Врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаров-скому краю, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 31 июля 2017 года и материалы дела N 04-5/74 об административном правонарушении, в отношении "Газ-промбанк" (Акционерное общество) - далее "Газпромбанк (АО) (место осуществления дея-тельности: г. Москва, ул. Наметкина, 16, корп.1) в связи с распространением наружной рек-ламы финансовых услуг.
Дело рассмотрено в присутствии представителя "Газпромбанк" (АО) - (по доверенно-сти).
УСТАНОВИЛ:
При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Рос-сийской Федерации о рекламе Хабаровским УФАС России 27 июня 2017 года отслежена на-ружная реклама Банка ГПБ (АО), распространяемая в г. Хабаровске на ул. Пионерская, д. 42, ул. Краснореченская (Институт культуры), следующего содержания:
- крупным шрифтом:
"Газпромбанк. Самое время для важного шага. 10, 25%. Мы снизили ставку по ипотеке. Ипотека по акции. 8 0800-100-07-01 gazprombank.ru. *0701 для абонентов МТС, Билайн, Ме-гафон. Офис банка ГПБ (АО) в г. Хабаровске ул. Тургенева, 46, ул. Истомина, 51а, 8 (4212) 41-69-6141-18-40".
- мелкий шрифт в правой части баннера (условия кредита) нечитаем.
Срок распространения рекламы с 01 по 30 июня 2017 года.
Кроме того, реклама размещалась по следующим адресам в г. Хабаровске: Восточное шоссе, 22; Матвеевское шоссе, 24; ул. Тихоокеанская (элит. жил. комплекс "Казачья гора").
Реклама ориентирована на неопределенный круг лиц, направлена на мотивацию по-требителя рекламы на выбор услуги и на заключение кредитного договора с указанной в рекламе процентной ставкой. Реклама побуждает совершить определенные действия в отношении объекта рекламирования, а именно: вступить в конкретные правоотношения с банком по заключению договора кредита на определенных рекламой условиях.
В рекламе указывается процентная ставка по кредиту, то есть, дано одно из условий кредитного договора, влияющее на его стоимость, следовательно, реклама должна соответст-вовать требованиям статьи 28 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 ФЗ "О рекламе", реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания со-ответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся ус-лугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
В расход лица (заемщика), заключившего договор на предоставления кредита, включа-ется:
оплата стоимости кредита (процент за пользование кредитом, платежи за открытие счета, ежемесячные фиксированные платежи за обслуживание счета, платежи, связанные с получе-нием суммы кредита наличными, и другие платежи, обусловленные выдачей кредита и про-цессом его возврата);
оплата услуг страхования, если выдача кредита обусловлена необходимостью заключения договора страхования;
иные расходы, возникающие у заемщика в процессе исполнения кредитного договора (необ-ходимость нотариального заверения документов и т.п.).
Следовательно, если в рекламе услуг по предоставлению кредита указано любое из перечисленных условий, то должны быть указаны все остальные перечисленные условия, как определяющие размеры расходов заемщика по кредиту, так и влияющие на эти расходы.
Пунктом 25 постановления Пленума ВАС РФ N 58 от 08.10.2012 года определено, что к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).
В рекламе крупно указывается процентная ставка по ипотеке.
Данную процентную ставку можно получить: при приобретении квартиры в строящемся доме, оформлении договора страхования риска смерти заемщика или утраты заемщиком трудоспособности, минимальной сумме кредита 500 000 рублей, но не менее 15% от стоимости недвижимости, максимальной сумме кредита 45 млн. рублей, сроке кредита до 25 лет.
Информация об условиях предоставления финансовой услуги формально при-сутствует в рекламе. Однако данные сведения выполнены столь мелким по сравнению с основным рекламным текстом шрифтом, что делает невозможным их восприятие и вводит потребителя в заблуждение относительно условий по рекламируемому кредиту. Для пассажиров и водителей движущегося транспорта время считывания рекламной информации ограничено и, следовательно, информация об условиях кредита, также недоступна для восприятия.
Учитывая изложенное, несмотря на формальное наличие в рекламе сведений об иных условиях кредита, влияющих на сумму расходов, помимо крупно указанной в рекламе ин-формации о процентной ставке кредита, форма представления сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.
Отсутствие в рекламе информации об условиях кредитного договора, влияющих на полную стоимость кредита для заемщика, вводит в заблуждение относительно стоимости то-вара (кредитного договора), что является нарушением части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об ус-ловиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл инфор-мации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Статьей 3 ФЗ "О рекламе" установлено, что реклама - это информация, распростра-няемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламиро-вания, формирования или поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.
Совокупность таких особенностей спорной рекламы, как ограниченное время считыва-ния информации, объем информации, размещенной в рекламе, размер шрифта, которым на-писаны существенные условия получения услуги, лишают возможности потребителя полу-чить полный текст (информацию) рекламы.
Тот факт, что существенная информация в спорной рекламе не читается, очевидно, усматривается при визуальном просмотре текста рекламы.
Поскольку существенной является не только информация привлекательная для потре-бителей (написанная крупным шрифтом), но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей рекламы банковских услуг, отсутствие каких-либо сведений, в том числе и доступных, об условиях кредита, может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой банковской услугой, так как данная информация сложно воспринимаема или вообще недоступна для потребителей.
Учитывая, что рекламные щиты расположены в оживленных местах, на пересечении городских улиц, размещенная на них информация должна быть краткой. Это обусловлено тем, что большинство людей, на которых рассчитана информация находятся в движении (во-дители, пешеходы) и имеют лишь секунды для ее восприятия. Кроме того, щиты расположе-ны на высоте более 3 метров (нижний край), что требует подъема головы. Поэтому для безо-пасности потребителей информация должна схватываться практически мгновенно. Таким критериям соответствуют только процентные ставки.
Читабельность же основного информационного блока, расположенного в нижней час-ти рекламы, представляется крайне затруднительной.
Данные обстоятельства указывают на то, что у потребителей рекламы затруднена воз-можность прочесть и воспринять всю информацию о рекламном продукте, а, следовательно, свидетельствуют о том, что, несмотря на формальное присутствие в рекламе сведений обо всех условиях оказания соответствующей услуги, фактически данные сведения в рекламе не воспринимаются, следовательно, приравниваются к их отсутствию.
Таким образом, наружная реклама кредита "Газпромбанк" (АО) противоречит части 7 статьи 5, пункту 2 части 2 статьи 28 ФЗ "О рекламе".
В процессе рассмотрения дела представитель "Газпромбанк" (АО не согласилась с выявленным нарушением, пояснив, что все необходимые условия присутствуют в рекламе.
Данный довод не принимается по вышеуказанным основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований статей 5, 28 Закона несет рекламодатель - изготовитель или прода-вец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы ли-цо.
Установлено, что рекламодателем, в интересах которого непосредственно распростра-нялась рекламная кампания, является "Газпромбанк" (АО). Данный факт подтверждается агентским договором N 66-17 от 05.05.2017 года, заключенным между ООО "АДТ Групп" и "Газпромбанк" (АО).
Частью 6 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонару-шениях за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространите-лем законодательства о рекламе установлена административная ответственность.
Руководствуясь статьей 33 Федерального закона "О рекламе", статьями 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
1. Признать "Газпромбанк" (АО) виновным в совершении административного право-нарушения, предусмотренного частью 6 статьи 14.3. КоАП РФ.
2. Применить к "Газпромбанк" (АО) меру ответственности в виде административного штрафа за ненадлежащую рекламу в размере 300 000 (триста тысяч) рублей.
Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления поста-новления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Фе-дерации об административных правонарушениях.
Сумма штрафа, уплаченная за нарушение законодательства о рекламе, зачисляется в бюджет:
получатель УФК по Хабаровскому краю (Хабаровское УФАС России), р/c 40101810300000010001, ГРКЦ ГУ ЦБ РФ по Хабаровскому краю г. Хабаровска, БИК 040813001, ИНН 2721023142, КПП 272101001, код 161 11626000016000140, ОКАТО 08401000000.
В трехдневный срок со дня уплаты штрафа надлежит представить в Хабаровское УФАС России надлежащим образом заверенные копии платежных документов.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Россий-ской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об админи-стративном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 29 августа 2017 г. N 04-5/74
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.08.2017