Резолютивная часть решения оглашена "28" февраля 2018 г
Решение в полном объеме изготовлено "02" марта 2018 г. г.Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: И.В. Волохина - заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы;
члены комиссии: Ю. В. Виногорова - главный специалист-эксперт отдела рекламы;
В. Ю. Строгин - главный специалист-эксперт отдела рекламы,
М.О. Хрипченко - ведущий специалист-эксперт,
рассмотрев дело N 06/18, возбужденное по факту распространения УК ЗАО "МКС-Новосибирск" на единых платежных документах рекламной информации с признаками нарушения Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе",
в присутствии:
заявителя: физическое лицо <_>,
- лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: представитель Закрытое акционерное общество "МКС-Новосибирск" (ИНН/КПП 5401343371/540101001, ОГРН 1105476103413, адрес: пр-т Дзержинского, д. 26а, г.Новосибирск, 630015) - <...> (доверенность N9 от 09.01.2018 г.),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Новосибирского УФАС России поступило обращение физического лица (вх.N6184э от 27.11.2017 г.) по факту размещения УК ЗАО "МКС-Новосибирск" на единых платежных документах для собственников многоквартирного дома по ул. Немировича-Данченко, д.14/4 рекламной информации.
По мнению заявителя размещение данной рекламной информации нарушает требования, установленные Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов(утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") (далее - Правила), а именно п.69.
Новосибирским УФАС России установлено следующее.
ЗАО "МКС-Новосибирск" создано 29.10.2010 г. в результате реорганизации ЗАО "Сибирьэнерго-Комфорт" в форме выделения. В свою очередь ЗАО "Сибирьэнерго-Комфорт" является полным правоприемником ЗАО "Новосибирскэнергосбыт" по всем договорам, связанным с осуществлением деятельности по управлению многоквартирными домами в г.Новосибирске.
Управление многоквартирным жилым домом по адресу: г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, д.14/4, осуществляется в соответствии с Договором N06-15 от 01.01.2007 г. Данный договор заключен между ЗАО "Новосибирскэнергосбыт" (Управляющая организация) и собственниками помещений (а именно: собственниками квартир (помещений) NN3, 4, 15, 16, 19, 20, 23, 25, 29, 36, 38, 42, 45, 53, 57, 60, 61, 62, 69, 71, 77, 78).
П. 2.1.9 Договора установлена обязанность Управляющей организации направлять собственникам платежные документы для оплаты услуг, оказываемых по договору.
Единый платежный документ (далее - ЕПД) направляется заявителю - собственнику квартиры N80, ЗАО "МКС-Новосибирск", оплата также происходит данному юридическому лицу (согласно кассовому чеку N10017112565 от 24.04.2017 г.).
01.09.2016 г. между ООО "Водомер-Медиа" (Заказчик) и ЗАО "МКС-Новосибирск" (Исполнитель) заключен Договор N8/6-2016 оказания услуг по размещению информационно-рекламных материалов, в соответствии с которым Исполнитель обязуется по поручению Заказчика оказать услугу по размещению рекламной информации (далее - рекламный материал), предоставляемой Заказчиком, на лицевой стороне Платежного документа (далее - ПД) на оплату жилищно-коммунальных услуг в г. Новосибирск, а Заказчик обязуется принять и оплатить эти услуги на условиях настоящего договора согласно Приложений к настоящему Договору, которые являются неотъемлемой его частью. Заказчик обязуется для подготовки материалов предоставлять текст (оригинал-макет), сопровождаемый всеми необходимыми данными о сроках, объеме и числе публикаций, вносить изменения в оригинал-макет. Оригинал-макет предоставить в электронном виде на почту: krasnov@msk-novosibirsk.ru. Оплатить услуги по данному договору на основании счета выставленного Исполнителем. Исполнитель обязуется по соглашению сторон, в определенный строк, опубликовать рекламный материал на оборотной стороне ПД. Макет рекламного модуля, подлежащего публикации, согласовывается в Приложениях к настоящему договору. Предоставить Заказчику перед выходом в печать макет сверстанного ПД с размещением на нем рекламной информацией Заказчика на согласование и утверждение. Предоставить Заказчику сканированную копию ПД с размещением на нем рекламно информацией Заказчика на следующий электронный ящик slp2000@list.ru. По окончании работ предоставить Заказчику: Акт об оказании услуг, образцы ПД с обезличенной информацией с опубликованным рекламным материалом (не менее 3 шт. с каждого района), отчет о размещении. Весь напечатанный тираж фиксируется фотосъемкой после печати в типографии, далее при разделении общего тиража по районам, фиксируется фотосьемкой в каждом районе. Исполнитель гарантирует наличие необходимых размещений и соблюдение законодательства РФ при оказании услуг, предусмотренных.
На оборотной стороне ЕПД за октябрь-ноябрь 2017 г. размещается информация следующего содержания:
"Сбербанк Мои дела: оплата ЖКХ Участвуйте в акции "ГОД БЕЗ ХЛОПОТ" оплачивайте услуги ЖКХ и получите возможность стать обладателем денежного приза*_";
"Выкуп авто битые, кредитные, неисправные с запретом регистрационных действий 359-56-29";
"ТЭССА Поверка водосчетчиков_";
"ООО "Микрокредитная компания" Сибирская Народная Казна";
"ООО "Водомер" Поверка счетчиков воды без снятия Сантехработы_";
"Натяжные потолки Новопотолок Акция при заказе квартиры санузел - в подарок_";
"Интерстрой поверка счетчиков воды 490 р_.";
"LUNA салон дверей входные двери_";
При этом ни в Договоре N06-15 от 01.01.2007 г, ни в Договоре N8/6-2016 от 01.09.2016 г. согласия на размещение рекламы в ЕПД потребителей - собственников помещений в многоквартирном жилом доме, не предусмотрено. Отдельным документом такого согласия не оформлялось.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"), рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с ч.11 ст. 5 Закона о рекламе, при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.
П.69 Правил предоставления коммунальных услуг N354 закрепляет исчерпывающий перечень информации, содержащейся в платежных документах. Так, в платежном документе указываются:
а) почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя);
б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет;
в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах);
г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
д) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);
ж) сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с:
пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями;
предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета;
уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
иными основаниями, установленными в настоящих Правилах;
з) сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды;
и) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме);
к) сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю в соответствии с пунктами 72 и 75 настоящих Правил;
л) другие сведения, подлежащие в соответствии с настоящими Правилами, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы.
Действующим законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень информации, подлежащей включению в платежные документы.
Отражение в платежном документе, в том числе и на его оборотной стороне, иной, не предусмотренной п.69 Правил N354 информации, допускается при условии наличия соответствующего условия в договоре о предоставлении коммунальных услуг, который заключается между управляющей компанией и потребителями коммунальных услуг (собственниками помещений многоквартирного дома).
Таким образом, можно сделать вывод о наличии нарушения требований ч.11 ст.5 ФЗ "О рекламе" в части размещения рекламы на оборотной стороне квитанции по оплате коммунальных услуг (ЕПД).
Согласно ст.3 ФЗ "О рекламе", рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В данном случае ЗАО "МКС-Новосибирск" является рекламораспространителем и рекламопроизводителем.
Действия ЗАО "МКС-Новосибирск" нарушают ч.11 ст.5 Федерального закона "О рекламе".
Документов, подтверждающих факт прекращения размещения рассматриваемой информации, в материалы дела не представлено.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
РЕШИЛА:
Признать информацию, размещенную в октябре-ноябре 2017 г. на единых платежных документах для собственников многоквартирного дома по ул. Немировича-Данченко, д.14/4, ненадлежащей рекламой,
а Закрытое акционерное общество "МКС-Новосибирск" (ИНН/КПП 5401343371/540101001, ОГРН 1105476103413, адрес: пр-т Дзержинского, д. 26а, г.Новосибирск, 630015) нарушившим ч.11 ст.5 Федерального закона "О рекламе":
- при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.
2. Выдать ЗАО "МКС-Новосибирск" предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
"02" марта 2018 г. г.Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: И.В. Волохина - заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы;
члены комиссии: Ю. В. Виногорова - главный специалист-эксперт отдела рекламы;
В. Ю. Строгин - главный специалист-эксперт отдела рекламы;
М.О. Хрипченко - ведущий специалист-эксперт отдела рекламы,
на основании своего решения от "02" марта 2018 г. по делу N 06/18 о признании ненадлежащей рекламы, размещенной в октябре-ноябре 2017 г. на единых платежных документах для собственников многоквартирного дома по ул. Немировича-Данченко, д.14/4,
и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Закрытому акционерному обществу "МКС-Новосибирск" (ИНН/КПП 5401343371/540101001, ОГРН 1105476103413, адрес: пр-т Дзержинского, д. 26а, г.Новосибирск, 630015) в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе. Для этого не допускать распространения рекламы с нарушением требований ч.11 ст.5 Закона "О рекламе":
- при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.
а именно не допускать размещение рекламы на единых платежных документах для собственников жилья на оплату жилищно-коммунальных услуг в г. Новосибирске.
2. ЗАО "МКС-Новосибирск" (ИНН 5401343371) представить в Новосибирское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до "23" марта 2018 г.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Новосибирское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. N 195-ФЗ наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 28 февраля 2018 г. N 06/18 (ключевые темы: единый платежный документ - горячая вода - предоставление коммунальных услуг - многоквартирный дом - рекламная информация)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.03.2018