Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее по тексту - Комиссия) в составе: <...>
в отсутствие надлежаще уведомленного заявителя общества с ограниченной ответственностью "Метролог" ИНН 1660030500, (далее по тексту - ООО "Метролог", заявитель);
при участии:
от заказчика акционерного общества "Сахаэнерго" (далее по тексту - АО "Сахаэнерго", заказчик) представители К. по доверенности N56 от 28.02.2018 года, Ф. по доверенности N55 от 28.02.2018 года,
рассмотрев жалобу ООО "Метролог" на действия закупочной комиссии АО "Сахаэнерго" при проведении открытого запроса предложений "Лот 389.1 Градуировка емкостей" (извещение N31806045090) нарушающих законодательство о закупках. Из содержания жалобы следует, что закупочной комиссией неправомерно признана заявка участника ООО "Метролог" ИНН 1660030500, соответствующей требованиям, установленным документацией о закупке о нарушении требований законодательства о закупках,
у с т а н о в и л а:
21 февраля 2018 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Метролог" на действия закупочной комиссии АО "Сахаэнерго" при проведении открытого запроса предложений "Лот 389.1 Градуировка емкостей" (извещение N31806045090) нарушающих законодательство о закупках.
Из содержания жалобы следует, что закупочной комиссией неправомерно признана заявка участника ООО "Метролог" ИНН 1660030500 (далее - Участник N2), соответствующей требованиям, установленным документацией о закупке.
Представители заказчика с доводами заявителя не согласились и пояснили, что в соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. При отсутствии в договоре и в документации о закупке прямого запрета на привлечение третьих лиц, не является основанием для отказа выполнения работ третьими лицами, либо обязанность исполнителя выполнить предусмотренную в договоре работу лично. В документации о закупке не установлена обязанность исполнения договора участником закупки лично, наоборот пунктами 2.5.3, 4.2.23 и 4.2.24 документации о закупке предусмотрена возможность участия в закупке генерального подрядчика с учетом привлекаемых субподрядчиков. Заявка участника N2 включает сведения, подтверждающие соответствие субподрядчика требованиям документации о закупке (подпункт 2.5.5 документации о закупке). Также, в заявке участника N2 предоставлены:
- план распределения объемов выполнения работ между генеральным подрядчиком и субподрядчиком, в соответствии с пунктом 5.16 документации о закупке;
- информационное письмо N30-01/02 от 30.01.2018 о согласии ООО Фирмы "Метролог" ИНН 1660235635 на привлечение в качестве субподрядчика, в соответствии с пунктом 2.5.3.4 документации о закупке.
Возражение заявителя, что генеральный подрядчик, не являющийся аккредитованным лицом, не сможет осуществлять приемку оказанных услуг от субподрядчика и передать их заказчику не обоснована, т.к. частью 3 статьи 18 Федерального закона от 26.06.2008 N102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" предусмотрена возможность использования результатов калибровки при поверке средств измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений выполненной юридическим лицом, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
Таким образом, закупочной комиссией заявка участника ООО фирма "Метролог" ИНН 1660030500, правомерно признана соответствующей требованиям, установленным документацией о закупке. Кроме того, как отмечают представители заказчика участник N2 был признан победителем закупки, за счет повышения предпочтительности путем снижения первоначальной цены, в то время как заявитель данным правом не воспользовался.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, пришла к следующим выводам.
АО "Сахаэнерго" провело обжалуемую закупку в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) и Положением о закупке продукции для нужд АО "Сахаэнерго", регламентирующим правила закупки заказчика (далее - Положение).
Частью 5 статьи 4 Закона о закупках установлено, что при закупке в единой информационной системе размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация.
Как следует из материалов дела, на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 24.01.2018 года размещено извещение N31806045090 о проведении открытого запроса предложений на право заключения договора подряда по Лоту N389.1 Градуировка емкостей (далее - извещение) и документация о закупке, утверждённое председателем закупочной комиссией Г.Н.Алексеевым 24.01.2018 года (далее - документация о закупке).
Согласно извещению и документации о закупке предметом закупки является право заключения договора подряда по Лоту N389.1 Градуировка емкостей, начальная (максимальная) цена договора составляет 4 594 000,00 руб. без учета НДС, 5 420 920,00 руб. с учетом НДС.
06.02.2018 года проведена процедура вскрытия поступивших конвертов с заявками участников, согласно протокола N389.1-В в адрес заказчика поступило 2 (две) заявки, в том числе заявка заявителя.
14.02.2018 года проведена процедура рассмотрения по закупке, согласно протокола N389.1-Р предложения заявителя и участника N2 признаны удовлетворяющими по существу условиям запроса предложений и приняты к дальнейшему рассмотрению, закупочной комиссией решено провести процедуру переторжки.
15.02.2018 года проведена процедура вскрытия поступивших конвертов с заявками участников на переторжку, согласно протокола N389.1-П в адрес заказчика поступило одно предложение на участие в переторжке, а именно предложение заявителя с уменьшением первоначальной цены предложения на 15 000,00 руб.
16.02.2018 года проведена процедура выбора победителя по закупке, согласно протокола N389.1-ВП победителем закупки признан участник N2.
Не согласившись с допуском участника N2 к участию в закупке в связи с тем, что участник N2 не аккредитован в национальной системе аккредитации в области обеспечения единства измерения для выполнения работ и (или) оказания услуг по поверке средств измерений и не внесен в реестр аккредитованных лиц, заявителем подана жалоба.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.
В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
Положением о закупке продукции для нужд АО "Сахаэнерго", регламентирующим закупочную деятельность заказчика, определена инструкция по проведению закупочных процедур, в том числе подпунктом 3 пункта 4.1.1 Положения предусмотрен способ закупки путем проведения запроса предложений. В соответствии с пунктом 2.6.1 Положения закупки могут проводиться с использованием (полностью или на отдельных стадиях проведения закупки) электронных торговых площадок в сети интернет.
Пунктом 7.7 Положения установлен порядок проведения запроса предложений, в том числе согласно пункту 7.7.9.1 Положения рассмотрение заявок на участие в запросе предложений осуществляется в порядке, аналогичному порядку, указанному в пункте 7.2.9 Положения.
В соответствии с пунктом 7.2.9.4 Положения рассмотрение заявок включает, в том числе отборочную стадию. В рамках отборочной стадии последовательно выполняются следующие действия: затребование от участников конкурса разъяснения положений заявок и представления недостающих документов (при необходимости); проверка заявок на соблюдение требований документации о закупке к оформлению заявок; проверка участника на соответствие требованиям конкурса; отклонение заявок, которые, по мнению членов закупочной комиссии не соответствуют требованиям конкурса по существу.
Закупочной комиссией заказчика затребованы у участника N2 разъяснения положений заявки по прекращению действия аккредитации ООО фирма "Метролог" ИНН 1660030500 в области калибровки средств измерений.
ООО фирма "Метролог" ИНН 1660030500 в адрес заказчика представлены пояснения о том, что работы по градуировке емкостей будут выполнятся специалистами участника N2 с привлечением ООО фирма "Метролог" ИНН 1660235635, что не противоречит положениям документации о закупке.
20.02.2018 года заявителем в соответствии с пунктом 3.3.4 Положения в адрес заказчика направлен запрос о правомерности допуска участника N2 к участию в закупке. АО "Сахаэнерго" направило официальный ответ на запрос заявителя письмом "СЭ-1261 от 26.02.2018 года, данный ответ размещен на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 26.02.2018 года.
В соответствии с пунктом 3.3.5 Положения иные права и обязанности участников устанавливаются документацией о закупке.
Разделом 2.5.3 документации о закупке определены условия участия в запросе предложений генеральных подрядчиков.
Так, пунктом 2.5.3.1 предусмотрено право претендовать на победу генеральных подрядчиков, при этом заявка дополнительно должна включать сведения о распределении объемов работ между генеральным подрядчиком и субподрядчиками по установленной в документации о закупке форме (форма 16).
В случае если это предусмотрено пп.4.2.24 документации о закупке, процедура рассмотрения и оценки заявок участников, выступающих генеральными подрядчиками, осуществляется с учетом привлекаемых субподрядчиков в порядке, установленном пунктами 2.5.3.3-2.5.3.9 документации о закупке.
Согласно пп.4.2.24 документации о закупке предусмотрено рассмотрение и оценка заявок участников с учетом привлекаемых субподрядчиков.
В соответствии с пунктом 2.5.3.3 документации о закупке генеральный подрядчик должен отвечать требованиям документации о закупке в части объема работ, который ему необходимо выполнить в соответствии с планом распределения объемов выполнения работ между генеральным подрядчиком и субподрядчиком, а также требованиям, установленным в разделе 2.5.3 документации о закупке. Заявка генерального подрядчика должна включать сведения, подтверждающие соответствие генподрядчика, установленным требованиям в части объема работ, который ему необходимо выполнить в соответствии с планом распределения объемов выполнения работ между генеральным подрядчиком и субподрядчиком, а также требованиям к документам, установленным разделом 2.5.3 документации о закупке.
В соответствии с пунктом 2.5.3.4 документации о закупке генеральный подрядчик должен доказать заказчику, что каждый из привлекаемых им субподрядчиков осведомлен о привлечении его в качестве субподрядчика, согласен с выделяемым ему перечнем, объемами, сроками и стоимостью выполнения работ, отвечает требованиям документации о закупке в части объема работ, который ему предполагается поручить в соответствии с планом распределения объемов выполнения работ между генеральным подрядчиком и субподрядчиком.
В составе заявки участника N2 представлены заполненная форма 16 - план распределения объемов выполнения работ между генеральным подрядчиком и субподрядчиками, письмо ООО фирма "Метролог" ИНН 1660235635 о согласии на привлечение в качестве субподрядчика, с указанием объема и стоимости возлагаемых на него работ, а также сроков выполнения работ, а также документы, подтверждающие соответствие генерального подрядчика установленным требованиям в части объема работ, который ему поручается в соответствии с планом распределения объемов выполнения работ между генеральным подрядчиком и субподрядчиком, документы, подтверждающие соответствие субподрядчика установленным требованиям в части объема работ, который ему поручается в соответствии с планом распределения объемов выполнения работ между генеральным подрядчиком и субподрядчиком, договор N17 от 30.11.2016 года, предметом которого является осуществление поверки металлических резервуаров, автоцистерн, газосигнализаторов, счетчиков горячей и холодной воды (СИ) и оформление градуировочных таблиц, свидетельств о поверке.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 26.06.2008 N102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" результаты калибровки средств измерений, выполненной юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, могут быть использованы при поверке средств измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений. Порядок признания результатов калибровки при поверке средств измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и требования к содержанию сертификата калибровки, включая прослеживаемость, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, учитывая, что документацией о закупке предусмотрено право участия в закупке генерального подрядчика и субподрядчиков, участником N2 в составе заявки представлены все документы, предусмотренные разделом 2.5.3 закупочной документацией об особенностях участия в закупке генеральных подрядчиков, соответствие генерального подрядчика ООО фирма "Метролог" ИНН 1660030500 и субподрядчика ООО фирма "Метролог" ИНН 1660235635, требованиям, предъявляемым документацией о закупке к участникам закупки в части объема работ, закупочной комиссией заказчика правомерно принята к рассмотрению заявка участника N2, соответственно, довод заявителя не обоснован.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в том числе в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
При этом жалоба ООО "Метролог" содержит указание на статью 3 Закона о закупках, которая в свою очередь содержит принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг. Таким образом, в статье 3 Закона о закупке закреплены требования к принципам и основным положениям закупок, которые заказчикам надлежит соблюдать. Следовательно, поскольку жалоба содержит указание на нарушение статьи 3 Закона о закупках, в которой закреплены требования к принципам закупок, то жалоба заявителя соответствует требованиям части 10 статьи 3 Закона о закупках и подлежит рассмотрению в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.
Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров,
р е ш и л а:
признать жалобу ООО "Метролог" на действия АО "Сахаэнерго" при проведении открытого запроса предложений "Лот 389.1 Градуировка емкостей" (извещение N31806045090) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 1 марта 2018 г. N 03-25/18.1-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 07.03.2018