Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее - Комиссия) в составе:
Заместитель председателя Комиссии:
Крамаренко Е.В. - начальник отдела контроля органов власти,
Члены Комиссии:
Довлатов А.Н. - ведущий специалист -эксперт отдела контроля органов власти;
Сафронова О.А. - специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
рассмотрев жалобу НСВ (далее- Заявитель) на действия организатора торгов конкурсный управляющего ДД В (далее - Организатор торгов) при организации и проведении торгов по продаже имущества должника (извещение N5047291 опубликовано на сайте www.fabrikant.ru),
в присутствии Заявителя НСВ, представителя Заявителя ЛД.С., в присутствии конкурсного управляющего Д Д В,
УСТАНОВИЛА:
Краснодарским УФАС России рассмотрена жалоба Н С В (далее- Заявитель) на действия организатора торгов конкурсный управляющего Д Д В (далее - Организатор торгов) при организации и проведении торгов по продаже имущества должника (извещение N5047291 опубликовано на сайте www.fabrikant.ru).
Информация о размещении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России www.kranodar.fas.gov.ru.
Рассмотрение жалобы состоялось 13.03.2018 г. в 11 часов 00 минут по адресу: г.Краснодар,ул.Коммунаров,235, ком.1
Заявитель сообщает, что при размещении вышеуказанной информации допущены нарушения требований нормативных правовых актов, в результате которых могут быть ущемлены его права и законные интересы, а также созданы искусственные препятствия для участия в торгах путем установления необоснованных, противоречащих закону условий и процедур. 1. Информационным сообщением предусмотрено, что размер задатка составляет 20% от предложенной претендентом цены за лот, что нарушает пункт 8 ст. 110 Федерального закона N127-ФЗ от 26.10.2002 г. "О несостоятельности (банкротстве).", согласно которому размер задатка для участия в торгах не должен превышать двадцать процентов начальной цены продажи предприятия. Поскольку заявка на участие в торгах посредством публичного предложения в силу п. 4 ст. 139 вышеуказанного закона должна содержать ценовое предложение, требование организатора торгов о внесении задатка, рассчитанного в процентах от предложенной цены, влечет преждевременное раскрытие перед организатором торгов ценового предложения претендента, что противоречит пункту 5.1 Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утвержденного Приказом Минэкономразвития от 23 июля 2015 г. N 495, в соответствии с которым все зарегистрированные заявки на участие в торгах, представленные и не отозванные до окончания срока представления заявок, и приложенные к ним документы направляются электронной площадкой организатору торгов лишь после окончания срока представления заявок на участие в торгах, указанное требование может повлечь нарушение конкуренции.
2. Включение в информационное сообщение о торгах требования о предоставлении потенциальным участником не предусмотренных законом документов ограничивает доступ к торгам. Перечень требований и документов, прилагаемых к заявке на участие в торгах, установлен пунктом 11 статьи 110 Федерального закона N127-ФЗ от 26.10.2002 г. "О несостоятельности (банкротстве).", пунктом 4.3 "Порядка проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве", утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2010 г. N 54, является исчерпывающим, и не подлежит расширительному толкованию, в нем не указаны требуемые организатором торгов документы. Включение в информационное сообщение о торгах требования о предоставлении потенциальным участником не предусмотренных законом документов ограничивает доступ к торгам.
Организатор торгов возражает против доводов Заявителя, считает свои действия по организации и проведению торгов по продаже имущества должника правомерными.
Комиссия Краснодарского УФАС России по делу N55-Т/2018, изучив доводы Заявителя и Организатора торгов, а также представленные документы и сведения, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила следующее.
1.В соответствии с п. 8 ст. 110 Федерального закона N127-ФЗ от 26.10.2002 г. "О несостоятельности (банкротстве)", размер задатка для участия в торгах устанавливается внешним управляющим и не должен превышать двадцать процентов начальной цены продажи предприятия.
Решением собрания кредиторов ООО "Новопокровский маслосырзавод" (протокол ·N" 01 от 23.08.201 7г.). утвержден порядок продажи имущества Должника.
Абзацем 2 п. 6.2 утвержденного кредиторами должника порядка продажи имущества предусмотрено, что "в торгах путем публичного предложения задаток составляет 20% от предложенной претендентом цены за лот", данное положение не противоречит положениям ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", поскольку каждый ценовой этап устанавливается путем снижения начальной цены продажи имущества, и не превышает двадцать процентов начальной цены продажи предприятия.
Принятое 23.08.2017 г. кредиторами Должника решение об утверждении порядка продажи никем не оспорено,.
В опубликованном 27.01.2018 г. в газете "КоммерсантЪ" сообщении N 610303654460 указано, что "задаток 20% от предложенной цены". В размещенном 23.01.2018 г. в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве в сети интернет сообщении N 2401320 указано, что "задаток 20% от предложенной цены". В размещенном 23.01.2018 г. на электронной торговой площадке Фабрикантъ в сети Интернет сообщении N 5047291 указано, что "размер задатка за участие в торгах составляет 20% от предложенной претендентом цены за лот".
Все публикации о торгах осуществлены конкурсным управляющим в рамках положений утвержденного кредиторами порядка продажи и соответствуют ему.
2. Продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном в пунктах 3 - 19 статьи 110 и пункте 3 статьи 111 Закона о банкротстве.
Согласно п. 1 ст. 213.1 Закона банкротстве отношения, связанные с банкротством граждан и не урегулированные настоящей главой, регулируются главами I - III. 1, VII, VIII, параграфом 7главы IX и параграфом 2 главы XI настоящего Федерального закона.
Решение организатора торгов о допуске заявителей к участию в торгах принимается по результатам рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и оформляется протоколом об определении участников торгов. К участию в торгах допускаются заявители, представившие заявки на участие в торгах и прилагаемые к ним документы, которые соответствуют требованиям, установленным названным Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов.
Заявители, допущенные к участию в торгах, признаются участниками торгов (п. 12 ст. 110 Закона о банкротстве).
Заявка на участие в торгах составляется в произвольной форме на русском языке и должна содержать указанные в сообщении о проведении торгов сведения, а именно: наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, почтовый адрес заявителя (для юридического лица); фамилию, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства заявителя (для физического лица); номер контактного телефона, адрес электронной почты заявителя.
Заявка на участие в торгах должна содержать также сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, конкурсному управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя конкурсного управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является внешний управляющий, (абз. 6 п. 11 ст. 110 Закона о банкротстве).
Таким образом, для признания участником торгов необходимо установить факт соответствия заявок подавших заявки лиц требованиям, указанным в Законе и публикации о проведении торгов
В соответствии с сообщением о проведении торгов для участия в них необходимо направить заявку на участие в торгах, которая должна содержать:
а) обязательство участника открытых торгов соблюдать требования, указанные в сообщении о проведении открытых торгов (абз. 12 п. 11 ст. 110 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
б) действительную на день представления заявки на участия в торгах выписку из Единого государственного реестра юридических (для юридического лица), действительную на день представления заявки на участия в торгах выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), документ, удостоверяющий личность, свидетельство о присвоении ИНН, согласие супруги (га) на совершение сделки (для физического лица) (ст. 35 СК РФ), перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица) (абз. 9 п. 11 ст. 110 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"; копию решения об одобрении или о совершении крупной сделки, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и если для участника открытых торгов приобретение имущества или внесение денежных средств в качестве задатка являются крупной сделкой (п. 4 ст. 46 ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", ст. 78 ФЗ "Об акционерных обществах" и т.д.).;
в) фирменное наименование, сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона, адрес электронной почты, идентификационный номер налогоплательщика (абз. 3-5 п. 11 ст. 110 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)");
г) документы, подтверждающие полномочия руководителя (для юридических лиц) (абз. 11 п. 11 ст. 110 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
д) информацию о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, арбитражному управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя арбитражного управляющего, а также сведения о заявителе, саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является арбитражный управляющий (абз. 6 п. 11 ст. 110 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
е) документ, подтверждающий внесение задатка (подп. Е п. 6.1.1 порядка продажи имущества должника от 23.08.2017 г.).
Из приведенных выше правовых норм очевидно, что предоставление требуемых организатором торгов документов предусмотрено либо законодательством РФ либо порядком продажи имущества Должника.
В пункте 11 статьи 110 Закона о банкротстве установлено, что заявка на участие в торгах должна соответствовать требованиям, установленным настоящим Законом и указанным в сообщении о проведении торгов, и оформляется в форме электронного документа.
Кроме того, пункт 4.3. Порядка проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утвержденного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2010, устанавливает требования к содержанию заявки.
Указанные нормы не содержат требований о необходимости предоставления претендентам нотариального согласия супруги
Исходя из статьи 35 Семейного кодекса Российской Федерации владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов осуществляются по обоюдному согласию супругов. При совершении одним из супругов сделки по распоряжению общим имуществом супругов предполагается, что он действует с согласия другого супруга.
Для совершения одним из супругов сделки по распоряжению недвижимостью и сделки, требующей нотариального удостоверения и (или) регистрации в установленном законом порядке, необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга.
В этой связи, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что действующим законодательством предусмотрена необходимость получения нотариального согласия другого супруга лишь для совершения другим супругом сделки по распоряжению недвижимостью и сделки, требующей нотариального удостоверения и (или) регистрации в установленном законом порядке.
(постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 02.09.2014 по делу NА45-19/2014) .
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 10 июля 2014 г. по делу N А35-5601/2013 указанное мнение подтверждено.
Установлено, что Заявитель участия в торгах не принимал, торги 12.03.2018 г. завершены, что подтверждается протоколом N 8/1 .
Законом о защите конкуренции определены основания, по которым могут быть обжалованы действия заказчика при проведении закупок в антимонопольные органы, так согласно ч. 2 ст. 18.1 ФЗ "О защите конкуренции", действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате.
Заявитель жалобы задаток за участие в торгах на расчетный счет Должника не перечислял, заявку на участие в торгах не подавал. Таким образом, возможность обращения с жалобой лица, не подавшего заявку на участие в торгах, по данному конкретному делу определяется наличием реального (а не мнимого) нарушения или действительной угрозой нарушения прав и законных интересов заинтересованного лица, которые могут быть ущемлены или нарушены в результате организации и проведения торгов.
В связи с этим жалоба такого лица должна содержать фактическое обоснование возникновения у него права обратиться в органы ФАС России с такой жалобой за защитой конкретных нарушенных прав, поскольку круг таких лиц законодателем ограничен ч. 2 ст. 18.1 ФЗ "О защите конкуренции". Такое ограничение субъектного состава предполагает так же наличие у подателя жалобы действительного (а не мнимого) интереса на приобретение реализуемого через торги имущества и нарушение его законных прав, подлежащих публичной (государственной) защите, в порядке, предусмотренном Законом.
Заявителем на заседание комиссии по делу N55-Т/2108 не представлено доказательств, подтверждающих его намерение участвовать в торгах.
Указанное мнение подтверждается судебной практикой, например постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.04.2016 г. но делу N А53-27152/2015 (стр. 3 предпоследнее предложение)
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, содержащимися в Определении от 22.03.2012 N 520-0-0, положение абзаца шестого пункта 11 статьи 110 Закона о банкротстве направлено на обеспечение открытости и прозрачности торгов по продаже предприятия (имущества) должника, в том числе в части информации о возможной заинтересованности внешнего управляющего как организатора торгов по отношению к тому или иному участнику торгов.
Комиссией Краснодарского УФАС России в ходе заседания по делу N55-Т/2018 установлено, что Организатором торгов нарушены требования частей 18,18 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании части 18 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов.
В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке установленном частью 11 настоящей статьи направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе.
Установлено, что уведомление N4892/9 от 05.03.2018 о приостановлении торгов направлено Организатору торгов 06.03.2018 в 11.28 посредством электронной почты.
Протокол N8/1 подведения итогов закупки от 12.02.2018 опубликован 12.03.2018. По устному свидетельству Организатора торгов с победителем заключен договор купли-продажи.
Договор с победителем публичного предложения заключенный после полученного уведомления Краснодарского УФАС России, с нарушением требования, установленного пунктом 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, является ничтожным.
На основании изложенного, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу НСВ на действия организатора торгов конкурсного управляющего Д Д В при организации и проведении торгов по продаже имущества должника (извещение N5047291 опубликовано на сайте www.fabrikant.ru) необоснованной.
Передать материалы дела N55-Т/2018 должностному лицу для принятия решения о возбуждении административного производства по статье 7.32.4 КоАП РФ в случае документального подтверждения нарушения срока заключения договора.
Заместитель председателя комиссии Е.В. Крамаренко
Члены Комиссии: А.Н.Довлатов
А. А. Сафронова
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 13 марта 2018 г. N 55-Т/2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 13.03.2018