Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель Комиссии: <_> - заместитель
руководителя Управления -
начальник отдела контроля за рекламой и
недобросовестной конкуренцией;
члены Комиссии: <_> , главный специалист-эксперт
отдела контроля за рекламой и
недобросовестной конкуренцией;
<_> , специалист-
эксперт отдела контроля за рекламой
и недобросовестной конкуренцией,
рассмотрев дело N 116-08/2017, возбужденное в отношении ООО "ЕвроСтандарт" по факту распространения каталога специальных предложений от магазинов "Первый кеговый" N 007 (с 22 сентября по 08 октября 2017) с рекламой курительных принадлежностей с признаками нарушения требований пункта 8 статьи 7 Федерального закона "О рекламе",
в присутствии представителя ООО "ЕвроСтандарт" <_> по доверенности N 28 от 22.02.2018,
в отсутствие заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступило заявление физического лица (далее -Заявитель) о распространении каталогов лица с коммерческим обозначением "Первый кеговый" с рекламой курительных принадлежностей.
Заявитель представил ксерокопию каталога специальных предложений от магазинов "Первый кеговый" N 007 (с 22 сентября по 08 октября 2017).
Челябинским УФАС России установлено, что указанный каталог с рекламой был размещен на Интернет-сайте http://1кеговый.рф.
По сведениям, размещенным на официальном сайте АНО "Координационный центр национального домена сети Интернет" www.cctld.ru, регистратором доменного имени 1кеговый.рф является ООО "Регистратор Р01".
ООО "Регистратор Р01" в письме вх. N 13415 от 16.10.2017 указало, что Администратором домена второго уровня является ООО "Евростандарт" с 13.09.2013.
ООО "Евростандарт" в письменных пояснениях вх. N 2326 от 22.02.2018 указало, что спорный каталог был пилотным (пробным) выпуском маркетингового журнала магазинов "Первый Кеговый". Изготовлено 100 экземпляров каталога и экспериментально они размещены в двух магазинах "Первый Кеговый" по адресам: г. Челябинск, ул. Калинина, д. 11 и г. Копейск, пр. Победы, д. 18. В каталоге изображены жидкости для испарителей без содержания никотина. Изображение взято из открытых источников и размещено в пилотном выпуске каталога "Первый Кеговый" с целью заполнить пустующее место ярким коллажом, в связи с чем оно не содержит указания на цену товара и его характеристики. По мнению ООО "Евростандарт", общество не нарушало законодательство Российской Федерации о рекламе.
Представитель ООО "Евростандарт" на заседании Комиссии пояснил, что в магазинах с коммерческим обозначением "Первый Кеговый" в продаже имеются, в том числе жидкости для испарителей с содержанием никотина.
Рассмотрев заявление и материалы, заслушав представителя ООО "Евростандарт" приводит к следующим выводам.
В каталоге специальных предложений от магазинов "Первый кеговый" N 007 (с 22 сентября по 08 октября 2017) (далее - каталог) присутствуют сведения "Моды. Vape Bar. Жидкости" и изображения товаров с идентификационными данными, в частности Cloud Berry: Sky blue, Amber и т.п, CUSTO: rico, tonico и т.п., Gurmani.
Факт изготовления данных каталогов подтверждается договором N ВК-0160-17 от 28.06.2017 между ООО "Типография ВК" и ООО "ЕвроСтандарт". Из приложения N 1 к договору ВК-0160-17 от 28.06.2017 усматривается, что изготовлено всего 100 шт. каталога.
Факт распространения данного каталога подтверждается письменными пояснениями ООО "ЕвроСтандрт" вх. N 2326 от 22.02.2018 и представленной обществом адресной программой.
Этот же каталог размещен на Интернет-сайте 1кеговый.рф, что подтверждается актом осмотра Интернет-ресурса N 147-2017 от 09.10.2017.
По данным свободной энциклопедии "Викисловарь" к курительным принадлежностям относятся, в том числе вейп, электронная сигарета.
Вейп - это то же, что электронная сигарета; устройство, испаряющее ароматизированную жидкость и этим имитирующее курение.
Мод - это в общем смысле батарейный или аккумуляторный блок электронной сигареты, своего рода двигатель, который приводит весь вейп-девайс в движение.
Электронная сигарета - электронное устройство создающее высокодисперсный аэрозоль (пар) предназначенный для ингаляции (вдыхания). Может использоваться как в качестве средства доставки никотина, так и для вдыхания ароматизированного пара без никотина. Пар создаётся за счёт испарения специально подготовленной жидкости с поверхности нагревательного элемента и внешне похож на табачный дым. Устройство может быть выполнено в самых различных формах, в том числе и в формах, сходных с обычной сигаретой или курительной трубкой.
Электронная жидкость (также называемая "электронным соком") представляет собой смесь искусственных или естественных ароматизаторов, никотина, сахара и других органических или химических соединений. Ее добавляют в электронную сигарету. Эта жидкость нагревается механизмом электронной сигареты, а затем в виде аэрозоля поступает в организм в тот момент, когда пользователь делает вдох. Электронные жидкости выпускаются во множестве "ароматных" вариантов. Пользователи могут выбрать "свое" количество никотина - если они вообще хотят, чтобы никотин содержался в жидкости (по данным сайта http://ru.e-cig-brands.com/e-liquid/luchshaya-elektronnaya-zhidkost/).
Таким образом, основным предназначением электронного парогенератора является процесс вдыхания (выдыхание) паров с содержанием никотина либо без никотина.
По данным открытых источников в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" одно из явлений современной вейпкультуры заключается в создании закрытых клубов для любителей попарить в компании единомышленников. Такие заведения носят названия вейпбаров (Vape Bar) или вейппабов. В вейпбаре можно приобрести девайс, жидкости и прочие аксессуары.
По информации, размещенной в различных источниках информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" CloudBerry, Gusto жидкости для электронных сигарет отечественного производителя, представлены в разных вкусах: RUBY, SKY BLUE, GREEN, AMBER, VIOLET, AQUA и т.д. (smokingman.ru и т.д.).
Из анализа сведений, размещенных в каталоге, следует, что информация о курительных принадлежностях направлена на привлечение внимания к определенным товарам, в частности жидкостям для электронных сигарет Cloud Berry, Gusto.
Поскольку электронное устройство (вейп) и сопутствующие к нему товары (моды, жидкость) предназначены для процесса курения, в данном случае информация о "Vape Bar" и реализации лицом с коммерческим обозначением "Первый Кеговый" товаров (моды, жидкости, в части Cloud Berry, Gusto и т.д.) является рекламой курительных принадлежностей.
Доводы ООО "Евростандарт" о том, что данную информацию нельзя отнести к рекламе, поскольку размещены изображения однородных предметов без индивидуализирующих признаков, без указания цены и характеристики товаров, Комиссия не принимает по следующим основаниям.
Согласно статье 3 Федерального закона "О рекламе" товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Частью 1 статьи 467 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если по договору купли-продажи передаче подлежат товары в определенном соотношении по видам, моделям, размерам, цветам или иным признакам (ассортимент), продавец обязан передать покупателю товары в ассортименте, согласованном сторонами.
Таким образом, объектом рекламирования может выступать тот товар, предназначенный для продажи или иного введения в гражданский оборот, который можно индивидуализировать, выделить среди однородной группы товаров. Соответственно, реклама товара всегда представляет собой информацию о конкретном товаре, который можно индивидуализировать внутри группы однородных товаров.
Согласно статье 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;
Рекламой признается информация, позволяющая четко обозначить, индивидуализировать конкретный объект рекламирования, выделить его среди однородных товаров и сформировать к нему интерес в целях продвижения на рынке, в том числе в случае размещения такой информации на рекламных конструкциях.
В рекламе присутствует информация о месте приобретения товара "Vape Bar" наряду с изображением жидкостей Gusto, на которых указана информация "70/30", "3" и вкусы rico, fresco и т.д., а также жидкостей CloudBerry, на которых размещены сведения "1,5" и вкусы SKY BLUE, Amber и т.п.
Таким образом, размещенная информация является рекламой поскольку содержит наименование места продажи продукции Vape Bar" и наименование товара Gusto, CloudBerry, его характеристики (вкусы) - rico, fresco и т.п, а также содержание никотина "3", "1,5", что позволяет его выделить среди других однородных товаров и привлечь к ним внимание, а также формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 8 статьи 7 Закона о рекламе не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещается реклама и стимулирование продажи табака, табачной продукции и (или) потребления табака.
С учетом изложенного, реклама курительных принадлежностей, распространенная в каталоге специальных предложений от магазинов "Первый кеговый" N 007 (с 22 сентября по 08 октября 2017), в том числе размещенного на Интернет-сайте 1кеговый.рф нарушает пункт 8 статьи 7 Федерального закона "О рекламе".
На основании частей 6, 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе", ответственность за нарушение требований пункта 8 статьи 7 Федерального закона "О рекламе" несет рекламодатель и рекламораспространитель.
В силу пункта 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламораспространитель - это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Рекламодателем и рекламораспространителем рекламы надлежит признать ООО "Евростандарт", заключившего договор N ВК-0160-17 от 28.06.2017 с ООО "Типография ВК" на изготовление каталога специальных предложений от магазинов "Первый кеговый" N 007 (с 22 сентября по 08 октября 2017) и реализующего жидкости для электронных сигарет.
Согласно пункту 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе при добровольном устранении лицом совершенного нарушения антимонопольный орган вправе не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
Сведения о прекращении размещения каталога специальных предложений от магазинов "Первый кеговый" N 007 (с 22 сентября по 08 октября 2017) с рекламой курительных принадлежностей на Интернет-сайте 1кеговый.рф у антимонопольного органа отсутствуют.
Поскольку ООО "ЕвроСтандарт" не представило Комиссии материалы о том, что распространение ненадлежащей рекламы прекращено, Челябинское УФАС России считает необходимым выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу, размещенную в каталоге специальных предложений от магазинов "Первый кеговый" N 007 (с 22 сентября по 08 октября 2017) со сведениями: "Моды. Vape Bar. Жидкости" и изображением товаров с идентификационными данными, в частности Cloud Berry: Sky blue, Amber и т.п, CUSTO: rico, tonico и т.п., Gurmani, поскольку в ней нарушены требования пункта 8 статьи 7 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ООО "Евростандарт" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ООО "Евростандарт" и его должностного лица.
Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
21 февраля 2018 года г. Челябинск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии:
члены Комиссии: |
<_> - заместитель руководителя - начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России; <_> - специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России; <_> - главный специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России, |
на основании своего решения от 21.02.2018 по делу N 116-08/2017 о признании ненадлежащей рекламы, размещенной в каталоге специальных предложений от магазинов "Первый кеговый" N 007 (с 22 сентября по 08 октября 2017) со сведениями: "Моды. Vape Bar. Жидкости" и изображением товаров с идентификационными данными, в частности Cloud Berry: Sky blue, Amber и т.п, CUSTO: rico, tonico и т.п., Gurmani, поскольку в ней нарушены требования пункта 8 статьи 7 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО "ЕвроСтандарт" незамедлительно со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение требований пункта 8 статьи 7 Федерального закона "О рекламе", а именно не распространять каталог специальных предложений от магазинов "Первый кеговый" N 007 (с т22 сентября по 08 октября 2017) с рекламой курительных принадлежностей, в том числе на Интернет-сайте http://1кеговый.рф.
2. ООО "ЕвроСтандарт" представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 10 апреля 2018 года (скрин-шоты Интернет-сайта http://1кеговый.рф).
Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Челябинское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях привлечь виновное лицо к административной ответственности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 21 февраля 2018 г. N 116-08/2017
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 16.03.2018