Рассмотрев жалобу ООО "НПО "Технопрогресс" (далее - Заявитель)
на действия АО "Интер РАО-Электрогенерация" (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на консервацию оборудования энергоблоков N1, 2 (ЭБ N 1; ЭБ N 2) для Северо-Западной ТЭЦ для нужд АО "Интер РАО - Электрогенерация" (реестровый
N 31806026615) (далее - Запрос предложений),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Запроса предложений.
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика при проведении Запроса предложений выразилось в неправомерном указании в документации о Запросе предложений требования относительно соответствия консерватора конкретному ТУ при консервации оборудования энергоблоков N1, 2 (ЭБ N 1;
ЭБ N 2), а именно ТУ 2413-001-59097176-2006, что нарушает часть 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) и приводит к ограничению участников закупки.
Представитель Заказчика возражал против удовлетворения жалобы, представил запрашиваемые в соответствии с письмом Московского УФАС России исх. N ИГ/4240/18 от 29.01.2018 документы по спорной закупке.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг Заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участником закупки.
На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупках).
При рассмотрении жалобы по существу Заказчик пояснил следующее.
Пунктом 3.1.2 Технического задания Закупочной документации установлено, что "Консервация оборудования энергоблоков ст. N 1, N 2, котлов БЭМ-25/14-225 ст. N 1, N 2 выполняется путем введения в контуры консерванта в виде готовой водной эмульсии, соответствующей ТУ 2413-001-59097176-2006. На СЗ ТЭЦ была внедрена технология консервации оборудования ПГУ с использованием "Эмикор" ТУ 2413-001-59097176-2006 (вводная эмульсия ОДА). На основе этой технологии смонтированы узлы для приготовления и дозирования консерванта в паро-водяной тракт блоков ПГУ и ПРК, предусматривающие использование водной эмульсии ОДА, а также разработаны инструкции по консервации пароводяного тракта энергоблоков и по консервации поверхностей нагрева тепломеханического оборудования ПРК. Применение других реагентов для консервации исключено, так как потребуют проведение дополнительных исследований влияния других реагентов на оборудование и трубопроводы СЗ ТЭЦ, что в свою очередь повлечет за собой дополнительные материальные расходы.
В соответствии с пунктами 1, 3, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
- требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
- требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;
- требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Комиссия, изучив представленные документы и сведения, установила следующее.
Согласно пункту 5.1 Положения о закупках Заказчиком регламентировано, что в целях закупки Продукции Заказчик должен установить требования к Продукции, поставляемой в рамках исполнения договора, заключаемого по результатам Закупочной процедуры.
Пунктом 15.11 Положения о закупках закреплено, что Закупочная документация должна содержать, в том числе требование к закупаемой продукции (к качеству, техническим характеристикам и т. д.).
Пунктом 41.6.1 Положения о закупках установлено, что Закупочная документация при проведении запроса предложений должна содержать все требования и условия запроса предложений, а также подробное описание всех процедур. В том числе необходимую и достаточную для того, чтобы Потенциальные участники закупки могли принять решение об участии в запросе предложений, подготовить и подать заявки таким образом, чтобы Закупочная комиссия могла оценить их по существу и выбрать наилучшее предложение.
В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, Заказчиком в пункте 3.1.2 Технического задания Закупочной документации установлено требование, что консервация оборудования энергоблоков ст. N 1, 2 котлов БЭМ-25/14-225 ст. N 1, 2 выполняются путем введения контуры консерванта в виде готовой водной эмульсии, соответствующей ТУ 2413-001-59097176-2006.
Согласно пункту 3.2.1 Технического задания Закупочной документации услуги по консервации энергоблоков ст. N 1, 2 котлов БЭМ-25/14-225 ст. N 1, 2 включают в себя:
- проведение подготовительных операций (апробирование системы консервации, подготовка консервирующего раствора);
- проведение операций по консервации (заполнение консервирующим раствором до необходимой концентраций, циркуляции, дренирования);
- оценка эффективности проведенной консервации;
- обработка полученных результатов, составление акта.
В соответствии с пунктом 3.4.1 Технического задания Закупочной документации все используемые для выполнения работ материалы и оборудование, в том числе должны соответствовать требованиям нормативно-технических документов, стандартам.
Таким образом, Заказчиком на основании пункта 3.4.1 Технического задания Закупочной документации установлено требование о соответствии консерванта ТУ 2413-001-59097176-2006.
Из представленных Заказчиком пояснений и документов, следует, что указание о соответствии консерванта ТУ 2413-001-59097176-2006 обусловлено спецификой предмета закупки.
Исходя из пункта 15 статьи 2 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ
"О стандартизации в российской Федерации" технические условия (ТУ) - это вид стандарта организации, утвержденный изготовителем продукции или исполнителем работы, услуги.
Таким образом, ТУ представляют собой описание процесса создания того или иного товара, а также его примерные технические характеристики, но не свидетельствуют о невозможности использования данного алгоритма действий иными производителями.
При этом, следует отметить, что указание в требованиях Заказчиком ссылки на ТУ 2413-001-59097176-2006 свидетельствует о необходимости консервации пароводяного тракта основного и вспомогательного оборудования энергоблоков консерватором, изготовленный именно по технологии и правилам, предусмотренным указанным техническим условием, вне зависимости от производителя данного товара.
Таким образом, положения Закупочной документации Заказчика не содержат указания на необходимость консервации оборудования конкретным консерватором, а содержат лишь указание на требуемые технические характеристики и на необходимость соответствия консерванта ТУ 2413-001-59097176-2006.
В связи с чем, довод Заявителя относительно недопустимости указания соответствия консерванта конкретному техническому условию не нашел своего подтверждения.
Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Статьей 3 Закона о закупках установлены основные принципы и положения закупки товаров, в том числе принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Тем не менее, нормы Закона о закупках также не содержат запрета на возможность указывать в закупочной документации соответствие товара конкретному нормативно-техническому документу, в том числе техническому условию.
Как было указано ранее, положением о закупках предусмотрено требование о соответствии товара нормативно-технических документам, стандартам.
Вместе с тем, Заявителем на Заседании Комиссии не представлены документы и сведения, подтверждающие каким образом установленные положения нарушают права Заявителя и не позволяют подготовить заявку на участие в Запросе предложений.
Отсутствие у кого-либо из лиц, заинтересованных в заключении договора, возможности поставить необходимый Заказчику товар, с определенными характеристиками, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничения числа участников закупки.
Заявителем не представлены документы и сведения, подтверждающие каким образом установленные положения нарушают права Заявителя и не позволяют подготовить заявку на участие в Запросе предложений.
Более того, согласно протоколу закупочной комиссии по вскрытию конвертов
N 31806026615-01 от 06.02.2018 Заявителем заявка на участие в спорной закупке не подавалась.
Таким образом, Комиссия приняла решение признать жалобу Заявителя необоснованной.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Запроса предложений необоснованной.
2. Снять ограничение на размещение Запроса предложений, наложенное письмом Московского УФАС России от 29.01.2018 N ИГ/4240/18.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 15 марта 2018 г. N 1-00-179/77-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.03.2018