Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:
Председатель комиссии:
Бугаев Д.В. |
Руководитель Управления, |
Члены комиссии:
Спиридонова О.Г. |
Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
Вознесенская Н.В. |
Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе"), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации",
в присутствии представителей от:
Заказчика: Ануфриевой И.А. (доверенность от 01.03.2018 N 31), Товканец М.В. (доверенность от 01.03.2018 N 32);
Заявитель уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своего представителя не направил.
УСТАНОВИЛА:
22 февраля 2018 года в Архангельское УФАС России - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО "Изидолг" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ФГБУ "Северное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (далее - Заказчик), при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку бензина для ФГБУ "Северное УГМС" (извещение N 0324100004418000019).
Содержание жалобы:
Обжалуются действия Заказчика, в связи с утверждением документации об аукционе несоответствующей ФЗ "О контрактной системе".
Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 01.03.2018 N 22-04-929.
Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ "О контрактной системе" внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.
12.02.2018 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение N 0324100004418000019 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на право заключения государственного контракта на поставку бензина для ФГБУ "Северное УГМС" (далее - документация об аукционе).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 4 739 500 рублей.
Оператор электронной площадки - АО "Единая электронная торговая площадка".
1. Заявитель считает, что Заказчиком ненадлежащим образом установлен срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе.
Частью 3 статьи 63 ФЗ "О контрактной системе" определено следующее: "в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно информации с официального сайта, извещение N 0324100004418000019 о проведении электронного аукциона размещено Заказчиком 12.02.2018 в 09:52.
Комиссией Архангельского УФАС России установлено, что извещением N0324100004418000019 определена дата и время окончания подачи заявок - 26.02.2018 09:00.
Согласно информации извещения N 0324100004418000019 о проведении электронного аукциона дата и время начала подачи заявок определено как "Значение соответствует фактической дате и времени размещения извещения по местному времени организации, осуществляющей размещение", то есть потенциальный участник может подать свою заявку с 09:52 12.02.2018.
Исходя из требований части 3 статьи 63 ФЗ "О контрактной системе", датой размещения извещения о проведении электронного аукциона должно быть 12.02.2018.
Следовательно, извещение о проведении электронного аукциона N0324100004418000019 размещено Заказчиком на официальном сайте в соответствии с частью 3 статьи 63 ФЗ "О контрактной системе".
Таким образом, в действиях Заказчика нарушений требования части 3 статьи 63 ФЗ "О контрактной системе" не установлено.
2. Заявитель считает, что Заказчик подготовил документацию об аукционе с нарушением требований части 3 статьи 33 ФЗ "О контрактной системе", чем ограничил возможность участия ООО "Изидолг" в качестве поставщика, так как для представления им надлежащего предложения и согласия на поставку товара и выполнения работ по заданным критериям, ему необходимо приобрести и испытать всю партию товара заранее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 ФЗ "О контрактной системе" описание объекта закупки должно носить объективный характер и включать функциональные, технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Требования к товарам определены Заказчиком в разделе III "Заказ на поставку товара" документации об аукционе (далее - Таблица).
В Таблице Заказчик установил, в том числе следующее.
N п/п |
Наименование Товара |
Описание Товара |
Упаковка |
Ед. изм. |
Кол-во |
1 |
Бензин автомобильный АИ-92 экологического класса не ниже К5 (оптовая реализация) |
1. Октановое число: 92 2. Концетрация свинца мг/дм3: отсутствует 3. Концентрация марганца мг/дм3: отсутствует 4. Концетрация фактических смол, мг на 100 см3 бензина: не более 5,0 5. Содержание серы, мг/кг: не более 10,0 6. Индукционный период бензина, мин: не менее 360 7. Объемная доля бензола, %: не более 1,0 8. Объемная доля углеводородов %: -олефиновых: не более 18 -ароматические: не более 35 9. Массовая доля кислорода %: не более 2,7 10. Объемная доля оксигенатов, %,: - метанола: отсутствие - этанола: не более 5,0 - изопропилового спирта: не более 10,0 - изобутилового спирта: не более 10,0 - третбутилового спирта: не более 7,0 - эфиров (C5 и выше): не более 15,0 - других оксигенатов: не более 10,0 11. Внешний вид: чистый, прозрачный 12. Плотность при 15 °С, кг/м3: 725,0-780,0 13. Концентрация железа, г/дм3: отсутствует 14. Объемная доля монометиланилина (N-метиланилина), %: отсутствует |
Бочка БЗ1А1-216,5 (ГОСТ 13950-91). Бочка стальная, закатная, с гофрами на корпусе, вместимостью 216,5 л, со сливо-заливными горловинами (2\x{02dd} дюйма и \x{00be}\x{02dd} дюйма). |
т |
60 |
Пунктом 6 раздела II "Инструкция по заполнению заявки" документации об аукционе Заказчиком определено, что "Заявка должна быть заполнена в соответствии с Главой 7 Раздела I настоящей документации об электронном аукционе.
Не допускается применение слов "эквивалент" или "аналог" при указании наименования Товара в первой части заявки на участие в аукционе. В случае, если в первой части заявки содержатся конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, то недопустимо использование слов "не более", "не менее", "не выше", "не ниже". В случае, если в разделе III "Заказ на поставку товара" значения характеристик указаны в диапазоне с помощью знаков тире, многоточие, тильда, обелюс, то участником закупки должен быть предложен товар именно с таким интервалом значений показателя, либо с конкретным значением из этого интервала".
Проанализировав техническое задание документации об аукционе, жалобу Заявителя, Комиссия Архангельского УФАС России установила, что Заказчиком в техническом задании установлены требования к испытаниям товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представители Заказчика пояснили, что требования к товару (бензину) установлены в соответствии с пунктом 5.4 раздела III документации об электронном аукционе, где указано, что поставляемый товар должен соответствовать параметрам "Автомобильный бензин" по ГОСТ 51105-97.
На основании подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66 ФЗ "О контрактной системе" при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 указанной части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
Пунктом 7 "Подготовка заявки на участие в электронном аукционе" раздела I "Общие положения" документации об аукционе установлены аналогичные требования.
Под показателями товара понимаются количественные характеристики, характеристики качества, технические характеристики, характеристики безопасности, функциональные характеристики (потребительские свойства) и иные характеристики товара.
Следует отметить, что ФЗ "О контрактной системе" не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки. Включение заказчиком в техническое задание требований, к показателям товаров, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, а также требования Заказчика подробно описать в заявке испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, является излишним, приводит к ограничению количества участников закупки, ограничивает возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 ФЗ "О контрактной системе" документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 указанного Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
Следовательно, при описании характеристик товаров Заказчиком не соблюдены требования к составу первой части заявки.
Таким образом, Заказчик нарушил пункт 2 части 1 статьи 64 ФЗ "О контрактной системе".
В заседании Комиссия Архангельского УФАС России представители Заказчика согласились с позицией Комиссии по вопросу внесения изменений в инструкцию по заполнению заявки документации об аукционе.
3. Заявитель считает, что Заказчик нарушил требования частей 4, 5, 8 статьи 34 ФЗ "О контрактной системе" в части не устанеовления штрафов для случая не исполнения поставщиком обязательств, не имеющих стоимостного выражения.
Частью 4 статьи 34 ФЗ "О контрактной системе" установлено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 8 статьи 34 ФЗ "О контрактной системе" штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 34 ФЗ "О контрактной системе" постановлением Правительства РФ от 30 августа 2017 года N 1042 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
Пунктом 4 Правил определено "за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 ФЗ "О контрактной системе", за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренного контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы.
Пункт 6 Правил указывает "за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы.
При этом в пункте 5.1 проекта контракта содержатся обязательства поставщика, не имеющие стоимостного выражения, а именно: "качество товара удостоверяется сертификатом (декларацией) соответствия РФ и паспортом качества изготовителя".
Анализ проекта контракта показал, что в проекте контракта не установлены штрафные санкции на поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение нестоимостных обязательств.
Таким образом, Заказчик нарушил часть 8 статьи 34 ФЗ "О контрактной системе".
Руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ "О контрактной системе", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Изидолг" обоснованной.
2. Признать Заказчика - ФГБУ "Северное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", нарушившим пункт 2 части 1 статьи 64, част 8 статьи 34 ФЗ "О контрактной системе".
3. Заказчику, оператору электронной площадки - АО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки) выдать предписание об устранении выявленных нарушений ФЗ "О контрактной системе", а именно:
3.1. Оператору электронной площадки:
- вернуть заявки участникам закупки, подавшим заявки на участие в электронном аукционе на право заключения государственного контракта на поставку бензина для ФГБУ "Северное УГМС" (извещение N 0324100004418000019);
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в аукционе, о возможности подачи заявок на участие в электронном аукционе вновь;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе.
3.2. Заказчику, в документацию об электронном аукционе, в извещение и проект контракта внести изменения в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ; продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе на право заключения государственного контракта на поставку бензина для ФГБУ "Северное УГМС" (извещение N 0324100004418000019) на срок не менее 15 дней с момента размещения на официальном сайте указанных изменений; установить дату окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе и дату проведения электронного аукциона в соответствии с действующим законодательством.
3.3. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3.1 настоящего решения (предписания) назначить время проведения электронного аукциона и уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в аукционе, о новой дате окончания рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, дате и времени проведения аукциона.
4. Заказчику, Уполномоченному органу исполнить пункт 3.2 настоящего решения (предписания) в срок до 26 марта 2018 года и в тот же срок сообщить об исполнении настоящего решения (предписания) в Архангельское УФАС России в письменном виде, по факсу (8182) 21-54-45, либо на адрес электронной почты to29@fas.gov.ru с приложением подтверждающих документов.
Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ "О контрактной системе" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Д.В. Бугаев
Члены Комиссии О.Г. Спиридонова
Н.В. Вознесенская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 2 марта 2018 г. N 40-фз-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 06.03.2018