документы (Экспертное заключение с разрешенной областью применения ВМК в лечебном питании, Разъяснение (письмо) Роспотребнадзора о форме подтверждения соответствия продукции и область применения), и кем они должны быть предоставлены.
Также в описании объекта закупки заказчиком установлены следующие требования: Витаминно-минеральный комплекс (ВМК) Профитин или эквивалент: Предназначен для пищеблоков лечебных учреждений для обогащения готовых блюд витаминами и минералами (первых, вторых блюд, или напитков).
Подтвержденная область применения: "предназначен для обогащения готовых блюд диетического (лечебного и профилактического) питания взрослых и детей старше 3х лет в организованных коллективах, медицинских организациях и системе общественного питания".
Сопроводительные документы на витаминно-минеральный комплекс не содержат подобного описания области применения товара.
Таким образом, размещенное заказчиком описание объекта закупки составлено с нарушением ст.33 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Ткаченко <_> обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - ГБУЗ "Психоневрологический диспансер N3" министерства здравоохранения Краснодарского края нарушение п.1) ч.1 ст.33, ч.3 ст.7, п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - ГБУЗ "Психоневрологический диспансер N3" министерства здравоохранения Краснодарского края (Единой комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
\
ПРЕДПИСАНИЕ N119
по делу NЭА-211/2018 о нарушении
законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
26 февраля 2018 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), на основании своего решения от 26.02.2018 г. по делу NЭА-211/2018, принятого по результатам рассмотрения жалобы ИП Ткаченко <_> на действия заказчика - ГБУЗ "Психоневрологический диспансер N3" министерства здравоохранения Краснодарского края при проведении электронного аукциона: "Поставка продуктов питания (витаминно-минеральный комплекс) для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Психоневрологический диспансер N3" министерства здравоохранения Краснодарского края" (извещение N 0318200049618000045) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе), руководствуясь ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе предписывает:
1. Заказчику - ГБУЗ "Психоневрологический диспансер N3" министерства здравоохранения Краснодарского края (Единой комиссии) устранить нарушение п.1) ч.1 ст.33, ч.3 ст.7, п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, а именно:
- отменить протоколы, составленные в ходе размещения закупки (электронный аукцион N 0318200049618000045);
- внести изменения в документацию электронного аукциона в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 26.02.2018 по делу N ЭА-211/2018;
2. Продлить срок окончания подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе; назначить новую дату окончания срока подачи заявок; назначить новую дату окончания срока рассмотрения заявок, дату проведения электронного аукциона.
3. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения предписания. Отменить протокол проведения аукциона (при наличии). Уведомить участников закупки, подавших заявки, об отмене протоколов и внесения изменений в документацию электронного аукциона N 0318200049618000045. Разблокировать денежные средства, внесенные участниками закупки в качестве обеспечения заявок. Назначить новое время проведения электронного аукциона.
4. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 7 рабочих дней с момента его получения.
5. Заказчику в письменном виде в срок до 23.03.2018 сообщить об исполнении предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч.25 ст.99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 26 февраля 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 26.02.2018