Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии: |
|
- заместителя руководителя управления; |
Члены Комиссии:
|
|
- главный специалист-эксперт отдела КСЗ; - ведущий специалист-эксперт отдела КСЗ, |
рассмотрев дело N Р17/20-18, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, по факту распространения рекламы по сетям электросвязи посредством телефонной связи без предварительного согласия абонента,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле (извещены надлежащим образом),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России поступило заявление <_>. (вх. N 1065 от 14.02.2017 г.).
Из заявления следует, что на абонентский номер <_>, зарегистрированный за гражданином, 14.02.2017 г. в 12:11, от абонента <_>, поступил телефонный звонок рекламного характера, следующего содержания: "Здравствуйте! извещаем вас, что в соответствии с Федеральным законом N 324. Вы имеете право на бесплатную юридическую помощь! Для получения бесплатной юридической консультации по любому вопросу, прямо сейчас нажмите на кнопку "1" в вашем телефоне". Как указывает заявитель, согласия на получение рекламы он не давал.
Определением Тюменского УФАС России от 05.04.2017 г. N Р17/20-18 было возбуждено дело в отношении <_> по факту распространения рекламы по сетям электросвязи посредством телефонной связи без предварительного согласия абонента.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно статье 3 Федерального закона N38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Независимо от формы или используемого средства распространения реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств непосредственно в момент ее представления именно как реклама. Таким образом, признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, сформировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя. В рассматриваемой информации, распространяемой по сетям электросвязи, посредством телефонной связи, объектом продвижения на рынке выступают услуги бесплатной юридической помощи, на привлечение внимания к которой и направлен телефонный звонок.
Таким образом, телефонный звонок, поступивший абоненту <_> на номер <_>, 14.02.2017 г. в 12:11, следующего содержания: "Здравствуйте! извещаем вас, что в соответствии с Федеральным законом N 324. Вы имеете право на бесплатную юридическую помощь! Для получения бесплатной юридической консультации по любому вопросу, прямо сейчас нажмите на кнопку "1" в вашем телефоне" является, в том числе и рекламой с четко определяемым объектом рекламирования (Бесплатная юридическая помощь), а следовательно, на него распространяются требования части 1 статьи 18 Закона о рекламе.
Как следует из договора об оказании услуг связи N <_> от 20.12.2016 г. (далее - Договор), заключенного между ОАО "М" (Оператор) и <_> (Абонент), Оператор обязуется оказывать Абоненту Услуги, а Абонент обязуется оплачивать Услуги Оператора связи на условиях и в порядке, установленных настоящим Договором.
Согласно п. 4.4.7. Договора, Абонент обязуется не использовать Услуги с нарушением законодательства РФ, в том числе для распространения рекламы без предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы (спам); для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки) и т.д.; не осуществлять иные действия, которые могут причинить ущерб или беспокойство иным абонентам или пользователям услуг связи, а также операторам связи.
Таким образом, <_> обязан иметь соответствующее согласие пользователя как в силу закона (часть 1 статьи 18 Закона о рекламе), так и исходя из принятых обязательств при заключении упомянутого выше Договора. Однако, доказательств получения предварительного согласия абонента <_> на получение рекламы, в материалы дела не представлено.
Учитывая, что в материалы дела не представлено письменное согласие абонента на получение рекламы по сетям электросвязи, посредством телефонной связи, в действиях <_> содержатся нарушения требований части 1 статьи 18 Закона о рекламе.
Согласно части 4 статьи 38 Закона о рекламе нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 1 статьи 18 Закона о рекламе несет рекламораспространитель.
Согласно пункту 7 статьи 3 Закона о рекламе, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Согласно материалам дела <_> является рекламораспространителем, как лицо осуществившие распространение рассматриваемой рекламы.
Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что реклама, поступившая на номер абонента по сетям электросвязи, посредством телефонной связи имела разовый характер. Доказательств об обратном в материалы не представлено.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу, поступившую 14.02.2017 г. в 12:11 на абонентский номер <_> от абонента <_> по сетям электросвязи, посредством телефонной связи, следующего содержания: "Здравствуйте! извещаем вас, что в соответствии с Федеральным законом N 324. Вы имеете право на бесплатную юридическую помощь! Для получения бесплатной юридической консультации по любому вопросу, прямо сейчас нажмите на кнопку "1" в вашем телефоне", ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе не выдавать, в связи с отсутствием основания.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме ______________ года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель комиссии |
|
|
Члены комиссии |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 21 июня 2017 г. N Р17/20-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 13.03.2018