Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего <_>,
в присутствии представителей от:
<_>,
рассмотрев жалобу ООО "Атек-Энерго", материалы дела N8-01/6,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "Атек-Энерго" на действия организатора закупки АО "РусГидроСнабжение" при проведении открытого аукциона на право за-ключения договора поставки трансформаторов силовых 35 кВ (извещение N31705645930).
Как следует из жалобы ООО "Атек-Энерго" и дополнений к ней, заявка общества отклонена необоснованно, в конкурсной документации не указано, что участник закупки должен предоставлять декларации соответствия, выдан-ные организациями, имеющими аккредитацию Федеральной службы по аккре-дитации, в техническом задании не указано о необходимости предоставления сертификата системы качества производителя (изготовителя), выданного органом по сертификации, аккредитованным в установленном порядке, кон-курсная документация в части требования к сертификации оборудования не соответствует нормам действующего законодательства.
В заседании комиссии представители ООО "Атек-Энерго" доводы, изло-женные в жалобе, поддержали в полном объеме, пояснив, что обязательная го-сударственная аккредитация испытательных лабораторий не предусмотрена Федеральным законом от 28.12.2013 N412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации", заказчик отклонил заявку общества в связи с несоответствием аккредитации испытательной лаборатории, к самой продукции вопросов у заказчика не возникло. В документации о закупке не указано требование о предоставлении аккредитации испытательной лаборатории.
Из письменных возражений на жалобу АО "РусГидроСнабжение" от 17.01.2018 N15, и поддержанных в полном объеме в заседании комиссии пред-ставителем общества, следует, что установленные к документам, подаваемым в составе заявки, требования составлены в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", включение в документацию о закупке дополнительных требований направлено на выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям заказчика. В пункте 5.1 технических требований установлено, что предлагаемые к поставке трансформаторы должны иметь декларацию соответствия ГОСТам, которая с приложением протоколов исследований (испытаний), проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории и других документов, на основании которых выдана декларация соответствия, включается в состав заявки. Данное требование к безопасности поставляемого товара обусловлено дальнейшим использованием трансформаторов в производственной деятельности заказчика, связанной с электроснабжением, в связи с чем несоответствие трансформаторов такому требованию может повлиять на безопасные условия труда сотрудников заказчика, осуществляющих обслуживание электросетевого хозяйства, привести к перебоям в электроснабжении и нарушению прав потребителей (покупателей) элек-трической энергии. Являющиеся объектом закупки силовые трансформаторы включены в утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N982 единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии (раздел 3411 "транформаторы силовые (однофазные мощностью свыше 4 кВ А, трехфазные мощностью 6,3 кВ А и свыше)). В соответствии с примечанием к указанному разделу единого перечня декларация о соответствии трансформаторов силовых принимается при наличии у изготовителя (продавца) протокола испытаний и измерений, проведенных в аккредитованной в установленном порядке испытательной лаборатории (центре) или при наличии у изготовителя сертификата системы качества, выданного органом по сертификации, аккредитованным в установленном порядке. Из приложенных в составе заявки ООО "Атек-Энерго" документов следует, что декларирование соответствия осуществлено производителем на основании собственных доказательств и полученных с участием третьей стороны доказательств (использование испытательной лаборатории), при проведении испытаний использована лаборатория, которая не аккредитована Федеральной службой по аккредитации, что не соответствует требованиям законодательства о техническом регулировании и документации о закупке. Обществу направлялся запрос о предоставлении недостающих документов, документы, подтверждающие аккредитацию испытательной лаборатории национальным органом по аккредитации, не представлены. Возможность про-ведения аккредитации в иных организациях законодательством о техническом регулировании не предусмотрена. За разъяснениями общество не обращалось.
Жалоба рассматривается Комиссией Хабаровского УФАС России по пра-вилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Принятие решения по жалобе ООО "Атек-Энерго" в порядке части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции откладывалось до 26.01.2018.
Комиссия Хабаровского УФАС России, заслушав представителей АО "Атек-Энерго", АО "РусГидроСнабжение", рассмотрев материалы дела N8-01/6, пришла к следующим выводам.
Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалова-ния действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной пло-щадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации тор-гов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Действия (бездействие) могут быть обжалованы в антимонопольный ор-ган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установ-ленной законодательством и иными нормативными правовыми актами процедуры организации и проведения торгов, иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок.
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Феде-ральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила за-купки.
Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведе-ния процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения, а также требования к участникам и к закупаемым товарам, работам, услугам.
При закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равно-правие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограни-чений конкуренции по отношению к участникам закупки; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (статья 3 Закона о закупках).
В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должен быть указан предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
В документации о закупке должны быть указаны установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик; место, условия, сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям (пункты 1, 2, 3, 4, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках).
20.10.2017 на официальном сайте в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru АО "РусгидроСнабжение" размещено извещение N31705645930 о проведении открытого аукциона по право заключения догово-ра поставки трансформаторов силовых 35 кВ для нужд АО "ДРСК", документация о закупке. Начальная (максимальная) цена договора - 37 692 000,00 руб.
Дата окончания подачи заявок - 10.11.2017. Дата подведения итогов - 26.12.2017.
АО "РусГидроСнабжение" выступает организатором закупки на основа-нии заключенного с заказчиком АО "ДРСК" агентского договора от 08.09.2016 NДВ/РГС-ДРСК(З)-332.
Как следует из документации о закупке открытого аукциона на право за-ключения договора поставки трансформаторов силовых 35 кВ для нужд АО "ДРСК" (ГКПЗ N18.1), общие требования к заявке установлены пунктом 2.4.1, согласно подпункту 2.4.1.1. которого участник аукциона должен подготовить заявку, содержащую первую аукционную ставку на участие в аукционе и включающую в том числе техническое предложение (форма 3) по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей документации о закупке (пункт 5.2), документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям настоящей документации о закупке (пункт 2.5).
Требование к участникам аукциона, подтверждение соответствия предъявляемым требованиям установлены пунктом 2.5 закупочной документации. В соответствии с подпунктом "и" 2.5.1.1 документации о закупке участник закупки должен соответствовать дополнительным требованиям к участникам закупки, указанным в технических требованиях с предоставлением подтверждающих документов, указанных в технических требованиях.
В соответствии с подпунктом 2.8.1.2 документации о закупке рассмотрение заявок включает отборочную стадию (подпункт 2.8.2 документации о закупке).
В рамках отборочной стадии закупочная комиссия проверяет по критери-ям, указанным в разделе 8 документации о закупке (приложение N3 - отборочные критерии оценки заявок участников аукциона) правильность оформления заявок участников и их соответствие требованиям документации о закупке по существу; соответствие участников аукциона требованиям документации о закупке; соответствие предлагаемой продукции требованиям документации о закупке; соответствие предлагаемых договорных условий требованиям документации о закупке (подпункт 2.8.2.1 закупочной документации).
По результатам проведения отборочной стадии закупочная комиссия впра-ве отклонить заявки, поданные участниками аукциона, не отвечающие требованиям документации о закупке; содержащие предложения, не соответствующие установленным условиям документации о закупке; не содержащие документов, требуемых в соответствии с условиями документации о закупке (подпункт 2.8.2.4 закупочной документации).
В соответствии с подпунктом 2.8.2.87 закупочной документации в рамках отборочной стадии организатор вправе направить в адрес участника запрос разъяснений и (или) дополнения его заявки, влияющие на отклонение или оценку и сопоставление его заявки.
Срок уточнения участниками своих заявок на участие в закупке устанавливается одинаковый для всех участников и составляет не менее 2 (двух) рабочих дней с момента направления уведомления с ЭТП в адрес участникам о запросе организатора. Непредставление или представление не в полном объеме запрашиваемых документов и (или) разъяснений в рамках отборочной стадии рассмотрения заявок в установленный в запросе срок служит основанием для отказа в допуске к участию в закупке по основаниям пункта 2.8.2.4 настоящего раздела.
Техническое задание на поставку оборудования является приложением N1 к документации о закупке. Пунктом 5 технического задания установлены требования по предоставлению документации, подтверждающей безопасность оборудования (являются отборочными критериями), подпункт 5.1 которого содержит указание на Федеральный закон от 27.12.2002 N184-ФЗ "О техническом регулировании", на постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии". Силовые трансформаторы должны иметь декларацию соответствия указанным в техническом задании ГОСТам.
Также в соответствии с подпунктом 5.1 технического задания в составе заявки участнику надлежит представить отсканированные копии деклараций соответствия с приложением протоколов исследований (испытаний), проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории и других документов, на основании которых были выданы декларации соответствия, отсканированные копии утвержденных ТУ, в соответствии с которыми выпускается оборудование (полный текст).
Таким образом, закупочная документация содержит достаточно информа-ции для подготовки заявки в целях участия в закупке.
Согласно протоколу рассмотрения от 22.12.2017 NРГС-290/ОА-Р, на участие в аукционе поступило 8 заявок, заявки ООО "Атек-Энерго" (РГС-290/ОА-1.3), ООО "Дальневосточный энергетический союз" (РГС-290/ОА-1.5), ООО НПО "Сибэлектрощит" (РГС-290/ОА-1.7) отклонены от дальнейшего рас-смотрения в связи с несоответствием заявок требованиям аукционной документации, заявки участников РГС-290/ОА-1.1, РГС-290/ОА-1.2, РГС-290/ОА-1.4, РГС-290/ОА-1.6, РГС-290/ОА-1.8 признаны соответствующими условиям документации о закупке и приняты к дальнейшему рассмотрению. При этом заявка ООО "Атек-Энерго" (РГС-290/ОА-1.3) отклонена на основании пункта 2.8.2.4 "б" документации о закупке в связи с тем, что декларация соответствия на силовые трансформаторы напряжением до 35 кВ (от 18.07.2017 NРОСС RU.ЦСО1.Д00253) составлена на основании протокола, выданного лабораторией ООО "Квалитет-Стандарт", не имеющей аккредитации ФСА, что не соответствует абзацу 5 пункта 5.1 технического здания, которым установлено следующее: в составе заявки представить отсканированные копии деклараций соответствия с приложением протоколов исследований (испытаний), проведенных в аккредитованной лаборатории и других документов, на основании которых были выданы декларации соответствия.
Как следует из протокола от 26.12.2017 выбора победителя по открытому аукциону NРГС-290/ОА-ВП, победителем аукциона признано ООО "Неваэнергопром" с ценой предложения 36 228 011,20 руб. без учета НДС.
Как следует из заявки ООО "НеваЭнергоПром", поданной на участие в за-купке, в подтверждение соответствия трансформаторов, предложенных к по-ставке, им представлен протокол испытаний, проведенных испытательной лабораторией ОООО "Свердловэлектро-Силовые трансформаторы", указанная лаборатория имеет аттестат аккредитации с регистрационным номером РОСС RU/0001/22МВ32 от 24.05.2013 до 24.05.2018, данная информация содержится в сертификате соответствия NРОСС RU.МН08.Н27974, выданном Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.
Из заявки ООО "Атек-Энерго", поданной на участие в закупке, следует, что предлагаемые к поставке трансформаторы силовые, произведенные АО "Люберецкий завод Монтажавтоматика", прошли испытания в испытательной лаборатории ООО "Квалитет-Стандарт", имеющей аттестат аккредитации МОСТ RU.04ИАЕ0.BK0012.
12.12.2017 организатором закупки ООО "Тольяттинский Трансформатор", ООО "НПО "Ситбэлектрощит", ООО "СВЭЛ-Силовые трансформаторы", ООО "Дальневосточный Энергетический Союз", ООО "Атек-Энерго", подавшим заявки на участие в закупке, направлены запросы о предоставлении до 14.12.2017 документов и пояснений по заявкам.
ООО "Атек-Энерго" на данный запрос письмом от 13.12.2017 N1993 даны пояснения, приложены документы, в числе которых копия аттестата аккредитации испытательной лаборатории (центра), выданного ООО "Квалитет-Стандарт" о соответствии требованиям к испытательным лабораториям, осуществляющим работы по подтверждению соответствия объектов испытаний требованиям безопасности Центрального органа добровольной системы сертификации Мо Стандарт П СДС МоСт 02-2015, ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2009, документацию о регистрации высоковольтной лаборатории АО "Люберецкий завод Монтажавтоматика" в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), положение о лаборатории высоковольтных испытаний (ЛВВИ) департамента развития и технической политики, заключение независимого аудитора ПАО "НК "Роснефть" по возможности предприятия выпускать трансформаторы 35 кВ, фотоматериалы этапов производства масляных трансформаторов 35 кВ.
Постановлением Правительством Российской Федерации от 01.12.2009 N982 утверждены единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.
В соответствии с указанным единым перечнем продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответ-ствии, трансформаторы силовые (однофазные мощностью свыше 4 кВ А, трех-фазные мощностью 6,3 кВ А и свыше) содержатся в разделе 3411.
Согласно примечанию к указанному разделу, декларация о соответствии этой продукции принимается при наличии у изготовителя (продавца) протокола исследований (испытаний) и измерений, проведенных в аккредитованной в установленном порядке испытательной лаборатории (центре), или при наличии у изготовителя сертификата системы качества, выданного органом по сертификации, аккредитованным в установленном порядке.
В силу части 3 статьи 20 Федерального закона от 27.12.2002 N184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании) обязательное подтверждение соответствия осуществляется в 2 формах: при-нятия декларации о соответствии (далее - декларирование соответствия) или обязательной сертификации.
При этом декларирование соответствия осуществляется по одной из сле-дующих схем:
- принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств;
- принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра) (далее - третья сторона) (пункт 1 статьи 24 Закона о техническом регулировании).
В силу пункта 3 статьи 24 Закона о техническом регулировании при декларировании соответствия на основании собственных доказательств и полученных с участием третьей стороны доказательств заявитель по своему выбору в дополнение к собственным доказательствам, сформированным в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи:
- включает в доказательственные материалы протоколы исследований (испытаний) и измерений, проведенных в аккредитованной испытательной ла-боратории (центре);
- предоставляет сертификат системы менеджмента качества, в отноше-нии которого предусматривается контроль (надзор) органа по сертификации, выдавшего данный сертификат, за объектом сертификации.
При этом аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждение) соответствия, осуществляется национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации (статья 31 Закона о техническом регули-ровании).
В силу пункта 12 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 N412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" национальный орган по аккредитации - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по аккредитации в национальной системе аккредитации в соответствии с настоящим федеральным законом.
Согласно постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 N845, в полномочия Федеральной службы по аккредитации входит в том числе проведение аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в национальной системе аккредитации (пункту 5.1.1); ведение реестра испытательных лабораторий (центров), соответствующих принципам надлежащей лабораторной практики, соответствующим принципам надлежащей лабораторной практики организации экономического сотрудничества и развития (пункт 5.1.10).
Поскольку ООО "Атек-Энерго" выбрана в целях декларирования соот-ветствия схема, основанная на собственных доказательствах и полученных с участием третьей стороны доказательств с включением в доказательственные материалы протоколов исследований (испытаний) и измерений (это следует из документов, приложенных в заявке общества), то такие испытания и измерения должны быть проведены в аккредитованной испытательной лаборатории (центре), при этом аккредитация в силу приведенных правовых норм должна быть осуществлена Федеральной службы по аккредитации.
Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, что в составе заявки ООО "Атек-Энерго" отсутствуют доказательства надлежащей аккреди-тации испытательной лаборатории ООО "Квалитет-Стандарт", проведшей ис-пытания предложенных к поставке трансформаторов, доказательства внесения национальным органом по аккредитации ООО "Квалитет-Стандарт" в соответствующий реестр испытательных лабораторий (центров) заявителем не представлено.
При этом общество после получения запроса от АО "РусГидроСнабже-ние" имело возможность представить недостающие документы, подтверждаю-щие соответствие продукции требованиям заказчика, но не воспользовалось предоставленной возможностью.
Довод жалобы о том, что закупочная документация не содержит требова-ния о необходимости представления сертификата системы качества, комиссией не принимается, поскольку в пункте 5.1 технического задания указано, что требования по предоставлению подтверждающей безопасность оборудования документации осуществляются в соответствии с Законом о техническом регулировании, постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N982.
Довод заявителя о неуказании в документации о закупке требования о предоставлении протоколов испытаний, проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории, опровергается наличием соответствующей информации в подпункте 5.1 технического задания.
Исходя из таких обстоятельств, комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о правомерном отклонении закупочной комиссией заявки ООО "Атек-Энерго".
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рас-сматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимоно-польного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1. части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции (часть 20 статьи 18.1. поименованного закона).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерально-го закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Атек-Энерго" на действия организатора закупки АО "РусГидроСнабжение" при проведении открытого аукциона на право за-ключения договора поставки трансформаторов силовых 35 кВ (извещение N31705645930) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаров-ского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 26 января 2018 г. N 8-01/6
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 26.01.2018