Резолютивная часть объявлена 07.02.2018 года Решение изготовлено в полном объеме 20.02.2018 года |
г. Симферополь |
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю по рассмотрению дела N05/3768-17 о нарушении антимонопольного законодательства, возбуждённого по признакам нарушения Государственным унитарным предприятием Республики Крым "Крымские морские порты" в лице филиала "Ялтинский торговый порт" (298312, г. Керчь, ул. Кирова,28, ОГРН 1149102012620, ИНН 9111000450) пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившихся в создании препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам, в составе: председателя Комиссии Мельниковой В.В.- заместителя руководителя управления, членов Комиссии: Мамутовой Э.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере естественных монополий и на товарных рынках, Мардояна Э.Ж. \x{2212} главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере естественных монополий и на товарных рынках,
в присутствии заявителя - директора ООО "Фирма Ди Пи Эйч Модус" ЛТД Петункиной В.П., представителя заявителя - заместителя директора ООО "Фирма Ди Пи Эйч модус" ЛТД Холковского П.И. (доверенность б/н от 05.06.2017 г.), представителя ответчика - Ямпольской В.П. (доверенность N 57 от 28.12.2017 г.),
УСТАНОВИЛА:
Крымским УФАС России в рамках рассмотрения представленных Крымской транспортной прокуратурой материалов проверки доводов, изложенных в обращении директора ООО "Фирма Ди Пи Эйч Модус" ЛТД Петункиной В.П. на незаконные действия филиала ГУП РК "Крымские морские порты" "Ялтинский торговый порт" (далее - Филиал), установлено следующее.
В период с декабря 2016 года по март 2017 года ООО "Фирма Ди Пи Эйч Модус" ЛТД в адрес Ялтинского торгового порта неоднократно направлялись заявления с предложением заключения договора на прием и обслуживание судов в 2017 году, на которые Филиал, ссылаясь на разработку проекта новой формы договора, отвечал отказом.
В апреле-мае текущего года устанавливались запреты ООО ""Фирма Ди Пи Эйч Модус"" ЛТД на осуществление швартовки судов "Эол" и "А. ГЛАЗУНОВ" у причалов Пассажирского комплекса по различным причинам.
Так, в связи с работами по перебазированию флота с причала N2 Пассажирского комплекса в Грузопассажирский комплекс, в целях исключения угрозы безопасности с 24.04.2017 Портом установлен запрет ООО ""Фирма Ди Пи Эйч Модус"" ЛТД на осуществление швартовки судов "Эол" и "А. ГЛАЗУНОВ" у причалов Пассажирского комплекса, однако, согласно информации Капитана морского порта Ялта, в период проведения вышеуказанных работ с 25.04.2017 по 01.05.2017 судами Ялтинского торгового порта осуществлялась перевозка пассажиров со швартовкой и посадкой-высадкой пассажиров на причале N8 Пассажирского комплекса. Более того, между причалами N2 и 5, 8 Пассажирского комплекса Порта существует значительная отдаленность, что исключает возможность возникновения угрозы безопасности плавания.
В соответствии с частью 7 статьи 17 Федерального Закона "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" от 8 ноября 2007 года N 261-ФЗ услуги в морском порту оказываются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании договоров с пользователями.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары.
ГУП РК "Крымские морские порты" включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте приказом ФСТ России от 23.01.2015 N 73-т под регистрационным номером 91/3/1.
Частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции") предусмотрено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Исходя из вышеизложенного, в связи с наличием в действиях филиала ГУП РК "КМП" "Ялтинский торговый порт" признаков нарушения пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившихся в создании препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам, Приказом Крымского УФАС России возбуждено дело N05/3768-17 в отношении ГУП РК "Крымские морские порты".
Определением от 17 октября 2017 года дело N 05/3768-17 назначено к рассмотрению на 24. 10.2017 г. К участию в рассмотрении дела привлечены: в качестве ответчика - Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымские морские порты", в качестве заявителя - ООО "Фирма Ди Пи Эйч Модус" ЛТД.
В ходе рассмотрения дела N 05/3768-17 Комиссией установлены следующие обстоятельства.
Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымские морские порты" (далее - ГУП РК "Крымские морские порты", ГУП РК "КМП", предприятие) создано в соответствии с постановлением Государственного Совета Республики Крым от 26.03.2014 N 1865-6/14 "О государственном предприятии "Крымские морские порты" с изменениями, внесенными постановлениями Государственного Совета Республики Крым от 21.05.2014 N 2154-6/14 "О внесении изменений в некоторые постановления Государственного Совета Республики Крым", от 04.06.2014 N 2218-6/14 "О внесении изменений в некоторые постановления Государственного Совета Республики Крым", приказа Республиканского комитета Республики Крым по транспорту и связи от 14.05.2014 N 57 "О передаче имущества", приказа Министерства транспорта Республики Крым от 27.10.2014 г. N 33 "О передаче имущества".
Единственным учредителем (собственником имущества) ГУП РК "КМП" является Республика Крым.
Предприятие находится в ведении, включая полномочия собственника имущества, Министерства транспорта Республики Крым в соответствии с распоряжением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N 870-р "Об отнесении к ведению Министерства транспорта Республики Крым предприятий, учреждений, находящихся в ведении Республиканского комитета Республики Крым по транспорту и связи".
Предприятие имеет 8 филиалов: "Керченский торговый порт", "Керченский рыбный порт", "Феодосийский торговый порт", "Ялтинский торговый порт", "Евпаторийский торговый порт", "Керченская паромная переправа", "Госгидрография", "Порт-Терминал".
Ялтинский торговый порт специализируется на пассажирских перевозках, является одним из портов, которые принимают круизные суда. Порт также перерабатывает каботажные грузы, главным образом, строительные материалы. В центре Ялты расположен пассажирский комплекс, восточнее - в Массандре находится грузопассажирский комплекс. Принадлежащие Ялтинскому порту портовые пункты и причалы для перевозки пассажиров, находятся также в других населенных пунктах Крыма - от Фороса до Судака. Грузопассажирский портопункт включает грузовой причал, оснащенный кранами г/п 10-20 т., причал для судов типа РО-РО и паромов с кормовой аппарелью с осадкой 6 м. Портопункты и причалы: Форос, Симеиз, Алупка, Мисхор, Ласточкино гнездо, Золотой пляж, Ливадия, Интурист, Никитский ботанический сад, Донбасс, Морис Торез, Гурзуф, Фрунзенское, Рабочий уголок, Алушта, Малореченское, Рыбачье, Морское, Судак - служат для выполнения пассажирских операций судами портового флота.
Крымским УФАС России по результатам анализа предоставленных ГУП РК "Крымские морские порты" договоров об оказании услуг по приему и обслуживанию судов, заключенных предприятием в 2017 году, установлено следующее.
В период с 16.01.2017 по 13.04.2017 года ответчиком по делу в лице исполняющего обязанности директора филиала были заключены договоры об оказании услуг по приему и обслуживанию судов:
- N 4-Д-ЯТП-17 от 16.01.2017 г. с физическим лицом Харитоновой С.И. на оказание платных услуг судну "MANUNU" у причалов Пассажирского комплекса, Грузопассажирского портопункта в Массандре и приписных портопунктов филиала ГУП РК "КМП" "Ялтинский торговый порт", а также в акватории порта г. Ялта и на подходах к нему;
- N 14-Д-ЯТП-17 от 27.01.2017 г. с ФГБОУ "Всероссийский центр "Орленок" на оказание платных услуг теплоходу "Сочи-1" у причалов Пассажирского комплекса, Грузопассажирского портопункта в Массандре и приписных портопунктов филиала ГУП РК "КМП" "Ялтинский торговый порт", а также в акватории порта г. Ялта и на подходах к нему;
- N 16-Д-ЯТП-17 от 30.01.2017 г. с ООО "АТЛЕШ" на оказание платных услуг судну "Кристалл-Юг" у причалов Пассажирского комплекса, Грузопассажирского портопункта в Массандре и приписных портопунктов филиала ГУП РК "КМП" "Ялтинский торговый порт", а также в акватории порта г. Ялта и на подходах к нему;
-N 24-Д-ЯТП-17 от 20.02.2017 г. с физическим лицом Волынец Я.П. на оказание платных услуг судну "Союз" у причалов Пассажирского комплекса, Грузопассажирского портопункта в Массандре и приписных портопунктов филиала ГУП РК "КМП" "Ялтинский торговый порт", а также в акватории порта г. Ялта и на подходах к нему;
-N 28-Д-ЯТП-17 от 14.03.2017 г. с физическим лицом Волынец Я.П. на оказание платных услуг судну "Союз" у причалов Грузопассажирского портопункта в Массандре и приписных портопунктов филиала ГУП РК "КМП" "Ялтинский торговый порт", а также в акватории порта г. Ялта и на подходах к нему;
-N 35-Д-ЯТП-17 от 24.03.2017 г. с физическим лицом Терещенковым А.Н. на оказание платных услуг судну "Алмаз-Юг" у причалов Грузопассажирского портопункта в Массандре и приписных портопунктов филиала ГУП РК "КМП" "Ялтинский торговый порт", а также в акватории порта г. Ялта и на подходах к нему.
С ООО "Фирма Ди Пи Эйч Модус" ЛТД договор N 48-Д-ЯТП-17 на оказание платных услуг судам "Эол" и "А. ГЛАЗУНОВ" у причалов Грузопассажирского портопункта в Массандре и приписных портопунктов филиала ГУП РК "КМП" "Ялтинский торговый порт", а также в акватории порта г. Ялта и на подходах к нему заключен лишь 13.04.2017 г. со сроком действия до 28 апреля 2017 года (15 дней).
Таким образом, заявитель, начиная с мая 2017 года, вынужден вновь обращаться к ответчику по делу с заявлениями по вопросу заключения договора на прием и обслуживание судов. Кроме того, существенные замечания по проекту разработанного Филиалом договора, направленные директором ООО "Фирма Ди Пи Эйч Модус" ЛТД в адрес Ялтинского торгового порта, не были учтены. В ходе рассмотрения дела Ответчиком так и не были предоставлены объяснения о причинах непринятия вносимых
Заявителем предложений.
Запреты ООО "Фирма Ди Пи Эйч Модус"" ЛТД на осуществление швартовки судов "Эол" и "А. ГЛАЗУНОВ" у причалов Пассажирского комплекса мотивированы Ответчиком прежде всего отсутствием договора на прием и обслуживание судов, который согласно представленной филиалом ГУП РК "Крымские морские порты" "Ялтинский торговый порт" был разработан и опубликован на официальном сайте Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" лишь 26 мая 2017 года.
Согласно пояснениям представителя Ответчика в связи с осуществлением Филиалом комплекса мер, направленных на спуск судов на воду для работы в навигацию 2017 года, перебазированием флота Филиала из Пассажирского комплекса в Грузопассажирский портопункт в Массандре, проведения реконструкции причальных сооружений в рамках исполнения пункта 5 поручения Правительства Российской Федерации от 26.10.2016 N ДМ419-6411. а также Поручения Президента РФ от 13.10.2016 N ПР-1970ГС и невозможностью Филиала принять и предоставить место стоянки для судов Заявителя в пассажирском комплексе Филиалом 13.04.2017 был подписан с ООО ЛТД договор N 48-Д-ЯТП-17 об оказании услуг по приему и обслуживанию т/х "Эол" и т/х "Д. Глазунов" в Грузопассажирском портопункте в Массандре со сроком действия с 13.04.201 7 по 28.04.2017.
Комиссия не принимает доводы Ответчика в связи с тем, что анализ истребованных в ходе рассмотрения дела документов показал наличие договоров, заключенных на срок от 5 до 8 месяцев: N 54Д-ЯТД-17 от 13.04.2017, N 58Д-ЯТД-17 от 13.04.2017, N 59Д-ЯТД-17 от 13.04.2017, N 60Д-ЯТД-17 от 13.04.2017, N 73Д-ЯТД-17 от 13.04.2017, N 84Д-ЯТД-17 от 13.04.2017, N 138Д-ЯТД-17 от 13.04.2017, N 176Д-ЯТД-17 от 13.04.2017 и т.д.
Кроме того, преднамеренное затягивание оформления договорных отношений привело к созданию препятствий в ведении хозяйственной деятельности Заявителя: возможности использования причалов для высадки и посадки пассажиров, бункеровки пресной водой и т.д.
В соответствии частью 1 статьи 16 Федерального закона от 08.11.2007 N261-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" операторы морских терминалов и иные владельцы объектов инфраструктуры морского порта обязаны обеспечить равный доступ к услугам в морских портах.
Начало осуществления любой деятельности предусматривает наличие определен-ных препятствий экономического (минимальный размер уставного капитала либо собственных финансовых средств; лимитированный либо узкоспециальный спрос на производимую продукцию), техно-логического (наличие производственной базы, квалифицированного персонала) или нормативного (разрешения, лицензии, согласования и т.д.) характера.
Правовая природа запрета, предусмотренного п. 9 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" обусловлена недопустимостью создания дополнительных искусственных барьеров к доступу на товарный рынок.
Создание филиалом ГУП РК "КМП" "Ялтинский торговый порт" необоснованных пре-пятствий, незаконных барьеров для доступа хозяйствующего субъекта на соответствующий товарный рынок, в рассматриваемом случае - рынок морских перевозок пассажиров, на котором осуществляет деятельность ООО "Фирма Ди Пи Эйч Модус" ЛТД, оказывает влияние на состояние конкурентной среды и, соответственно, способно повлечь негативные последствия в виде ограничения, недопущения либо устранения конкуренции
Выслушав представителей сторон, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства и оценив действия ответчика на соответствие нормативно-правовым актам, регулирующим деятельность субъекта естественной монополии, Комиссия Крымского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к выводу о нарушении Государственным унитарным предприятием Республики Крым "Крымские морские порты" в лице филиала "Ялтинский торговый порт" (298312, г. Керчь, ул. Кирова,28; ОГРН 1149102012620, ИНН 9111000450) пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившихся в создании препятствий доступу на товарный рынок ООО "Фирма Ди Пи Эйч Модус" ЛТД.
Руководствуясь статьей 23, статьей 36, частью 1 статьи 39, частями 2,3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона РФ от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия Крымского УФАС России
Р Е Ш И Л А :
1.Признать положение Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" на рынке портовых услуг в период 2016-2017 гг. доминирующим.
2.Признать действия Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" в лице филиала "Ялтинский торговый порт" (298312, г. Керчь, ул. Кирова,28; ОГРН 1149102012620, ИНН 9111000450), выразившиеся в создании препятствий доступу на товарный рынок ООО "Фирма Ди Пи Эйч Модус" ЛТД, нарушением пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
3.Выдать ГУП РК "Крымские морские порты" предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на прекращение нарушения пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
4. Передать материалы дела должностному лицу Крымского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 05/3768-17
20.02.2018 года |
г. Симферополь |
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председателя Комиссии Мельниковой В.В.- заместителя руководителя управления,
членов Комиссии:
Мамутовой Э.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере естественных монополий и на товарных рынках,
Мардояна Э.Ж. \x{2212} главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере естественных монополий и на товарных рынках,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 20.02.2018 по делу N05/3768-17 о нарушении Государственным унитарным предприятием Республики Крым "Крымские морские порты" (298312, г. Керчь, ул. Кирова,28; ИНН 9111000450) пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1.Государственному унитарному предприятию Республики Крым "Крымские морские порты" устранить допущенное нарушение пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем исключения условий, способствующих созданию препятствий доступу на товарный рынок ООО "Фирма Ди Пи Эйч Модус" ЛТД.
2. Срок исполнения предписания - в течение одного месяца с момента получения.
3. Об исполнении Предписания сообщить в течение трех дней с момента исполнения с приложением подтверждающих документов.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Привлечение к административной ответственности не освобождает от обязанности исполнить решение и предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 7 февраля 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.02.2018