Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (далее - Крымское УФАС России) <_>, в присутствии защитника Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымэнерго" (далее - ГУП РК "Крымэнерго", Ответчик) <_> (доверенность N057-Д от 16.01.2018 г.), рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении N57АД-18, возбужденного в отношении ГУП РК "Крымэнерго" (ИНН 9102002878, КПП 910201001, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Киевская, 74/6, 295034),
У С Т А Н О В И Л А:
В ходе рассмотрения заявления гр. Харабаджах Мелии Наримановны (далее - заявитель) на действия ГУП РК "Крымэнерго" относительно нарушения сроков исполнения договора по технологическому подключению к электрическим сетям установлены нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N861(далее - Правила).
Между гр. Харабаджах М. Н. и ГУП РК "Крымэнерго" 07.11.2016 г. заключен договор N86-06-752-16 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств Заявителя (далее - Договор), расположенных по адресу: <_> и выданы Технические условия для присоединения к электрическим сетям ГУП РК "Крымэнерго" N86-06-752-16 от 30.09.2016 г. (далее - Технические условия) с учётом следующих характеристик:
- максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств - 15 (кВт);
- категория надёжности третья;
- класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение - 0,38 кВ.
С учётом характеристик, обозначенных в Технических условиях и Договоре, гр. Харабаджах М.Н. относится к категории заявителей, указанной в пункте 14 Правил.
В соответствии с п. 5 указанного договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора, т.е. 07.05.2017 г.
В соответствии с п.9 Договора на заявителя возложена обязанность надлежащим образом выполнить пункты технических условий, и уведомить исполнителя о выполнении технических условий, а исполнитель в соответствии с пунктом 7 договора в течение 10 рабочих дней со дня уведомления заявителем об исполнении технических условий обязан осуществить проверку их выполнения заявителем, провести с участием заявителя осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя и не позднее 15 рабочих дней со дня проведения осмотра (обследования), с соблюдением срока, установленного пунктом 5 договора, осуществить действия по фактическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям.
Заявителем требования п.8 Договора исполнены. Уведомление о выполнении технических условий направлено заявителем в адрес сетевой организации.
В соответствии с п. 90 Правил срок проведения мероприятий по проверке сетевой организацией выполнения заявителем технических условий (с учетом направления заявителю подписанных со стороны сетевой организации акта осмотра (обследования) электроустановки и акта о выполнении технических условий) не должен превышать 10 дней со дня получения сетевой организацией уведомления от заявителя о выполнении им технических условий либо уведомления об устранении замечаний.
Согласно п. 97 Правил по результатам осмотра электроустановок сетевая организация составляет акт осмотра (обследования) электроустановки. При выявлении в ходе осмотра невыполнения заявителем и (или) сетевой организацией требований технических условий и проектной документации в акте осмотра (обследования) электроустановки указывается перечень выявленных замечаний, подлежащих выполнению.
По состоянию на дату обращения заявителя в Крымское УФАС России - вх. N1814/10 от 28.12.2017 г. технологическое присоединение ГУП РК "Крымэнерго" не выполнено.
Согласно пункту 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Сетевая организация обязана соблюдать единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в отношении лица, обратившегося к ней с целью осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств. В соответствии с п. 16 Правил Договор должен содержать, в том числе, следующие существенные условия:
- перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению;
В соответствии с пунктом 16.3 Правил обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12(1), 14 и 34 Правил, распределяются следующим образом:
заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;
сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
Пунктом 11.6 указанных технических условий в обязанности заявителя вменено: "требование к изоляции, защите от перенапряжения: предусмотреть проектом установку ограничителей перенапряжения в соответствии с требованиями действующих нормативных документов. Проектом определить устройство контура заземления в соответствии с требованиями действующих нормативных документов", что противоречит Правилам.
В соответствии с п.п. б) пункта 25(1) Правил в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14, должны быть указаны:
б) обоснованные требования к усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии), обязательные для исполнения сетевой организацией за счет ее средств.
Таким образом, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии в соответствии с п.25(1) Правил является обязательством для исполнения сетевой организацией, а не заявителем.
Кроме того, в соответствии с п. п.18(5) Правил, заявитель, максимальная мощность энергопринимающих устройств которого составляет менее 150 кВт включительно, вправе в инициативном порядке представить в сетевую организацию разработанную им в соответствии с подпунктом "в" пункта 18 настоящих Правил проектную документацию на подтверждение ее соответствия техническим условиям.
Техническими условиями в обязанности заявителя вменены требования по составлению и согласованию проектной документации.
Информация (подтверждение) исполнения сетевой организацией условий договора и п. 10 технических условий ГУП РК "Крымэнерго" не представлены.
Учитывая изложенное, ГУП РК "Крымэнерго" нарушены требования Правил подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, ответственность за которые предусмотрена статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В соответствии с положениями части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение правил технологического присоединения к электрическим сетям, правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения либо правил подключения (технологического присоединения) к системам водоснабжения и водоотведения, выразившееся в несоответствии предлагаемых потребителю для заключения проекта договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства или о подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения или системам водоснабжения и водоотведения и (или) технических условий (если получение технических условий требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации) правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении соответствующих договоров, и (или) правилам определения и предоставления технических условий в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.31, 14.31.1, 14.32 настоящего Кодекса, либо нарушении установленных законодательством сроков представления потребителю проекта договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства или о подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения или системам водоснабжения и водоотведения и (или) технических условий (если получение технических условий требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации), за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.31, 14.31.1, 14.32 настоящего Кодекса, либо необоснованном отказе в заключении договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства или о подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения или системам водоснабжения и водоотведения, за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.31, 14.31.1, 14.32 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В силу части 1 названной статьи объективную сторону правонарушения образует нарушение технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
На основании части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Пунктом 2 части 1 статьи 3.2 КоАП РФ предусмотрено, что за совершение административных правонарушений может устанавливаться и применяться административный штраф.
Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица (личность виновного, его имущественное положение) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Существенная угроза общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий административного правонарушения, поскольку состав его является формальным. Негативный результат может возникать и в нематериальной, в частности, организационной сфере.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении ГУП РК "Крымэнерго" к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права, а именно в отсутствии должного контроля за соблюдением ГУП РК "Крымэнерго" антимонопольного законодательства, следствием чего явилось ущемление прав и интересов заявителя.
Обстоятельств, позволяющих признать данное правонарушение малозначительным, с учетом фактических обстоятельств дела и руководствуясь статьей 2.9 КоАП РФ, положениями Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", не установлено.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, предусмотренным ст. 4.2 КоАП РФ, не установлено.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных ст. 4.3 КоАП РФ, не установлено.
Факт совершения административного правонарушения
ГУП РК "Крымэнерго" подтверждается протоколом по делу N 57АД-18 об административном правонарушении от 13 февраля 2018 года, а также другими материалами дела.
Срок давности привлечения ГУП РК "Крымэнерго" к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.
Должностное лицо Крымского УФАС России полагает, что совершению административного правонарушения способствовали следующие причины и условия: пренебрежительное отношение ГУП РК "Крымэнерго" к своей публично - правовой обязанности по соблюдению Правил технологического присоединения (в части исполнения обязательств по техническому присоединению в установленные Правилами технологического присоединения сроки).
Место совершения административного правонарушения: г. Симферополь, ул. Киевская, 74/6.
Время совершения административного правонарушения: 08.05.2017 г.
Руководствуясь статьями 3.5, 4.1, 4.2, 4.3, 4.5, ч.1 ст. 9.21, 23.48, 29.9, КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛА:
Признать Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымэнерго" (Республика Крым, г. Симферополь, ул. Киевская, 74/6, 295034) виновным в совершении административного правонарушения ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей 00 копеек.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Согласно пункту 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа:
Реквизиты Крымского УФАС России:
Получатель: УФК по Республике Крым (Крымское УФАС России, N л/с 04751А92740)
ИНН / КПП 9102007869/910201001
Банк получателя: Отделение Республика Крым, г. Симферополь
БИК 043510001
р/с 40101810335100010001
ОКТМО 35701000
КБК: 161 1 16 02010 01 6000 140
Назначение платежа: административный штраф за нарушение антимонопольного законодательства по делу N57АД-18.
Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
В соответствии с частью 4 статьи 4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой назначено наказание.
В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 26 февраля 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.03.2018