Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее по тексту - Комиссия) в составе: <...>
В отсутствие надлежаще уведомленных:
заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Геофизические технологии" (далее по тексту - ООО "Геофизтех", заявитель), поступило ходатайство о рассмотрении жалобы без участия представителей,
заказчика, акционерного общества акционерной компании "Железные дороги Якутии" (далее по тексту - АО АК "ЖДЯ", заказчик), поступило ходатайство о рассмотрении жалобы без участия представителей,
рассмотрев жалобу ООО "Геофизтех" на действия заказчика АО АК "ЖДЯ" при проведении запроса коммерческих предложений "Выполнение работ по сейсмическому микрорайонированию строительной площадки объекта: Строительство объекта "Пусковой комплекс Томмот-Якутск (Нижний Бестях) участка Томмот-Якутск железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск" (извещение N31806100138) о нарушении требований законодательства о закупках,
у с т а н о в и л а:
09 февраля 2018 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Геофизтех" на действия заказчика при проведении запроса коммерческих предложений "Выполнение работ по сейсмическому микрорайонированию строительной площадки объекта: Строительство объекта "Пусковой комплекс Томмот-Якутск (Нижний Бестях) участка Томмот-Якутск железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск" (извещение N31806100138) (далее - закупка).
Из содержания жалобы следует, что из сведений, указанных в документации о закупке (Приложение N1 к документации о проведении запроса коммерческих предложений N20/02-18) в пункте 8 "Требования к проведению изысканий" не указан порядок получения данных (информации) с сейсмических станций, которые необходимы для выполнения работ (услуг) согласно запросу коммерческих предложений. Кроме того, в документации отсутствуют характеристики объекта строительства "Пусковой комплекс Томмот-Якутск (Нижний Бестях) участка Томмот-Якутск железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск", в частности нет данных о площади, на которой нужно выполнить работы по сейсмическому микрорайонированию, отсутствуют схемы и карты положения объектов строительства, вследствие отсутствия такой информации невозможно оценить трудозатраты, стоимость и сроки выполнения работ.
Заказчик не согласен с доводами жалобы, считает, что в наименовании технического задания указана площадка объекта: "Строительство объекта "Пусковой комплекс Томмот-Якутск (Нижний Бестях) участка Томмот-Якутск железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск" с начальной и конечной точками участка от ст. Томмот до ст. Нижний Бестях включительно (промежуточные раздельные пункты указаны в пункте 2 технического задания, что позволяет оценить трудозатраты, стоимость и сроки выполнения работ. Кроме того, в задании указаны методы выполнения работ, считают, что использование информации данных сейсмических станций "Якутск", "Нижний Бестях", "Табага", "Красный ручей", "Алдан", "Чульман", которые расположены непосредственно в районе проведения работ позволит ускорить выполнение работ по сейсмическому микрорайонировании, порядок получения информации с данных сейсмических станций должен решать сам возможный исполнитель в рамках своих договорных отношений. Также, заказчик указывает на то, что жалоба подана не участником закупки, следовательно, не может быть принята к рассмотрению антимонопольным органом. Указанные возражения представлены заказчиком письменно и приобщены к материалам дела.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, пришла к следующим выводам.
Жалоба рассматривается Комиссией в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.06.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
АО "АК "ЖДЯ" провело обжалуемую закупку в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).
Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд открытого акционерного общества "Акционерная компания "Железные дороги Якутии" утвержден решением Совета директоров от 25.12.2013 N6/5 (далее - Положение).
В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона о закупках, в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом информационной открытости закупки.
Частью 5 статьи 4 Закона о закупках установлено, что при закупке в единой информационной системе размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация.
В соответствии с частью 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны, в том числе предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг; требования к описанию участниками закупки выполняемой работы.
В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.
Разделом 4 Положения установлен порядок проведения закупки путем проведения запроса коммерческих предложений. Пунктами 4.2.3 и 4.3.1 Положения установлены требования к информации, указываемой в извещении и документации о закупке, в том числе требование о том, что к извещению о проведении запроса коммерческих предложений должен прилагаться проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке.
Как следует из материалов дела, 10.02.2017 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещены извещение N31806100138 о проведении запроса коммерческих предложений и документация о проведении запроса коммерческих предложений N20/02-18 на выполнение работ по сейсмическому микрорайонированию строительной площадки объекта: "Строительство объекта "Пусковой комплекс Томмот-Якутск (Нижний Бестях) участка Томмот-Якутск железнодорожной станции Беркакит-Томмот-Якутск", с начальной (максимальной) ценой договора 2 100 000,00 руб., в т.ч. НДС 18% (далее - документация о закупке).
Дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в закупке 13.02.2018 года 09 час.00 мин. время МСК.
Согласно техническому заданию на выполнение работ по сейсмическому микрорайонированию строительной площадки объекта: Строительство объекта "Пусковой комплекс Томмот-Якутск (Нижний Бестях) участка Томмот-Якутск железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск", являющегося приложением N1 к документации о закупке (далее - Техническое задание) площадкой строительства является ст.Томмот, рзд.Болотный, ст.Амга, рзд.Карбыкан, ст.Кюргелях, рзд.Ханиердах, ст.Олень, ст.Кердем, рзд.Рассолода, ст.Нижний Бестях, целью разработки является получение материалов необходимых и достаточных для оценки влияния свойств грунтов на сейсмические колебания в пределах площадей расположения объектов, общих инженерно-геологических и сейсмических условий, уточнение сейсмотектонической активности территории площадки строительства для разработки проектной и рабочей документации. Согласно пункта 8 Технического задания требованием к проведению изысканий является, в том числе использование данных сейсмических станций "Якутск", "Нижний Бестях", "Табага", "Красный ручей", "Алдан", "Чульман" за период инструментальных наблюдений для непрерывной регистрации сейсмических сигналов ч целью интерпретаций записей сейсмических событий (землетрясения или техногенной влияние (взрывы). Согласно пункта 12 Технического задания материалами, представляемыми заказчиком, являются генплан, исходные данные по инженерно-геологическим изысканиям. При этом, техническое задание не содержит условия и порядка передачи материалов, представляемых заказчиком, проект договора, являющийся неотъемлемой частью документации о закупке, также не содержит условий и порядка передачи заказчиком исходных материалов.
Заказчиком представлены пояснения (от 28.02.2018 N435), согласно которым вся документация по земельным отводам, выполненным объемам работ находится у ЗАО "ИК "Трансстрой", в связи с чем какая-либо конкретизирующая запрос информация и нормативная база предоставлена быть не может.
Отсутствие информации об объеме выполняемых работ, необходимой для подачи заявки на участие в закупке явилось основанием для подачи ООО "Геофизтех" жалобы.
Согласно пункту 1.8.1 Положения документация о закупке должна содержать требования, установленные заказчиком к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
В соответствии со статьей 758 Гражданского кодекса РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
При этом, по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации (часть 1 статьи 759 Гражданского кодекса РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 47 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
В соответствии с частью 6 статьи 47 ГрК РФ виды инженерных изысканий, порядок их выполнения для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также состав, форма материалов и результатов инженерных изысканий, порядок формирования и ведения государственного фонда материалов и данных инженерных изысканий с учетом потребностей информационных систем обеспечения градостроительной деятельности устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 19.01.2006 N20 утверждены перечень видов инженерных изысканий и положение о выполнении инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее - ПП РФ N20). Так, согласно раздела 1 данного перечня видов инженерных изысканий к основным видам инженерных изысканий относятся инженерно-геологические изыскания.
В соответствии с пунктом 2.7 приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 N624 к работам в составе инженерно-геологических изысканий относятся в том числе сейсмологические и сейсмотектонические исследования территории, сейсмическое микрорайонирование.
В соответствии с пунктом 4 ПП РФ N20 основанием для выполнения инженерных изысканий является заключаемый в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации договор между заказчиком (застройщиком) и исполнителем, к которому прилагаются техническое задание и программа выполнения инженерных изысканий.
Заказчик (застройщик) и исполнитель определяют состав работ, осуществляемых в ходе инженерных изысканий как основных, так и специальных видов, их объем и метод выполнения с учетом специфики соответствующих территорий и расположенных на них земельных участков, условия передачи результатов инженерных изысканий, а также иные условия, определяемые в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Требования к составу и оформлению задания и программы выполнения инженерных изысканий устанавливаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Инженерные изыскания выполняются в соответствии с требованиями технических регламентов, а также с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, которые хранятся в государственном фонде материалов и данных инженерных изысканий, в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, федеральной государственной информационной системе территориального планирования (п. 2 ПП РФ N20). В настоящее время основные положения и требования к организации и порядку выполнения инженерных изысканий установлены "СП 47.13330.2016. Свод правил. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96" (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1033/пр) (далее - Свод правил).
В соответствии с пунктом 4.12 Свода правил основанием для выполнения инженерных изысканий является заключаемый в соответствии с законодательством Российской Федерации договор подряда (далее - договор) или государственный (муниципальный) контракт (далее - контракт) между заказчиком и исполнителем инженерных изысканий. К договору (контракту) прилагается задание на выполнение инженерных изысканий (далее - задание), материалы и документы, необходимые для выполнения работ (далее - исходные данные).
Стоимость инженерных изысканий определяется с применением сметных нормативов, внесенных в федеральный реестр сметных нормативов. Стоимость работ, отсутствующих в сметных нормативах, внесенных в федеральный реестр сметных нормативов, определяется на основании трудозатрат исполнителя на выполнение данных работ.
В соответствии с пунктом 4.13 Свода правил задание является организационно-распорядительным документом, содержащим основные сведения об объекте изысканий и основные требования к материалам и результатам инженерных изысканий.
Задание в общем виде должно содержать следующие сведения и данные, в том числе данные о границах площадки (площадок) и (или) трассы (трасс) линейного сооружения (точки ее начала и окончания, протяженность).
Согласно пункта 4.16 Свода правил заказчик передает исполнителю в качестве приложения к заданию исходные данные, необходимые для выполнения работ.
Кроме того, согласно проекта договора, являющегося неотъемлемой частью документации о закупке, предметом договора являются выполнение строительно-монтажные работы, что не соответствует предмету договора, указанного в извещении и документации о закупке, согласно статье 24 проекта договора приложением к договору является, в том числе сметная документация, однако сметная документация к проекту договора не приложена и не размещена на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок.
Таким образом, в извещении и документации о закупке отсутствуют сведения об объеме выполняемых работ, в том числе сведения о границах площадки объекта, что нарушает принцип информационной открытости закупки, установленный частью 1 статьи 3 Закона о закупках.
На основании вышеизложенного, довод заявителя об отсутствии характеристик объекта строительства "Пусковой комплекс Томмот-Якутск (Нижний Бестях) участка Томмот-Якутск железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск", в частности отсутствия данных о площади, на которой нужно выполнить работы по сейсмическому микрорайонированию, схем и карт положения объектов строительства, что исключает возможность оценить трудовые затраты, стоимость и сроки выполнения работ, является обоснованным.
В соответствии с пунктом 4.16 Свода правил недостающие исходные данные, необходимые исполнителю для разработки программы инженерных изысканий и их выполнения должны быть получены (приобретены) заказчиком или по его поручению исполнителем за счет средств заказчика.
Таким образом, поскольку заказчиком в пункте 8 Технического задания установлено требование к проведению изысканий, а именно для непрерывной регистрации сейсмических сигналов с целью интерпретаций записей сейсмических событий (землетрясения или техногенной влияние (взрывы) использовать данные сейсмических станций "Якутск", "Нижний Бестях", "Табага", "Красный ручей", "Алдан", "Чульман" за период инструментальных наблюдений, то данные с указанных сейсмических станций должны быть получены исполнителем самостоятельно за счет средств заказчика, следовательно расходы по получению данных должны быть включены в стоимость предложения на участие в закупке.
На основании вышеизложенного, довод заявителя о не указании заказчиком порядка получения данных (информации) с сейсмических станций, которые необходимы для выполнения работ (услуг) согласно запросу коммерческих предложений отклоняется.
Довод заказчика о том, что жалоба подана не участником закупки и, следовательно, не может быть принята к рассмотрению антимонопольным органом отклоняется в связи с нижеследующим.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в том числе в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
В соответствии с частью 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания, установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
На основании вышеизложенного, и принимая во внимание, что жалоба заявителя поступила до окончания срока подачи заявок, заявитель соответствует требованиям, установленным закупочной документацией, жалоба подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров,
р е ш и л а:
признать жалобу ООО "Геофизтех" на действия заказчика АО АК "Железные дороги Якутии" при проведении запроса коммерческих предложений "Выполнение работ по сейсмическому микрорайонированию строительной площадки объекта: Строительство объекта "Пусковой комплекс Томмот-Якутск (Нижний Бестях) участка Томмот-Якутск железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск" (извещение N31806100138) обоснованной.
выдать заказчику АО АК "Железные дороги Якутии" обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений при организации и проведении закупки в соответствии с Законом о закупках, а именно о внесении изменений в документацию о закупке, извещение о проведении закупки, с учетом замечаний, изложенных в настоящем решении.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 28 февраля 2018 г. N 03-21/18.1-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 05.03.2018