Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<_>, руководителя Чукотского УФАС России.
Членов Комиссии:
<_>, заместителя руководителя Чукотского УФАС России;
<_>, главного специалиста-эксперта Чукотского УФАС России, рассмотрев дело N 100/01-33/17 возбужденное в отношении Муниципального предприятия городского округа Анадырь "Городское коммунальное хозяйство", расположенного по адресу: 689000, Чукотский автономный округ, г. Анадырь, ул. Ленина, д. 45, ОГРН 1028700588861, ИНН 8709007875, по признакам нарушения требований установленных пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
в присутствии представителя ответчика - <_> по доверенности от 11.07.2017 N 111;
в присутствии представителя заявителя ООО "Чукотская строительно-буровая компания" - <_> доверенность от 21.01.2018 г.,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы России по Чукотскому автономному округу (далее - Чукотское УФАС России) поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью "Чукотская строительно-буровая компания" (далее - Заявитель, Подрядчик, ООО "ЧСБК") на действия Муниципального предприятия городского округа Анадырь "Городское коммунальное хозяйство" (далее - Ответчик, МП "ГКХ", Предприятие).
В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее:
Между ООО "ЧСБК" и МП "ГКХ", заключен договор водоснабжения и водоотведения от 01.01.2016 N 232-В/16, согласно которому ООО "ЧСБК", обязуется в срок не позднее 10-го числа календарного месяца, следующего за расчётным оплачивать выставленные счета-фактуры.
22.12.2016 г. в адрес ООО "ЧСБК" поступило письмо МП "ГКХ" от 21.12.2016 г. N 12-02/8029 из которого следовало, что во избежание бездоговорного потребления тепловой энергии и холодного водоснабжения в многоквартирном доме расположенном по адресу: г. Анадырь, с. Тавайваам, ул. Береговая, 2а (далее - МКД), ООО "ЧСБК" предложено в срок до 22.12.2016 г. заключить договор на поставку тепловой энергии и холодного водоснабжения, при этом, в случае не заключения данного договора - до 22.12.2016 г. МП "ГКХ" произведет отключение первого подъезда данного МКД от магистральных сетей водоснабжения.
Письмом от 22.12.2016 г. ООО "ЧСБК" сообщило МП "ГКХ" следующее, что между Администрацией городского округа Анадырь и ООО "ЧСБК" заключен контракт N 38 (по результату аукциона в электронной форме N 0188300005416000069-1) на Ремонтно-восстановительные работы первого подъезда многоквартирного жилого дома по ул. Береговая, 2а (далее - Контракт), при этом\x{00b8} по условиям данного Контракта, на ООО "ЧСБК" не возлагались обязательства по оплате коммунальных ресурсов на период проведения ООО "ЧСБК" ремонтно-восстановительных работ в данном МКД.
Кроме того, в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, однако в рассматриваемом случае данный МКД на праве собственности либо на ином праве ООО "ЧСБК" не принадлежит, в связи с чем, плата за коммунальные ресурсы потребляемые собственниками данного МКД в период выполнения ООО "ЧСБК" ремонтно-восстановительных работ, не возлагается.
Тем не менее учитывая, что ремонтно-восстановительные работы в рамках вышеуказанного Контракта находились на заключительной стадии, и в целях не допущения уже отремонтированным квартирам данного МКД причинения какого либо ущерба, из-за разморожения внутреннего трубопровода (ХВС, ГВС и ТЭ) в результате отключения МП "ГКХ" данного МКД от водоснабжения, Обществом, письмом от 22.12.2016 г. было предложено МП "ГКХ" согласовать дату и время совместной встречи представителей МП "ГКХ", Администрации городского округа Анадырь и ООО "ЧСБК", в целях определения лица, на которого возлагается бремя платы коммунальных услуг в период выполнении ООО "ЧСБК" Ремонтно-восстановительных работ данного МКД.
Однако, данное письмо Общества МП "ГКХ" было проигнорировано, в связи с чем, ООО "ЧСБК" было вынужденно заключить дополнительное соглашение N 1 от 27.12.2016 г к договору на водоснабжение и водоотведение N 232-В/16 от 01.01.2016 г., согласно которого на ООО "ЧСБК" возлагалось бремя оплаты коммунальных ресурсов потребляемых МКД в период осуществления ремонтно-восстановительных работ в рамках Контракта.
Между тем, из условий Контракта следует, что правоотношения, сложившиеся между Администрацией и ООО "ЧСБК" в рамках Контракта подлежат регулированию общими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) об обязательствах и специальными нормами, содержащимися в главе 37 ГК РФ.
В силу пункта 1 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором (пункт 2 статьи 740 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 704 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено договором подряда, работа выполняется иждивением подрядчика - из его материалов, его силами и средствами.
На основании пункта 1 статьи 747 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан своевременно предоставить для строительства земельный участок. Площадь и состояние предоставляемого земельного участка должны соответствовать содержащимся в договоре строительного подряда условиям, а при отсутствии таких условий обеспечивать своевременное начало работ, нормальное их ведение и завершение в срок.
В силу пункта 2 указанной статьи стороны вправе предусмотреть в договоре и другие обязанности заказчика.
Пункт 3 статьи 747 Гражданского кодекса Российской Федерации взаимосвязан с пунктом 2 и предписывает сторонам урегулировать в договоре строительного подряда вопрос о распределении между ними расходов, связанных с предоставленных заказчиком услуг.
Из системного анализа норм (статья 740, пункт 2 статьи 747 Гражданского кодекса Российской Федерации) следует, что оказание соответствующих услуг, в том числе водоснабжение, входит в обязанность заказчика по созданию подрядчику необходимых условий для выполнения работ.
Между тем:
- условиями Контракта не возлагалось на ООО "ЧСБК" в период производства ремонтно-восстановительных работ в МКД обязанности по оплате услуг водоснабжения;
- у ООО "ЧСБК" в данном МКД отсутствовали в рассматриваемый период времени объекты недвижимого имущества.
- фактического владения и пользования МКД на каком-либо праве в период выполнения работ ООО "ЧСБК" не осуществляло.
Следовательно, у МП "ГКХ" отсутствовали даже основания для направления в адрес Общества письма о необходимости последнему заключить с МП "ГКХ" договор водоснабжения.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по ст. 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.
МП "ГКХ" приказом Магаданского УФАС России от 23.03.2007 г. N 01-12/28 включен в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, с долей 100% на рынках по предоставлению следующих услуг: "услуги по передаче и распределению горячей воды (тепловой энергии) для предприятий и организаций", "услуги по канализации отходов", "техническая эксплуатация жилфонда", "водоснабжение" следовательно, занимает на указанном рынке доминирующее положение.
Кроме того, в силу статьи 4 ФЗ "О естественных монополиях" услуги по водоснабжению отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. МП "ГКХ" оказывает услуги по водоснабжению в географических границах городского округа Анадырь. Таким образом, МП "ГКХ" является доминирующей организацией на рынке услуг водоснабжения в указанных географических границах.
В связи с чем, на Ответчика в полной мере распространяется запрет, установленный статьей 10 Закона о защите конкуренции, который запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Вышеизложенные обстоятельства, свидетельствуют о том, что МП "ГКХ" пользуясь своим доминирующим положением, ущемляет интересы Общества что в силу пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции недопустимо.
На основании изложенного, в связи с наличием в действиях МП "ГКХ" признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившихся в навязывании ООО "ЧСБК" платы за услуги прямо не предусмотренные законодательством Российской Федерации, Чукотское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции выдано предупреждение о необходимости прекращения указанных действий путем расторжения дополнительного соглашения N 1 от 27.12.2016 г. к договору водоснабжения и водоотведения N 232-В/16 от 01.01.2016 г. заключенного с нарушением антимонопольного законодательства, а также устранить последствия возникшие в следствии заключения данного дополнительного соглашения.
В установленный срок МП "ГКХ" не исполнено предупреждение, в связи с чем Чукотское УФАС России Приказом от 25.08.2017 N 102 в отношении Муниципального предприятия городского округа Анадырь "Городское коммунальное хозяйство", расположенного по адресу: 689000, Чукотский автономный округ, г. Анадырь, ул. Ленина, д. 45, ОГРН 1028700588861, ИНН 8709007875, возбуждено дело и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения, требований установленных пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Комиссия Чукотского УФАС России в ходе рассмотрения дела N100/01-33/2017, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы
дела, оценив представленные доказательства руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
РЕШИЛА
Признать в действиях Муниципального предприятия городского округа Анадырь "Городское коммунальное хозяйство" (ОГРН 1028700588861, ИНН 8709007875) нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в навязывании ООО "ЧСБК" заключение с МП "ГКХ" дополнительного соглашения N 1 от 27.12.2016 г к договору на водоснабжение и водоотведение N 232-В/16 от 001.2016 г.
2. Выдать МП "ГКХ" обязательное для исполнения предписание, для исполнения которого необходимо:
- добровольно расторгнуть дополнительное соглашение N 1 от 27.12.2016 г к договору на водоснабжение и водоотведение N 232-В/16 от 01.01.2016 г.
- возвратить уплаченную сумму, которая была произведена согласно дополнительного соглашения N 1 от 27.12.2016 г к договору на водоснабжение и водоотведение N 232-В/16 от 01.01.2016 г.
3. Передать материалы дела должностному лицу для возбуждения административного производства по признакам нарушения статьи 14.31 КоАП РФ
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу от 14 марта 2018 г. N 100/01-33/17
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.03.2018