Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Скорость" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ФГБОУ ДО "ВДЦ "Смена" при проведении электронного аукциона: "Выполнение работ по модернизации внутриплощадочных инженерных сетей "Парка будущего" и площади "Молодые профессионалы"" (извещение N 0318100028517000380) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе. Заказчиком при описании объекта закупки установлены избыточные требования к товарам, а также требования, не соответствующие ГОСТ.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился. Аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ФГБОУ ДО "ВДЦ "Смена" проводился электронный аукцион: "Выполнение работ по модернизации внутриплощадочных инженерных сетей "Парка будущего" и площади "Молодые профессионалы"" (извещение N 0318100028517000380).
Начальная (максимальная) цена контракта - 23 187 803,93 рублей.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На основании п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
- в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В приложении N1 к техническому заданию заказчиком установлены следующие требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ:
По поз. 1 "Модуль с 1 портом для одномодового оптического кабеля" установлено:
1 |
Модуль с 1 портом для одномодового оптического кабеля |
Расстояние передачи данных |
Должно быть свыше 8,9 |
км |
Скорость передачи информации |
Должна быть от 8 до 12 |
Гбит/с
|
||
Длина волны |
Превышает 1260 |
нм |
По п.23 "Коммутационная панель" установлено:
23 |
Коммутационная панель
|
Назначение |
Должен быть для коммутации и защиты оптико-волоконных кабелей. |
- |
Тип адаптера |
должен быть SC |
- |
||
Количество адаптеров |
не должно быть \x{2264} 15 |
шт |
||
Цвет корпуса |
может быть серый, черный |
- |
||
Материалкорпуса |
сталь толщиной от 0,8 |
мм |
||
Тип крепления |
не менее 19 |
дюйм |
||
Габаритные размеры (Ш*Г*В) |
от 407*до 281*от 42 |
мм |
||
Конфигурация корпуса |
может быть выдвижной, невыдвижной |
- |
||
Степень защиты корпуса по ГОСТ 14254-2015 |
не ниже IP20 |
- |
||
Пигтейлы в комплекте |
должно быть не менее 16 |
шт |
||
Масса |
не более 2,7 |
кг |
Заказчиком не установлено требование о соответствии товара по п.1 "Модуль с 1 портом для одномодового оптического кабеля" ГОСТ Р 52266-2004 и по п.23 "Коммутационная панель" ГОСТ ГОСТ 28601.1-90, ГОСТ 28601.2-90, ГОСТ 28601.3-90, на которые ссылается Заявитель.
Перечень требуемых государственных стандартов приведен Заказчиком в Приложении N1 к техническому заданию, где Заказчиком установлено, каким государственным стандартам должны соответствовать поставляемые товары.
Таким образом, участники закупки имеют возможность указать значения показателей с учетом предполагаемого к использованию товара и отличные от ГОСТ.
По поз.4 "Доски обрезные хвойных пород" заказчиком установлено:
4 |
Доски обрезные хвойных пород |
|
Длина |
Должна быть в пределах 4-6,5 |
|
м |
Толщина |
Должна быть \x{2265}25, 32*-40*\ не менее 44 |
|
мм |
|||
Влажность |
Не должна быть \x{2265}23; не допускается |
|
% |
|||
Ширина |
Должна быть больше или равно 75 |
|
мм |
|||
Сорт |
Может быть III, IV и II |
|
- |
|||
Параметр шероховатости поверхности пиломатериалов |
Не должен превышать 1600 |
|
мкм |
В соответствии с п. 2.5 ГОСТ 8486-86 "Параметр шероховатости поверхности пиломатериалов Rmmax не должен превышать 1250 мкм для отборного, 1, 2 и 3-го сортов, а для 4-го сорта - 1600 мкм по ГОСТ 7016.".
Согласно п.2.3 ГОСТ 8486-86 пиломатериалы отборного, 1, 2, 3-го сортов изготовляют сухими (с влажностью не более 22%), сырыми (с влажностью более 22%) и сырыми антисептированными. В период с 1 мая по 1 октября изготовление сырых антисептированных и сырых пиломатериалов допускается по согласованию с потребителем (заказчиком).
Влажность пиломатериалов 4-го сорта не нормируется.
Аналогичные требования устанолвены заказчиком также по поз.49 "Шнур асбестовый общего назначения":
49 |
Шнур асбестовый общего назначения |
|
Назначение |
Должен быть предназначен [для теплоизоляции и уплотнения соединений в различных тепловых агрегатах и теплопроводящих системах при температуре до 400] |
°C |
Массовая доля асбестового волокна |
Не менее 78 |
% |
|||
Рабочая среда |
Может быть пар; газ; вода |
|
|||
Давление среды |
[До 0,1] |
МПа |
|||
Диаметр шнура |
2,5-6 |
Мм |
|||
Шнур |
Должен быть на основе хлопка; вискозы |
- |
В соответствии с п.2.4а, п.4.5 ГОСТ 1779-83 Массовая доля асбестового волокна в шнурах должна быть не менее 78%.
Массовую долю асбестового волокна (Х), %, вычисляют по формуле
,
где Х1 - потери массовой доли при прокаливании шнура, %;
Х2 - потери массовой доли при прокаливании асбеста, %.
Потери массовой доли вещества при прокаливании шнура определяют по ГОСТ 22030, асбеста - в зависимости от месторождения по ГОСТ 12871.
Заказчиком установлены требования к показателям товаров (материалов), используемых при выполнении работ, значения которых становятся известными при проведении испытаний определенной партии товара после ее производства. Кроме того, заказчиком установлены требования к влажность пиломатериалов, которые противоречат ГОСТ 8486-86.
Вместе с тем, в соответствии с инструкцией по заполнению заявки "При указании значений показателей употребление словосочетаний, слов, знаков: "должен", "не должен", "допускается", "не допускается", "может", "не может", "может быть", "не более", "не менее", "не ранее", "не хуже", "не выше", "не ниже", "до", "от", "более", "менее", "выше", "ниже", "минимально", "максимально", "легче", "шире", "уже", "превышает", "превышать", ">", "\x{2265}","<", "\x{2264}", "+", "-" и других не допускается, за исключением случаев, когда в соответствии с государственными стандартами установлено, что данное значение показателя не может быть конкретизировано, а также за исключением случаев, когда производителем установлено такое значение показателя как неизменяемое, или показатели и характеристики товаров определяются по испытаниям или различными методами вычисления с использованием специальной аппаратуры в лабораторных условиях в соответствии с требованиями действующих ГОСТ. При этом такие значения показателей товаров могут быть указаны в заявке в неконкретном, диапазонном (неконкретном) значениях и в конкретном значении. В данных случаях участникам закупки рекомендуется приложить к заявке технические паспорта, протоколы испытаний и иную документацию производителей товаров".
Таким образом, участники закупки имеют возможность указать не конкретные значения показателей в соответствии с ГОСТ и с учетом положений инструкции по заполнению заявки.
По поз.8 "Горячекатаная арматурная сталь периодического профиля": Номер профиля - должен быть более 8
В соответствии с п.1.3 ГОСТ 5781-82 номера профилей, площади поперечного сечения, масса 1 м длины арматурной стали гладкого и периодического профиля, а также предельные отклонения по массе для периодических профилей должны соответствовать указанным в табл.1.
Таблица 1
|
|
|
|
Номер профиля (номинальный диаметр стержня dH) |
Площадь поперечного сечения стержня, см2 |
Масса 1 м профиля |
|
|
|
Теоретическая, кг |
Предел. откл., % |
6 |
0,283 |
0,222 |
+9,0
|
8 |
0,503 |
0,395 |
-7,0 |
10 |
0,785 |
0,617 |
+5,0 -6,0 |
12 |
1,131 |
0,888 |
|
14 |
1,540 |
1,210 |
|
Таким образом, установленные заказчиком требования, вводят участников закупки в заблуждение, позволяя указать значения показателей, не соответствующие ГОСТ.
Вместе с тем, в аукционной документации также установлено: "Применяемые материалы, оборудование и изделия должны быть новыми, соответствовать следующим государственным стандартам: п. 4 таблицы "СВЕДЕНИЯ О КАЧЕСТВЕ, ТЕХНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ ТОВАРА, ЕГО БЕЗОПАСНОСТИ, ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ (ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ СВОЙСТВАХ) ТОВАРА, РАЗМЕРЕ, УПАКОВКЕ, ОТГРУЗКЕ ТОВАРА И ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ТОВАРЕ, ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОТОРЫХ ПРЕДУСМОТРЕНО ДОКУМЕНТАЦИЕЙ ОБ АУКЦИОНЕ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ" (далее-Таблица) ГОСТ 8486-86 Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия (с Изменениями N 1, 2, 3), ГОСТ 24454-80 Пиломатериалы хвойных пород. Размеры (с Изменениями N 1, 2), ГОСТ 18288-87 Производство лесопильное. Термины и определения, п. 6 Таблицы ГОСТ 19034-82 Трубки из поливинилхлоридного пластиката. Технические условия (с Изменением N 1), п.7 Таблицы ГОСТ 32415-2013 Трубы напорные из термопластов и соединительные детали к ним для систем водоснабжения и отопления. Общие технические условия, п. 8 Таблицы ГОСТ 5781-82 Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия (с Изменениями N 1, 2, 3, 4, 5)_".
Таким образом, участники закупки при заполнении заявки на участие в электронном аукционе должны также руководствоваться стандартами, указанными заказчиком (например, по п.8 товар должен соответствовать ГОСТ 5781-82, в том числе и в части указания номера профиля).
По п. 50 "ЩИТ распределительный" установлено:
50 |
ЩИТ распределительный |
Назначение |
должен быть предназначен для приема и распределения электрической энергии. |
- |
Номинальный ток |
[до 400]; [до 250] |
А |
||
Номинальное напряжение |
до 385 трехфазного переменного тока частотой 50 Гц |
В |
||
Выдерживаемый ударный ток |
не менее 10 |
кА |
||
Степень защиты по ГОСТ 14254-2015 |
должна быть IP31; IP54 |
- |
По мнению заявителя, заказчик вводит участников закупки в заблуждение, позволяя указать значения, не соответствующие стандарту, т.к. в Российской Федерации не предусмотрен трехфазный ток напряжением 385 В, 384 В, 383 В.
В соответствии с пояснениями заказчика "Приведенные заказчиком требования относятся не к сетям к которым будут подключаться оборудование, а к поставляемому оборудованию, которое может поддерживать значения номинального напряжения отличные от 380В. Такая поддержка сама по себе не может быть препятствием для использования оборудования в сети 380В, поскольку значение напряжения в сети (380В) является величиной непостоянной и изменяется в пределах 10% от номинального напряжения системы (пункт 3.1 ГОСТ 29322-2014)".
Таким образом, данный довод заявителя необоснован.
Также заявитель указывает, что Согласно Инструкции: "При указании значений показателей употребление словосочетаний, слов, знаков: "должен", "не должен", "допускается", "не допускается", "может", "не может", "может быть", "не более", "не менее", "не ранее", "не хуже", "не выше", "не ниже", "до", "от", "более", "менее", "выше", "ниже", "минимально", "максимально", "легче", "шире", "уже", "превышает", "превышать", ">", "\x{2265}","<", "\x{2264}", "+", "-" и других не допускается, за исключением случаев, когда в соответствии с государственными стандартами установлено, что данное значение показателя не может быть конкретизировано". Однако документация не содержит указания на то, какими ГОСТами следует руководствоваться при составлении заявки. Следовательно, невозможно установить, следует ли в таких случаях конкретизировать тот или иной показатель или оставить в неизменном виде.
Однако, в приложении N1 к техническому заданию аукционной документации заказчиком установлено требование о соответствии используемого при выполнении работ товара (материала) определенным государственным стандартам:
"Применяемые материалы, оборудование и изделия должны быть новыми, соответствовать следующим государственным стандартам: п. 4 таблицы "СВЕДЕНИЯ О КАЧЕСТВЕ, ТЕХНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ ТОВАРА, ЕГО БЕЗОПАСНОСТИ, ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ (ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ СВОЙСТВАХ) ТОВАРА, РАЗМЕРЕ, УПАКОВКЕ, ОТГРУЗКЕ ТОВАРА И ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ТОВАРЕ, ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОТОРЫХ ПРЕДУСМОТРЕНО ДОКУМЕНТАЦИЕЙ ОБ АУКЦИОНЕ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ" (далее-Таблица) ГОСТ 8486-86 Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия (с Изменениями N 1, 2, 3), ГОСТ 24454-80 Пиломатериалы хвойных пород. Размеры (с Изменениями N 1, 2), ГОСТ 18288-87 Производство лесопильное. Термины и определения, п. 6 Таблицы ГОСТ 19034-82 Трубки из поливинилхлоридного пластиката. Технические условия (с Изменением N 1), п.7 Таблицы ГОСТ 32415-2013 Трубы напорные из термопластов и соединительные детали к ним для систем водоснабжения и отопления. Общие технические условия, п. 8 Таблицы ГОСТ 5781-82 Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия (с Изменениями N 1, 2, 3, 4, 5)_".
На основании п.3.35 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Скорость" обоснованной в части наличия нарушений п.2) ч.1 ст.33, п.1), п.2) ч.1 ст.64, ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях заказчика - ФГБОУ ДО "ВДЦ "Смена" нарушение п.2) ч.1 ст.33, п.1), п.2) ч.1 ст.64, ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что допущенное нарушение на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не повлияло предписание не выдавать.
4. Отменить приостановление определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318100028517000380).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 19 февраля 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 19.02.2018