Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии: |
|
- заместителя руководителя управления; |
Члены Комиссии:
|
|
- ведущий специалист-эксперт отдела КСЗ, - специалист-эксперт отдела КСЗ,
|
рассмотрев дело N Р17/24-21, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
в присутствии представителя ООО "А" - <_> (доверенность N <_> от 31.05.2017 г.),
УСТАНОВИЛА:
Тюменским УФАС России в соответствии со статьей 33 Федерального закона "О рекламе" от 13.03.06 N38-ФЗ (далее - Закон о рекламе), в соответствии с Положением о государственном надзоре в области рекламы, утвержденным Постановлением правительства РФ N 1346 от 20.12.2012 г., в рамках реализации полномочий антимонопольного органа по государственному надзору за соблюдением законодательства РФ о рекламе был выявлен факт размещения рекламных баннеров на фасаде здания по адресу: г. Тюмень, ул. Холодильная 120/3, с надписями следующего содержания: "ПОСТАВЩИК МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ", "ФГУП ККЗ ЛУЧШИЕ КОНЬЯКИ РОССИИ", "ОАО ДКК ЖИДКАЯ ВАЛЮТА РОССИИ", содержащей признаки нарушения требований рекламного законодательства.
Определением от 10.05.2017 г. N Р17/24-21 возбуждено дело N Р17/24-21 по признакам нарушения законодательства о рекламе.
Согласно письменным пояснениям, представленным ООО "А", рассматриваемые баннеры, закрепленные справа и слева от входной двери в магазин были установлены с целью временного перекрытия той части фасада, где отпала облицовочная плитка при демонтаже панно от прежних арендаторов данного помещения, в день открытия магазина. Эскизы баннеров были разработаны для оформления стен внутри помещения.
Комиссия, исследовав имеющиеся материалы дела, пришла к следующим выводам.
Согласно статье 3 Закона о рекламе, рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Независимо от формы или используемого средства распространения, реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств непосредственно в момент ее представления именно как реклама.
Таким образом, признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, сформировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.
Рассматриваемая информация, содержащаяся в брошюре, является рекламой, так как объектом рекламирования выступает алкогольный напиток - коньяк.
Таким образом, информация, размещенная на баннерах, является рекламой, где объектом рекламирования является алкогольная продукция, реализуемая ООО "А".
Согласно ч. 3 ст. 21 Закона о рекламе, реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
Согласно пункта 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации.
Коньяк - крепкий алкогольный напиток, производимый из определённых сортов винограда по особой технологии. Содержание этилового спирта колеблется от 40% до 57% объема готовой продукции.
Учитывая то, что алкогольной продукцией признается пищевая продукция, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, соответственно рекламируемый напиток является алкогольной продукцией.
Таким образом, рассматриваемая реклама является рекламой алкогольной продукции - коньяка.
Надпись, предупреждающая о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции отсутствует.
Таким образом, в вышеуказанной рекламе содержатся нарушения ч. 3 ст. 21 Закона о рекламе, а именно отсутствие надписи, предупреждающей о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции.
Согласно ч. 1 ст. 19 Закона о рекламе, распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Поскольку рассматриваемая реклама размещена на внешней стене здания, непосредственно у входа в магазин, где осуществляет свою деятельность ООО "А", то данная конструкция является рекламной и относится к объектам наружной рекламы.
Пунктом 5 ч. 2 ст. 21 Закона о рекламе, предусмотрено, что реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
Таким образом, рассматриваемая реклама содержит нарушение требований п. 5 ч. 2 ст. 21 Закона о рекламе, поскольку данная реклама алкогольной продукции размещалась с использованием технического средства стабильного территориального размещения (рекламная конструкция) на фасаде здания.
Вместе с тем, Комиссия считает, что фраза "ПОСТАВЩИК МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ", используемая в рекламе, указывает на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти.
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 5 Закона о рекламе, в рекламе не допускается указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицам.
Таким образом, рассматриваемая реклама содержит нарушение п. 2 ч. 5 ст. 5 Закона о рекламе.
В соответствии с ч. 6, 7 ст. 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований ч. 3 ст. 21 и ч. 5 ст. 5 Закона о рекламе несет рекламодатель. За нарушение требований ч. 2, 3 ст. 21 несет рекламораспространитель.
Согласно п. 5 ст. 3 Закона о рекламе, рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержания рекламы лицо.
Согласно п. 7 ст. 3 Закона о рекламе, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Материалами установлено, что рекламодателем является ООО "А" (адрес места нахождения: Дагестан, р-н Дахадаевский, село Уркарах; место нахождения обособленного подразделения: г. Тюмень, ул. Холодильная, <_> <_>).
Таким образом, в действиях ООО "А", содержатся нарушения требований ч. 3 ст. 21, п. 5 ч. 2 ст. 21 и п. 2 ч. 5 ст. 5 Закона о рекламе.
Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Вместе с тем, ответчиком не представлено документальных доказательств о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи ООО "А" предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42, 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу алкогольной продукции, следующего содержания: "ПОСТАВЩИК МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ", "ФГУП ККЗ ЛУЧШИЕ КОНЬЯКИ РОССИИ", "ОАО ДКК ЖИДКАЯ ВАЛЮТА РОССИИ", ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч. 3 ст. 21, п. 5 ч. 2 ст. 21 и п. 2 ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 13.03.06 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО "А" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме ______________ года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель комиссии |
|
|
Члены комиссии |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 1 июня 2017 г. N Р17/24-21
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.03.2018