Резолютивная часть решения оглашена 20 февраля 2018 г.
В полном объеме решение изготовлено 05 марта 2018 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаров-скому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодатель-ства в составе: <_>
при участии:
<_>, рассмотрев дело N8-01/375 по признакам нарушения министерством инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в заключении 29.06.2017 с ООО "Хабземстрой" договора аренды N863 земельного участка с кадастровым номером 27:23:0030124:54 площадью 4699 кв.м., с видом разрешенного использования - под элемент благоустройства и незавершенный строительством объект для проведения досуга, расположенного по ул. Шевченко, д.7А (литер А), в г. Хабаровске, без проведения торгов,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю из прокуратуры Хабаровского края поступили материалы в связи с заключе-нием министерством инвестиционной и земельно-имущественной политики Хаба-ровского края с ООО "Хабземстрой" договора аренды земельного участка.
Приказом от 17.01.2018 N28 возбуждено дело N8-01/375 о нарушении министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края (далее - министерство) антимонопольного законодательства.
От министерства поступили письменные пояснения от 19.02.2018 N1-11-1470, из которых следует, что между КГУП "Недвижимость" и ООО "Хабземст-рой" по результатам проведенных торгов заключен инвестиционный договор по реконструкции объекта незавершенного строительства "Досуговый центр", распо-ложенного по ул. Шевченко, 7а, литер А, в г. Хабаровске. Объект является собст-венностью Хабаровского края и закреплен за предприятием на праве хозяйственно-го ведения. Согласно условиям инвестиционного договора, инвестор самостоя-тельно обращается в уполномоченный орган Хабаровского края для оформления договора аренды земельного участка в установленном действующим законодатель-ством порядке. Заключая договор аренды с инвестором, министерство руково-дствовалось пунктом 23 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Феде-рации, в соответствии с которым договор аренды земельного участка, находящего-ся в государственной собственности, может быть заключен без проведения торгов. Во исполнение предупреждения Хабаровского УФАС России от 20.11.2017 N8/8990 министерством в адрес ООО "Хабземтсрой" 19.09.2017 направлялось со-глашение о расторжении договора аренды земельного участка с актом приема-передачи, письмо обществом не получено по причине отсутствия адресата и воз-вращено в министерство. Исходя из того, что срок договора аренды истекает 31.12.2017, министерством обществу направлено письмо с возражением относи-тельно использования земельного участка после окончания срока действия дого-вора. В связи с невозвращением земельного участка министерство обратилось в ар-битражный суд Хабаровского края, рассмотрение дела NА73-20348/2017 назна-чено на 14.03.2018.
В заседании комиссии Хабаровского УФАС России представитель мини-стерства доводы, изложенные в пояснениях, поддержала в полном объеме.
Заслушав представителя министерства, изучив материалы дела N8-01/375, комиссия пришла к следующим выводам.
30.06.2016 в газете "Тихоокеанская звезда" опубликовано извещение о про-ведении открытого конкурса на право заключения инвестиционного договора по реконструкции объекта незавершенного строительства "Досуговый центр", распо-ложенного по ул. Шевченко, 7а, литер А, в г. Хабаровске, площадью застройки 2476,4 кв.м., на условиях, указанных в извещении и конкурсной документации.
Согласно извещению и конкурсной документации, заключение договора аренды земельного участка предметом указанного конкурса не являлось.
Как следует из протокола от 02.08.2016 N1 вскрытия конвертов и рассмот-рения заявок на участие в открытом конкурсе, до окончания указанного в извеще-нии срока подачи заявок на участие в конкурсе поступила 1 заявка ООО "Хабзем-строй", которая допущена к участию в конкурсе.
По результатам конкурса КГУП "Недвижимость" с ООО "Хабземстрой" 16.08.2016 заключен инвестиционный договор.
29.06.2017 министерством инвестиционной и земельно-имущественной по-литики Хабаровского края с ООО "Хабземстрой" заключен договор аренды N863 земельного участка с кадастровым номером 27:23:0030124:54 площадью 4699 кв.м., с видом разрешенного использования - под элемент благоустройства и незавершенный строительством объект для проведения досуга, расположенного по ул. Шевченко, д.7А, (литер А), в г. Хабаровске, без проведения торгов. Срок действия договора аренды - по 31.12.2017. На участке расположен объект незавершенного строительства площадью 2476,4 кв.м., находящийся у КГУП "Недвижимость" на праве хозяйственного ведения. Пунктом 2.3 договора предусмотрена его пролонгация на неопределенный срок. Сторонами подписан акт приема-передачи земельного участка.
Федеральным законом от 23.06.2014 N171-ФЗ "О внесении изменений в зе-мельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Рос-сийской Федерации" (далее - Закона N171-ФЗ), вступившим в силу с 01.03.2015, изменен порядок предоставления земельных участков в целях строительства.
Согласно пункту 1 статьи 39.6 Земельного кодекса, договор аренды земель-ного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Предоставление земельного участка под элемент благоустройства и неза-вершенный строительством объект в целях его реконструкции, заключенный инве-стиционный договор по реконструкции объекта незавершенного строительства к перечню оснований, исключающих обязанность проведения торгов, не относится.
Вместе тем подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса установ-лено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным законами субъектов Российской Федерации.
Порядок определения соответствия объектов социально-культурного и (или) коммунально-бытового назначения, масштабных инвестиционных проектов крите-риям, указанным в части 1 статьи 1, устанавливается Правительством края (часть 2 Закона Хабаровского края от 29.07.2015 N102 "О критериях, которым должны со-ответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначе-ния, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов" (далее - За-кон N102).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 части 1 статьи 2 Закона Хабаров-ского края от 23.11.2011 N130 "О государственной инвестиционной политике в Хабаровском крае" (далее - Закон N130) масштабный инвестиционный проект - инвестиционный проект, который предусматривает капитальные вложения в ос-новные средства, планируемые к размещению на территории муниципального об-разования края, в размере не менее 500 миллионов рублей на территории городско-го округа "Город Хабаровск".
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1 Закона Хабаровского края от 29.07.2015 N102 "О критериях, которым должны соответствовать объекты соци-ально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестици-онные проекты, для размещения (реализации) которых земельные участки предос-тавляются в аренду без проведения торгов" (далее - Закон N102) для масштабных инвестиционных проектов, для размещения (реализации) которых земельные уча-стки на территории Хабаровского края предоставляются юридическим лицам в аренду без проведения торгов, при одновременном соблюдении следующих крите-риев:
а) объем капитальных вложений в масштабный инвестиционный проект со-ответствует объему капитальных вложений, указанному в пункте 5 части 1 статьи 2 Закона N130;
б) масштабный инвестиционный проект признан приоритетным инвестици-онным проектом края в соответствии с Законом N130;
в) масштабный инвестиционный проект реализуется субъектом инвестици-онной деятельности, осуществляющим деятельность на территории края и соответ-ствующим требованиям, установленным статьей 8 Закона N130.
Доказательства соответствия реконструируемого объекта пункту 1 части 1 статьи 1 Закона N102 министерством также не представлены,
Поскольку ни в извещении, ни в конкурсной документации, ни в проекте до-говора, являющегося неотъемлемой частью конкурсной документации, объем ка-питальных вложений инвестора не определен, ООО "Хабземстрой" как инвестор не может считаться соответствующим установленным Законом N102 критериям, в данной связи основания для предоставления земельного участка обществу в аренду без проведения торгов отсутствуют.
Ссылки министерства на пункт 23 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым договор аренды земельного уча-стка, находящегося в государственной собственности, заключен министерством без проведения торгов, комиссией Хабаровского УФАС России не принимаются, по-скольку в соответствии с указанной правовой нормой земельный участок может быть предоставлен без проведения торгов в случае, если такое предоставление не-обходимо для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным со-глашением, соглашением о государственно-частном партнерстве, соглашением о муниципально-частном партнерстве, лицу, с которым заключены указанные соглашения, тогда как с ООО "Хабземстрой" заключен иной договор (инвестици-онный), не поименованный в названной норме.
Статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конку-ренции" (далее - Закон о защите конкуренции) органам власти, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (без-действие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными зако-нами случаев принятия актов и (или) принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состя-зательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением законо-дательно установленных случаев, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть вы-явлены потенциальные желающие получить доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.
Следовательно, в действиях министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края в связи с заключением с ООО "Хаб-земстрой" договора аренды от 29.06.2017 N863 земельного участка с кадастровым номером 27:23:0030124:54 площадью 4699 кв.м., с видом разрешенного использо-вания - под элемент благоустройства и незавершенный строительством объект для проведения досуга, расположенного по ул.Шевченко, д.7А, (литер А), в г. Хабаров-ске, без проведения торгов усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, которые приводят или могут привести к ограниче-нию конкуренции на рынке аренды земельных участков, поскольку только при со-блюдении публичных процедур хозяйствующие субъекты имеют равную возмож-ность реализовать свое право на получение таких объектов в аренду.
В связи с наличием в действиях министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края признаков нарушения части 1 статьи 15 Закон о защите конкуренции, выразившихся в передаче ООО "Хабземстрой" земельного участка без проведения торгов и в отсутствие оснований, исключающих их проведение, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ха-баровскому краю на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции выдава-лось предупреждение о необходимости прекращения указанных действий путем расторжения договора аренды от 29.06.2017 N863 земельного участка с кадастро-вым номером 27:23:0030124:54 площадью 4699 кв.м., расположенного по ул. Шев-ченко, д.7А, (литер А), в г. Хабаровске, и совершения действий по изъятию из пользования ООО "Хабземстрой" земельного участка в срок до 25.12. 2017.
На дату истечения срока выполнения предупреждения доказательств изъятия из пользования ООО "Хабземстрой" земельного участка министерством не пред-ставлено. Ходатайства о продлении срока исполнения предупреждения не поступа-ли.
В связи с отсутствием доказательств исполнения предупреждения в полном объеме, в силу части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции возбуждению де-ло о нарушении антимонопольного законодательства.
Как следует из представленных в материалы дела документов, министерст-вом в адрес ООО "Хабземстрой" 19.09.2017 направлялось соглашение о расторже-нии указанного договора аренды вместе с актом приема-передачи земельного уча-стка, письмо обществом не получено по причине отсутствия адресата и возвращено в министерство.
Министерством, исходя из того, что срок договора аренды истекает 31.12.2017, в адрес ООО "Хабземстрой" заявлены возражения о продолжении ис-пользовании земельного участка после окончания срока договора аренды с прило-жением акта приема-передачи от 11.12.2017 N1-11-12935. В связи с невозвращени-ем земельного участка министерство обратилось в арбитражный суд Хабаровского края с иском к ООО "Хабземстрой" об освобождении земельного участка, делу присвоен номер N73-20348/2017.
Комиссия Хабаровского УФАС России, изучив представленные документы, а также учитывая, что срок действия договора аренды истек 31.12.2017, полагает, что министерством совершены необходимые действия по возврату земельного уча-стка.
В силу пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушении антимонопольного законодательства в рассматри-ваемых комиссией действиях (бездействии).
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
РЕШИЛА:
Рассмотрение дела в отношении министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края (ИНН 2721215327, ОГРН 1152721001542, ул. Запарина, д.76, г. Хабаровск, 680000) прекратить в связи с от-сутствием в рассматриваемых действиях (бездействии) нарушении антимонополь-ного законодательства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 20 февраля 2018 г. N 8-01/375
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 05.03.2018