Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в составе: врио руководителя управления А.Р. Б., начальника отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов Е.А. С., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов Т.С. В. (далее - Комиссия Самарского УФАС России),
рассмотрев жалобу ФГУП "Почта России" в лице УФПС Самарской области филиала ФГУП "Почта России" (далее - Заявитель) на действия ГБПОУ СО "Сызранский медико-гуманитарный колледж" (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по оформлению и поставке периодических печатных изданий для нужд ГБПОУ СО "Сызранский медико-гуманитарный колледж" для субъектов малого предпринимательства (Извещение N 31806149841) (далее - Запрос котировок),
в присутствии представителей ФГУП "Почта России" в лице УФПС Самарской области филиала ФГУП "Почта России" Т.А.Н. (доверенность N 7.1.15.4-03/252 от 19.12.2017 г.), А. А.Г. (доверенность N 7.1.15.4-03/250 от 19.12.2017 г.), представители ГБПОУ СО "Сызранский медико-гуманитарный колледж" на рассмотрение жалобы не явились, извещены надлежащим образом, заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии представителя (вх. N 1290-з от 05.03.2018 г.),
в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,
УСТАНОВИЛА:
22.02.2018 г. в Самарское УФАС России поступила жалоба ФГУП "Почта России" в лице УФПС Самарской области филиала ФГУП "Почта России" при проведении Запроса котировок.
Указанная жалоба принята к рассмотрению в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель и Заказчик в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно доводам жалобы, Заказчиком размещено Извещение о проведении Запроса котировок, в котором установлено требование о возможности участия в Запросе котировок только организациям, отнесенным к субъектам малого предпринимательства, что, по мнению Заявителя, противоречит требованиям законодательства. Кроме того, в проекте договора, включенного в состав документации о проведении Запроса котировок, указана конкретная организация, с которой Заказчик будет заключать договор - ООО "Урал-Пресс Поволжье". На основании изложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать Заказчику предписание об устранении нарушений законодательства.
ГБПОУ СО "Сызранский медико-гуманитарный колледж" во исполнение уведомления о принятии жалобы к рассмотрению (исх. N 1590/7 от 26.05.2018 г.) представлены письменные пояснения и документы, составленные в ходе организации и проведения Запроса котировок.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
1. 16.02.2018 г. ГБПОУ СО "Сызранский медико-гуманитарный колледж" в Единой информационной системе http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение N 31806149841 о проведении Запроса котировок (далее - Извещение).
Одновременно с Извещением в ЕИС размещена Документация о проведении запроса котировок на оказание услуг по оформлению и поставке периодических печатных изданий для нужд ГБПОУ СО "Сызранский медико-гуманитарный колледж" для субъектов малого предпринимательства (далее - Документация).
Заказчиком выступило ГБПОУ СО "Сызранский медико-гуманитарный колледж".
Начальная (максимальная) цена договора составляет 106 975,03 рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг в отношении субъектов, указанных в данной статье Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, утвержденным ими положением о закупке.
В соответствии пунктом 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а так же иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона о закупках, положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня его утверждения.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что 30.05.2017 г. в ЕИС Заказчиком размещена действующая редакция Положения о закупке товаров, работ, услуг Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Самарской области "Сызранский медико-гуманитарный колледж" (далее - Положение о закупке).
Заявитель в ходе рассмотрения Комиссией Самарского УФАС России жалобы отказался от довода жалобы в части указания в проекте договора, включенного в состав документации о проведении Запроса котировок, конкретной организации, с которой Заказчик будет заключать договор - ООО "Урал-Пресс Поволжье".
2. В силу пункта 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В силу части 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
В соответствии с пунктом 10 "Информационная карта" в составе документации о Запросе котировок, участником закупки могут быть юридические лица, независимо от организационно-правовой формы, индивидуальные предприниматели, физические лица, относящиеся к субъектам малого предпринимательства. Подпунктом 9 пункта 13 Информационной карты в составе документации о Запросе котировок установлено, что для подтверждения соответствия участников закупки установленным требованиям в составе заявки предъявляются документы, подтверждающие отнесение участника закупки к субъектам малого предпринимательства в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 Закона о закупках Правительство РФ вправе установить особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядок расчета указанного объема, а также форму годового отчета о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства и требования к содержанию этого отчета.
Согласно пункту 3.10.1 Положения о закупках Заказчиком может быть принято решение о проведении закупок среди субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП). Порядок отнесения к СМСП, проведения закупок и формирования планов закупок определяется действующим законодательством РФ (пункт 3.10.4 Положения о закупке).
Пунктом 2 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 года N 1352 (далее - Положение о СМСП) установлены организации, в отношении которых применяется данное Постановление. Положением о СМСП определено, что для проведения торгов, иных способов закупки, предусмотренных Положением о СМСП, заказчики обязаны утвердить перечень (пункт 8 Положения о СМСП) и разместить данный Перечень в ЕИС (пункт 10 Положения о СМСП). Пунктом 18 Положения о СМСП установлено, что в случае, если начальная (максимальная) цена договора на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг не превышает 200 миллионов рублей и указанные товары, работы, услуги включены в перечень, заказчик обязан осуществить закупки таких товаров, работ, услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом, в пункте 19 Положения о СМСП установлено, что в случае, если начальная (максимальная) цена договора на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг превышает 200 миллионов рублей, но не превышает 400 миллионов рублей, и указанные товары, работы, услуги включены в перечень, заказчик вправе осуществить закупки таких товаров, работ, услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что Перечень товаров, работ, услуг для закупок у СМСП у Заказчика в ЕИС не размещен. При этом, ГБПОУ СО "Сызранский медико-гуманитарный колледж" не отвечает требованиям, установленным к заказчикам в Положении о СМСП.
Таким образом, ГБПОУ СО "Сызранский медико-гуманитарный колледж" не попадает под действие Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 года N 1352, следовательно, на настоящий момент у Заказчика отсутствует обязанность осуществлять закупку товаров, работ, услуг, закупаемых у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Вместе с тем, согласно письму Министерства экономического развития Российской Федерации от 09.07.2015 N Д28и-2082, от 09.07.2015 года N Д28и-2074 учреждение, не попадающее под действие Постановления N 1352, не вправе проводить закупку с указанием в документации о такой закупке требования о том, что участником может быть только субъект МСП, а также требовать от участников закупки представления деклараций, подтверждающих статус СМСП.
Согласно Протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок от 27.02.2018 г. на участие в Запросе котировок подана заявка от единственного участника ООО "Урал-Пресс Запад", в связи с чем Запрос котировок признан несостоявшимся. На момент рассмотрения жалобы договор с единственным участником запроса котировок ООО "Урал-Пресс Запад" не заключен.
Таким образом, Заказчиком неправомерно установлено требование об участии в запросе котировок лишь субъектов малого и среднего предпринимательства, в связи с чем Комиссией Самарского УФАС России принято решение о выдаче предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ФГУП "Почта России" в лице УФПС Самарской области филиала ФГУП "Почта России" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, части 5 статьи 3 Закона о закупках.
3. Выдать в соответствии с пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции ГБПОУ СО "Сызранский медико-гуманитарный колледж" предписание об устранении нарушений порядка организации и проведения торгов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 7 марта 2018 г. N 44-13566-18/7
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 07.03.2018