Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) <_>
рассмотрев жалобу ООО "РОСХИМТОРГ" (далее - Заявитель) на действия ФГБОУ "ВДЦ "Орленок" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона: "Поставка строительных лакокрасочных материалов из химических веществ" (извещение N 0318100047917000210) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения аукционной документации. В своей жалобе ООО "РОСХИМТОРГ" указывает на следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок: 1) установленное Заказчиком в описании объекта закупки требование об указании в первой части заявки условного обозначения предлагаемого товара в соответствии с государственным стандартом является необъективным (позиции 5-14, 17, 18); 2) установленные Заказчиком в проекте контракта в совокупности сроки поставки, приемки товара и его оплаты выходят за пределы срока действия контракта.
Представителем Заказчика представлено извещение о проведении закупки, документация об электронном аукционе, заявки участников закупки, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой представитель Заказчика не согласен и считает, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ФГБОУ "ВДЦ "Орленок" проводился электронный аукцион: "Поставка строительных лакокрасочных материалов из химических веществ" (извещение N 0318100047917000210).
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 050 907,80 рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Частью 1 статьи 65 Закона о контрактной системе определено, что в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пп. б) п. 1) ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на поставку товара: конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменноенаименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В Разделе 1 "Техническое задание" Части II "Техническая часть" аукционной документации установлены следующие требования к качеству, техническим характеристикам товара, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика, в частности:
N п/п |
Наименование товара |
Условное обозначение, описание, технические характеристики, марка, нормативный документ, который устанавливает технические требования к товару |
1 |
2 |
3 |
5. |
Эмаль |
_Обозначение предлагаемой эмали должно быть указано в соответствии с ГОСТ 9825-73. Эмаль пентафталевая (наименование лакокрасочного материала по химическому составу)_ |
6. |
Эмаль |
_Обозначение предлагаемой эмали должно быть указано в соответствии с ГОСТ 9825-73. Эмаль пентафталевая (наименование лакокрасочного материала по химическому составу)_ |
7. |
Эмаль |
_Обозначение предлагаемой эмали должно быть указано в соответствии с ГОСТ 9825-73. Эмаль пентафталевая (наименование лакокрасочного материала по химическому составу)_ |
8. |
Эмаль |
_Обозначение предлагаемой эмали должно быть указано в соответствии с ГОСТ 9825-73. Эмаль пентафталевая (наименование лакокрасочного материала по химическому составу)_ |
9. |
Эмаль |
_Обозначение предлагаемой эмали должно быть указано в соответствии с ГОСТ 9825-73. Эмаль пентафталевая (наименование лакокрасочного материала по химическому составу)_ |
10. |
Эмаль |
_Обозначение предлагаемой эмали должно быть указано в соответствии с ГОСТ 9825-73. Эмаль пентафталевая (наименование лакокрасочного материала по химическому составу)_ |
11. |
Эмаль |
_Обозначение предлагаемой эмали должно быть указано в соответствии с ГОСТ 9825-73. Эмаль пентафталевая (наименование лакокрасочного материала по химическому составу)_ |
12. |
Эмаль |
_Обозначение предлагаемой эмали должно быть указано в соответствии с ГОСТ 9825-73. Эмаль пентафталевая (наименование лакокрасочного материала по химическому составу)_ |
13. |
Эмаль |
_Обозначение предлагаемой эмали должно быть указано в соответствии с ГОСТ 9825-73_ |
14. |
Эмаль |
_Обозначение предлагаемой эмали должно быть указано в соответствии с ГОСТ 9825-73. Эмаль пентафталевая (наименование лакокрасочного материала по химическому составу)_ |
17. |
Краска водно-дисперсионная |
_Краска должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 52020-2003, ГОСТ 28196-89. Обозначение предлагаемой краски должно быть указано в соответствии с ГОСТ 28196-89_ |
18. |
Краска водно-дисперсионная |
_Краска должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 52020-2003, ГОСТ 28196-89. Обозначение предлагаемой краски должно быть указано в соответствии с ГОСТ 28196-89_ |
Согласно п. 4.1 ГОСТ 9825-73 "Материалы лакокрасочные. Термины, определения и обозначения" (с Изменениями N 1, 2, 3) (далее - ГОСТ 9825-73) для обозначения основных лакокрасочных материалов используется буквенно-цифровая система, состоящая из 5 групп знаков для эмалей, красок, порошковых красок, грунтовок, шпатлевок и 4 групп знаков для лаков.
В соответствии с п. 4.1.1 ГОСТ 9825-73 первая группа знаков определяет вид лакокрасочного материала и обозначается словом "грунтовка", "порошковая краска" и т.п. в соответствии с табл.1.
На основании п. 4.1.2 ГОСТ 9825-73 вторая группа знаков определяет пленкообразующее вещество (род смолы, сополимера, олифы и т.д.) и обозначается двумя буквами согласно табл.2.
Для ряда лакокрасочных материалов перед второй группой знаков ставится индекс, определяющий разновидность материала:
Б - без растворителя;
В - водоразбавляемые;
ВД - водно-дисперсионные;
ОД - органодисперсионные;
П - порошковые.
Индекс от второй группы знаков отделяется тире.
Между второй и третьей группой знаков ставится также тире.
Пунктом 4.1.3 ГОСТ 9825-73 определено, что третья группа знаков при обозначении лаков, красок и эмалей определяет преимущественное назначение лакокрасочного материала и обозначается цифрой согласно табл.3.
Третью группу знаков грунтовок и полуфабрикатных лаков обозначают цифрой 0, шпатлевок - цифрами 00.
Для масляных густотертых красок перед третьей группой знаков, обозначающей назначение краски, также ставится 0.
Пунктом 4.1.4 ГОСТ 9825-73 предусмотрено, что четвертая группа знаков определяет порядковый номер, присвоенный данному лакокрасочному материалу, и обозначается одной, двумя или тремя цифрами.
Для масляных красок вместо порядкового номера в четвертой группе знаков ставится цифра, определяющая наименование олифы, на которой изготовлена краска;
1 - олифа натуральная;
2 - олифа оксоль;
3 - олифа глифталевая;
4 - олифа пентафталевая;
5 - олифа комбинированная.
После порядкового номера допускается добавлять буквенный индекс (1-2 прописные буквы), характеризующий некоторые особенности материала. Например: ВЭ - содержащий воду, эмульгированную в полимере, ГС, ХС - горячей и холодной сушки, М, ПМ - матовый и полуматовый, ПГ - пониженной горючести и т.п. Настоящий индекс записывается через интервал после порядкового номера.
Согласно п. 4.1.5 ГОСТ 9825-73 пятая группа знаков определяет цвет краски, эмали, грунтовки или шпатлевки и обозначается полным словом. При большом разнообразии оттенков одного и того же цвета цвет указывается с порядковым номером (голубая-1, голубая-2 и т.д.).
Допускается после словесного наименования цвета указывать номер первого из образцов (эталонов) цвета "Картотеки образцов (эталонов) цвета лакокрасочных материалов", нормирующих этот цвет (серая 571, серая 579 и т.п.).
В соответствии с п. 4.2 ГОСТ 9825-73 присвоение обозначений основным лакокрасочным материалам, указанным в табл.1, производит базовая организация по стандартизации в лакокрасочной промышленности - ГИПИ ЛКП на основе принципов построения, установленных данным стандартом.
Примечание. Указанные обозначения не распространяются на художественные краски, грунтовки, лаки.
Пунктом 4.3ГОСТ 9825-73 предусмотрены примеры обозначений лакокрасочных материалов:
Лак БТ- 783,
где лак - вид материала;
БТ - обозначение лакокрасочного материала по химическому составу;
7 - группа материала по назначению;
83 - порядковый номер
Краска ВД-ВА-17 белая,
где краска - вид материала;
ВД - водно-дисперсионная;
ВА - обозначение лакокрасочного материала по химическому составу;
1 - группа материала по назначению;
7 - порядковый номер;
белая - цвет краски.
Согласно п. 1.1 ГОСТ 28196-89 "Краски водно-дисперсионные. Технические условия" (с Изменением N 1) в зависимости от состава и назначения краски выпускаются следующих марок:
ВД-ВА-224 - на основе гомополимерной поливинилацетатной дисперсии для работ внутри помещений, а также помещений с повышенной влажностью (кухни, ванные комнаты, туалеты);
ВД-КЧ-26А, ВД-КЧ-26 - на основе стиролбутадиенового латекса для работ внутри помещений (краска марки ВД-КЧ-26А - с применением двуокиси титана, краска марки ВД-КЧ-26 - литопона);
ВД-АК-111, ВД-АК-111р - на основе сополимерной акрилатной дисперсии для наружной и внутренней окраски зданий и сооружений (ВД-АК-111р применяется для получения рельефной краски);
ВД-КЧ-183 - на основе водных дисперсий синтетических полимеров, для наружной окраски зданий и сооружений и отделочных работ внутри помещений (кроме поверхностей, подвергаемых интенсивному мытью);
ВД-КЧ-577 - на основе водных дисперсий синтетических полимеров для окраски плодовых, декоративных деревьев, кустарников с целью повышения их зимостойкости, предохранения от солнечных ожогов, защиты от грызунов и замазывания ран.
Таким образом, ГОСТ 9825-73,ГОСТ 28196-89 определяют условное обозначение продукции, в котором отражены основные характеристики товара.
Установление требования об указании участниками закупки в первой части заявки обозначения предлагаемой продукции в соответствии с определенным государственным стандартом не противоречит п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Заявитель просит провести проверку расчета начальной (максимальной) цены контракта и документов, на основании которых был произведен расчет Н(М)ЦК.
Согласно п. 3) ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношенииобоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю не наделено полномочиями по контролю в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта согласно п. 3) ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно Изменению извещения о проведении электронного аукциона для закупки N0318100047917000210, а также п. 6 Раздела I.2 "Информационная карта аукциона" аукционной документации дата проведения аукциона 12.03.2018 г.
Частью 9 статьи 70 Закона о контрактной системе определено, что контракт может быть заключен не ранее чем через десять днейс даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона.
В силу ч. 2 ст. 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарномзнаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
На основании ч. 3 ст. 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица. В случае, если при проведении такого аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель такого аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, оказываемой в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).
В соответствии с ч. 7 ст. 70 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона, и предоставления таким победителем обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе.
Согласно ч. 8 ст. 70 Закона о контрактной системе с момента размещения в единой информационной системе предусмотренного частью 7 настоящей статьи и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным.
Таким образом, минимальный срок начала действия контракта может наступить с 23.03.2018 г. без учета направления победителем протокола разногласий в соответствии с ч. 4 ст. 70 Закона о контрактной системе.
Пунктом 6.1 проекта контракта (Часть III аукционной документации) определено, что товар должен быть поставлен в течение 30 календарных дней с даты подписания настоящего контракта. Поставщик обязан уведомить Заказчика о конкретной дате поставки Товара не позднее, чем за 2 (два) рабочих дня до даты поставки товара.
Пунктом 2.7 проекта контракта обусловлено, что приемка Товара по качеству и комплектности производится в точном соответствии со стандартами, техническими условиями, Основными и Особыми условиями поставки, другими обязательными для Сторон правилами, а также по сопроводительным документам, удостоверяющим качество и комплектность поставляемого Товара (счет и/или счет-фактура, товарно-транспортная накладная, техническая и эксплуатационная документация, документы подтверждающие качество товара) в срок не более 10 рабочих дней со дня поставки Товара и предоставления выше указанных документов, результаты которой оформляются соответствующим актом (заключением). Отсутствие указанных сопроводительных документов приостанавливает приемку Товара. В этом случае составляется акт о фактическом качестве и комплектности поступившего Товара и в акте указывается, какие документы отсутствуют.
В соответствии с п. 5.4 проекта контракта способы и условия осуществления оплаты Поставщику в рамках настоящего Контракта: Безналичный расчет, по факту поставки и приемки Товара в течение 30 календарных дней на основании подписанной сторонами накладной, счета и/или счета - фактура при условии, что поставка осуществлена надлежащим образом. Платеж считается осуществленным в момент списания средств с лицевого счета Заказчика.
На основании п. 14.2 проекта контракта настоящий Контракт вступает в силу и становится обязательным для Сторон с даты его подписания и действует до "30" апреля 2018 г.
В соответствии с п. 14.7 проекта контракта настоящий Контракт будет считаться исполненным и прекратившим свое действие после выполнения Сторонами взаимных обязательств и осуществления окончательных расчетов между Сторонами по настоящему Контракту.
На основании вышеизложенного, крайний срок поставки товара 22.04.2018 г., при этом приемка товара может длится до 08.05.2018 г. с учетом определенного в п. 2.7 проекта контракта срока приемки товара и установленных в соответствии с действующим законодательством праздничных нерабочих дней, срок оплаты заканчивается 07.06.2018 г. с учетом определенного в п. 5.4 проекта контракта условия оплаты поставленного товара, что превышает обусловленный в п. 14.2 проекта контракта срок его действия.
Таким образом, Заказчиком определены некорректные сроки.
На основании вышеизложенного, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РОСХИМТОРГ" обоснованной в части установления в проекте контракта некорректных сроков поставки, приемки товара, его оплаты и срока действия контракта.
2. Признать в действиях Заказчика - ФГБОУ "ВДЦ "Орленок" нарушение ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - ФГБОУ "ВДЦ "Орленок" выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 125
по делу N ЭА-244/2018 о нарушении
законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
05 марта 2018 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) <_>
на основании своего решения от 05.03.2018 года по делу N ЭА-244/2018, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО "РОСХИМТОРГ" на действия ФГБОУ "ВДЦ "Орленок" при проведении электронного аукциона: "Поставка строительных лакокрасочных материалов из химических веществ" (извещение N 0318100047917000210) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь ч. 15, ч. 22, ч. 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе) предписывает:
1. Заказчику - ФГБОУ "ВДЦ "Орленок" устранить нарушение ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе: при направлении проекта контракта победителю электронного аукциона привести положения контракта в соответствие с Законом о контрактной системе и с учетом решения от 05.03.2018 г. по делу N ЭА-244/2018. Осуществить дальнейшие процедуры по заключению контракта в соответствии с Законом о контрактной системе.
2. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 5 рабочих дней со дня его получения.
3. В срок до 30.03.2018 г. представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч. 25 ст. 99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 5 марта 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 05.03.2018