Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО ОПК "Сибэкохим" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ПАО "Мосэнерго" (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку технических моющих средств для нужд Публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Мосэнерго" (реестровый N 31806001140) (далее - Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, нарушения со стороны Заказчика при проведении Закупки выразились в установлении в Закупочной документации чрезмерных и необоснованных требований к потенциальным участникам Закупки, а также в нераскрытии в Закупочной документации порядка согласования поставки продукции с техническими службами Заказчика.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закон о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупок (далее - Положение о закупках), размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - Официальный сайт).
Заказчиком 11.01.2018 на Официальном сайте размещено извещение о проведении Закупки. Начальная (максимальная) цена договора - 9 970 578,80 руб. Дата окончания подачи заявок - 19.01.2018.
В соответствии с протоколом вскрытия заявок N 3610 от 19.0.1.2018 на участие в Закупке подана единственная заявка от ООО "НПП "ТЕХНОБИОР".
Заявитель в своей жалобе указывает, что требования пункта 2.3.1.9 Закупочной документации являются дискриминационными и чрезмерными. Указанные требования, по мнению Заявителя, ограничивают число потенциальных участников Закупки.
С вышеизложенным доводом жалобы Заявителя Заказчик не согласился, представив письменные возражения.
Комиссия, рассмотрев представленные возражения Заказчика, а также оценив всю представленную информацию в ее совокупности и взаимной связи, приходит к выводу, что довод жалобы Заявителя необоснованный по следующим основаниям.
Согласно пункту 2.3.1.9 Закупочной документации в случае, если участник не является производителем (изготовителем) продукции, в состав своей заявки он должен включить письмо, выданное производителем (изготовителем) продукции, о готовности производителя (изготовителя) продукции осуществлять отпуск продукции для нужд Заказчика (форма 11 раздела 4).
Также допускается, что Участник / коллективный участник может не располагать возможностью по предоставлению письма от производителя (изготовителя) Продукции, указанного выше, если Продукция приобретается не у производителя (изготовителя) Продукции, а у лица, уполномоченного производителем (изготовителем) Продукции на реализацию Продукции (далее - Уполномоченное лицо). В этом случае Участником / коллективным участником в состав своей Заявки включается письмо, выданное Уполномоченным лицом, о готовности Уполномоченного лица осуществить отпуск Продукции для нужд Заказчика (форма 11. раздела 4). При этом Участником / коллективным участником должна быть приложена копия актуального (действительного) документа, выданного производителем (изготовителем) Продукции, удостоверяющего полномочие Уполномоченного лица на реализацию Продукции данного производителя (изготовителя) Продукции.
В случае если Участник заявляет в своем предложении субпоставщика или является коллективным Участником, то обозначенные в предыдущих абзацах требования о предоставлении Участником письма, выданного производителем (изготовителем) Продукции / Уполномоченным лицом относится к каждому лицу (участнику, субпоставщику, членам коллективного участника) только в части соответствующего планируемого таким лицом объема поставки Продукции.
Допускается, что Участник (заявленный Участником субпоставщик) / коллективный участник (член коллективного участника) может обладать статусом Уполномоченного лица. В этом случае, установленные выше требования настоящего пункта о предоставлении писем, выданных производителем (изготовителем) Продукции / Уполномоченным лицом, о готовности производителя (изготовителя) Продукции / Уполномоченного лица осуществлять отпуск Продукции для нужд Заказчика не являются обязательными для исполнения. При этом Участником / коллективным участником предоставляется копия актуального (действительного) документа, выданного производителем (изготовителем) Продукции, удостоверяющего обозначенный статус Уполномоченного лица.
Допускается, что Продукцию, отвечающую требованиям Документации, Участник (заявленный Участником субпоставщик) / коллективный участник (член коллективного участника) может иметь в наличии, хранящуюся на собственных складах либо на арендуемых складах. В этом случае, установленные выше требования настоящего пункта о предоставлении Участником / коллективным участником письма, выданного производителем (изготовителем) Продукции, о готовности производителя (изготовителя) Продукции осуществлять отпуск Продукции для нужд Заказчика не являются обязательными для исполнения Участником / коллективным участником, но только в части объема Продукции имеющегося у Участника / коллективного участника в наличии. При этом Участник / коллективный участник обязан:
указать в своем коммерческом предложении (форма 6 раздела 4) в графе "Примечание" напротив каждой позиции обозначенного объема фразу "Имеется в наличии";
включить в состав своей Заявки по обозначенным выше позициям копии документов, подтверждающих факт наличия у Участника Продукции (приобретения Продукции Участником) .
предоставить Организатору/Заказчику (по требованию Организатора/Заказчика) возможность на любом из этапов запроса предложений провести инспекцию заявленной имеющейся в наличии Продукции.
Требования настоящего пункта применяются только в том случае, если обязанность Участника по предоставлению письма, выданного производителем (изготовителем) Продукции, о готовности производителя (изготовителя) Продукции осуществлять отпуск Продукции для нужд Заказчика предусмотрена в Разделе 5 Документации. При этом установлено, что настоящий пункт дополняет условия, приведенные в Разделе 5 Документации, устанавливающие обязанность Участника по предоставлению письма, выданного производителем (изготовителем) Продукции, о готовности производителя (изготовителя) Продукции осуществлять отпуск Продукции для нужд Заказчика.
Комиссия отмечает, что в соответствии с абзацем 5 вышеуказанного пункта Закупочной документации данные требования применяются только в случае установления соответствующего требования в Техническом задании Закупочной документации.
В настоящем случае, в Техническом задании Закупочной документации указанное требование отсутствует, и, соответственно, требования пункта 2.3.1.9 Закупочной документации не применяются.
Также необходимо отметить, что наличие определенного статуса у участника является не требованием, предъявляемым к участнику, а подкритерием оценки заявки участника.
Несоответствие указанному подкритерию не является основанием для отклонения заявки участника и не препятствует возможности подать заявку на участие в Закупке.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия признает довод жалобы Заявителя необоснованным.
Заявитель в свое жалобе указывает, что в Техническом задании Закупочной документации Заказчиком установлена возможность поставки эквивалентной продукции, однако порядок согласования с Заказчиком поставки такой продукции не раскрыт в Закупочной документации.
С вышеизложенным доводом жалобы Заявителя Заказчик не согласился, представив письменные возражения.
Комиссия, рассмотрев представленные возражения Заказчика, а также оценив всю представленную информацию в ее совокупности и взаимной связи, приходит к выводу, что довод жалобы Заявителя обоснован по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с пунктом 4.4 Технического задания Закупочной документации допускается предложение растворов моющих с техническими характеристиками, идентичными техническим характеристикам продукции, указанной в графике планируемых поставок (Приложение N 1 к Техническому заданию Закупочной документации), при условии согласования возможности их использования техническими службами Заказчика. В этом случае участник должен в составе заявки указать полные технические данные предлагаемой к поставке продукции и приложить техническую документацию.
Таким образом, закрепление в Закупочной документации возможности поставки продукции с идентичными характеристиками при условии согласования с техническими службами Заказчика, накладывает на Заказчика дополнительные обязанности по раскрытию информации о порядке такого согласования.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципами информационной открытости закупки, равноправием, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.
На основании изложенного Комиссия пришла к выводу, что объем сведений, включенный в состав Закупочной документации, а также установленные Заказчиком в Техническом задании не позволяет определить порядок согласования поставки продукции с техническими службами Заказчика.
Комиссия усматривает в действиях Заказчика нарушения требований пункта 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Вместе с тем Заявитель заявку на участие не подавал, с запросами на разъяснение положений Закупочной документации к Заказчику не обращался, заинтересованность в участии в Закупке не подтвердил. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что права и законные интересы Заявителя данными действиям Заказчика не нарушены.
Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной в части нераскрытия в Закупочной документации порядка согласования поставки продукции с техническими службами Заказчика. В остальной части - жалоба необоснованная.
Признать в действиях Заказчика нарушения требований пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
Обязательное для исполнения предписание Заказчику не выдавать, так как допущенные нарушения не повлияли на права и законные интересы Заявителя.
Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 22.01.2018 N ИГ/3048/18.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 25 января 2018 г. N 1-00-124/77-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.02.2018