Комиссия Амурского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: <_>,
члены Комиссии: <_>,
рассмотрев дело N Р-28/02 2017 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное по обращению физического лица от 17.10.2016 N <_>, в котором сообщается о фактах распространения в выпуске газеты "Н<_>" N 35 от 10.09.2016 рекламы реализации квартир в жилищном комплексе "Уютный" г. Благовещенска с признаками нарушений требований, установленных частью 7 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", далее - Закон "О рекламе")
в отсутствии:
заявителя;
лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
общество с ограниченной ответственностью Издательство "<_>", далее ООО Издательство "<_>" (ИНН <_>, ОГРН <_>, дата регистрации <_>, адрес местонахождения: 675000, Амурская область, г.Благовещенск, ул. <_>, д. <_>, <_>),
общество с ограниченной ответственностью "П<_>", далее ООО "П<_>" (ИНН <_>, ОГРН <_>, дата регистрации <_>, адрес места нахождения: Амурская область, г. Благовещенск, ул. <_>, д. <_>, офис <_>),
заинтересованного лица - ---, эксперта - ---, переводчика - ---.
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области 17.10.2016 поступило обращение (вх. N <_>) о наличии признаков нарушения Закона "О рекламе" при размещении объявления в газете "Н<_>".
К обращению заявитель приложил выпуск газеты "Н<_>" от 10.09.2016 N 35, а также перечислил рекламу, в которой содержатся признаки нарушения Закона "О рекламе".
Так, на первой полосе газеты "<_>" в левом верхнем углу размещена информация о строительстве жилищного комплекса "<_>", далее - ЖК "У<_>", с текстом следующего содержания:
"ЖК "У<_>" район улиц <_>-<_> Квартиры от 45 тыс. руб. за кв. м 4162 <_>". В левом верхнем углу изображен трехэтажный дом.
Сверху на странице 7 этой же газеты размещена реклама с текстом:
"1-КОМНАТНЫЕ КВАРТИРЫ в жилом комплексе с видом на р. Зея от 1270 тыс. руб. ВОЗМОЖНА ИПОТЕКА 0% без первоначального взноса Офис продаж: <_>, <_> ул. <_>, <_>".
На станице 9 газеты "Н<_>" с левой стороны размещен информационный модуль со следующим текстом:
"Организация реализует КВАРТИРЫ В БЛАГОВЕЩЕНСКЕ в строящихся домах по ценам ниже рыночных Обращаться по тел. 8-4162-<_>" с приложением списка 35 реализующихся квартир на территрии г. Благовещенска.
И на странице 12 данной газеты вверху страницы размещена информация:
"2-комнатные квартиры в жилом комплексе с видом на р. Зея от 2350 тыс. руб. ВОЗМОЖНА ИПОТЕКА 0% без первоначального взноса Офис продаж: <_>, <_>ул. <_>, <_>".
Производство по делу N Р-28/47 2016 возбуждено определением Амурского УФАС России от 01.12.2016 N 03-4529 о возбуждении дела N Р-28/47 2016 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе на основании поступившего обращения.
Рассмотрение дела откладывалось определением Амурского УФАС России от 15.12.2016 N 03-4711 об отложении и продлении срока рассмотрения дела N Р-28/47 2016, а также определением Амурского УФАС России от 13.01.2017 N 03-124 об отложении рассмотрения дела.
Определением о выделении дела в отдельное производство от 02.02.2017 N03-432 Комиссия Амурского УФАС России определила выделить из дела N Р-28/47 2016 в отдельное производство дело по признакам нарушения части 7 статьи 28 Закона "О рекламе" по факту распространения на первой полосе газеты "Н<_>" N 35 от 10.09.2016 объявления "ЖК "У<_>" район улиц <_>-<_> Квартиры от 45 тыс. руб за кв. м 4162 <_>", присвоить выделяемому делу N Р-28/02 2017 и назначить дело к рассмотрению на 28.02.2017 в 14.30 часов.
ООО Издательство "<_>", ООО "П<_>", привлеченные к участию в деле в качестве лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, их законные представители 28.02.2017 на рассмотрение дела Комиссией Амурского УФАС России не явились. Определение Амурского УФАС России от 02.02.2017 N03-432 о выделении дела в отдельное производство ООО Издательство "<_>" и ООО "П<_>" не получено. ООО Издательство "<_>" пояснения по факту нарушения рекламного законодательства Российской Федерации представило в антимонопольный орган 11.11.2016 N <_>, а также запрошенные документы и сведения. ООО "П<_>" пояснения, запрошенные документы и сведения не представило.
Вместе с тем, обязанность своевременно получать почтовую корреспонденцию, лежит исключительно на адресате.
В силу части 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
Заявитель указал в своем обращении от 17.10.2016 N <_>, что просит рассмотреть дело без его участия, а решение сообщить письменно по названному им адресу.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Амурского УФАС России рассматривает настоящее дело в отсутствие ООО Издательство "<_>", ООО "П<_>", заявителя.
Исследовав документы и материалы, касающиеся распространения спорной рекламы, в их совокупности, Комиссия пришла к следующим выводам.
В выпуске газеты "Н<_>" от 10.09.2017 N 35 на первой странице осуществлена публикация информации: "ЖК "У<_>" район улиц <_>-<_> Квартиры от 45 тыс. руб. за кв. м 4162 <_>".
Реклама вышеуказанного содержания распространена с признаками нарушения требований части 7 статьи 28 Закона "О рекламе".
В соответствии с частью 7 статьи 28 Закона "О рекламе", реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, должна содержать сведения о месте и способах получения проектной декларации, предусмотренной федеральным законом.
Исходя из смысла части 7 статьи 28 Закона "О рекламе" реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, должна содержать указания на конкретный источник информации.
Как указано в пункте 26 постановления Пленума ВАС РФ N 58 от 08.10.2012 наличие у потребителей рекламы потенциальной возможности получить необходимую информацию, обратившись к рекламодателю по телефону, приведенному в рекламе, или при посещении его Интернет-сайта не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности, предусмотренной частью 7 статьи 28 Закона "О рекламе".
В целях надлежащего соблюдения прав граждан, общества и государства, охраны правоотношений в сфере распространения рекламы, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, законодателем к такой рекламе предъявляются специальные требования и ограничения, которые выделены в отдельную специальную статью - статья 28 Закона "О рекламе".
При этом часть 7 статьи 28 Закона "О рекламе" обязывает включать в содержание рекламы, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, сведения о месте и способах получения проектной декларации, предусмотренной федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона от 30.12.2004 г. N214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" проектная декларация опубликовывается застройщиком в средствах массовой информации и (или) размещается в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети "Интернет") не позднее чем за четырнадцать дней до дня заключения застройщиком договора с первым участником долевого строительства, а также представляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и в указанный в части 2 статьи 23 настоящего Федерального закона контролирующий орган. Застройщик вправе не опубликовывать в средствах массовой информации и (или) не размещать в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования проектную декларацию, если привлечение денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости осуществляется без производства, размещения и распространения рекламы, связанной с таким привлечением денежных средств. В этом случае застройщик обязан представить проектную декларацию любому заинтересованному лицу для ознакомления.
Следовательно, распространение рекламы связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости без сведений о месте и способах получения проектной декларации, предусмотренной федеральным законом сведения о месте и способах получения проектной декларации, предусмотренной федеральным законом, несет существенную угрозу причинения вреда потребителям рекламы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с помощью любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона "О рекламе" объект рекламирования - товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности, либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Информация вышеуказанного содержания характеризуется совокупностью признаков, установленных пунктом 1 статьи 3 Закона "О рекламе" и является рекламой, направленной на привлечение денежных средств физических лиц для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости - жилого комплекса "У<_>", строительство которого осуществляется по адресу: Амурская область, <_>, при этом в данной рекламе отсутствуют сведения о месте и способах получения проектной декларации, предусмотренной федеральным законом, что противоречит части 7 статьи 28 Закона "О рекламе".
На основании пункта 4 статьи 3 Закона "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Следовательно, рассматриваемая реклама в силу пункта 4 статьи 3 Закона "О рекламе" является ненадлежащей.
Для рассмотрения данного дела по факту распространения объявления "ЖК "У<_>" район улиц <_>-<_> Квартиры от 45 тыс. руб. за кв. м 4162 <_>" Амурским УФАС России направлены запросы информации ООО Издательство "<_>" от 25.10.2016 исх. N 03-<_>, филиалу публичного акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы" (далее - ПАО "МТС"), публичному акционерному обществу "МегаФон", открытому акционерному обществу "Вымпел-Коммуникации", публичному акционерному обществу "Ростелеком" от 11.01.2017 исх. N 03-53, обществу с ограниченной ответственностью "А<_>" (далее - ООО "А<_>) от 12.01.2017 исх.N 03-79/50-э, обществу с ограниченной ответственностью "Р<_>" (далее - ООО "Р<_>") от 18.01.2017 исх. N 03-170/96-э, обществу с ограниченной ответственностью "Т<_>" (далее - ООО "Т<_>") от 02.02.2017 исх. N 03-436, <_> (далее - <_>) от 02.02.2017 исх. N 03-437.
Согласно пояснениям ООО "А<_>" (вх. N 309 от 23.01.2017), оно не является застройщиком многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Амурская область, <_>. Застройщиком данного жилищного комплекса является ООО "Р<_>".
ООО "Р<_>" пояснило (вх. N <_> от 26.01.2017), что ЖК "У<_>", расположенный по адресу: Амурская область, <_>, в настоящий момент не сдан в эксплуатацию. Срок сдачи дома - II квартал 2017 года. Также сообщило, что между ним и ООО "Т<_>" заключен Договор на оказание услуг по реализации квартир в ЖК "У<_>" от 07.11.2016, и что ООО "Т<_>" является рекламодателем, размещенной в выпуске N 35 10.09.2016 на первой полосе газеты "Н<_>", рекламы.
По данным, предоставленным ПАО "МТС" (вх. N <_> от 17.01.2017), номер контактного телефона, указанного в объявлении на первой полосе газеты "Н<_>", принадлежит физическому лицу <_> на основании Договора оказания услуг связи от <_> без номера.
ООО "Т<_>" и <_> запрашиваемую информацию не предоставили. Сведения о надлежащем уведомлении названных лиц у антимонопольного органа отсутствуют.
Информацию о том, что рекламодателем спорной рекламы является ООО "Т<_>" антимонопольный орган не рассматривает, посколку договор на оказание услуг по реализации квартир в ЖК "У<_>" между ООО "Р<_>" и ООО "Т<_>" заключен <_>, то есть спустя 2 месяца после распространения рассматриваемой рекламы в газете "Н<_>".
Из письменных пояснений ООО Издательство "<_>" (вх. N <_> от 11.11.2016) следует, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО "П<_>".
Данные обстоятельства подтверждаются сведениями, предоставленными ООО Издательство "<_>" с пояснениями 11.11.2016 (вх. N<_>): договором оказания информационно-рекламных услуг от 01.07.2016 N <_>, заключенным между Издательством "<_>" и ООО "П<_>"; приложенным к договору макетом согласованного рассматриваемого объявления директором ООО "П<_>"; выпиской из Дальневосточного филиала публичного акционерного общества "Промсвязьбанк" по лицевому счету ООО Издательство "<_>" N <_> за период <_>.
Согласно пунктам 1.1-1.2 предоставленного Договора оказания информационно-рекламных услуг от 01.07.2016 N <_> ООО Издательство "<_>" (Исполнитель) оказывает ООО "П<_>" (Заказчику) услуги по размещению рекламно-информационных материалов Заказчика в периодическом печатном издании газете "Н<_>" в период с 01.07.2016 по 31.12.2016. Макеты рекламных оъявлений по согласованию сторон изготавливаются Исполнителем. Так же ООО Издательство "<_>" прилагает макеты рассматриваемых объявлений, согласованные генеральным директором ООО "П<_>" <_>.
ООО "П<_>" не предоставило документы и материалы, которые были затребованы у них антимонопольным органом по существу настоящего разбирательства.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 38 Закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований части 7 статьи 28 данного Закона возложена как на рекламодателя, так и на рекламораспространителя.
Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (пункт 5 статьи 3 Закона "О рекламе").
Согласно пункту 7 статьи 3 Закона "О рекламе" рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Установлено, что рекламодателем, определившим объект рекламирования и содержание рекламы, распространенной посредством использования печатного издания "Н<_>", в соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона "О рекламе", является ООО "П<_>".
Рекламораспространителем, осуществившим распространение указанной рекламы посредством печатного издания "Н<_>", в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона "О рекламе" является ООО Издательство "<_>".
Комиссией Амурского УФАС России, по совокупности документов установлено, что по вине рекламодателя ООО "П<_>" и рекламораспространителя ООО Издательство "<_>" произошло распространение на территории Амурской области вышеназванной рекламы, не соответствующей требованиям части 7 статьи 28 Закона "О рекламе".
Комиссия Амурского УФАС России считает, что ООО "П<_>" и ООО Издательство "<_>", являясь соответственно рекламодателем и рекламораспространителем вышеназванной рекламы, имели возможность не распространять рекламу, направленную на привлечение денежных средств физических лиц для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости - жилого комплекса "У<_>" с отсутствием информации о месте и способах получения проектной декларации, что исключило бы нарушение части 7 статьи 28 Закона "О рекламе", однако не предприняли для этого соответствующих мер.
Согласно частей 4 и 6 статьи 38 Закона "О рекламе" к лицу, виновному в нарушении требований законодательства о рекламе, необходимо применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 33, 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать рекламу Общества с ограниченной ответственностью "П<_>" (ИНН <_>, ОГРН <_>, дата регистрации <_>, адрес: 675000, Амурская область, г.Благовещенск, ул. <_>, д. <_>, офис <_>), распространенную на первой странице выпуска N 35 от 10.09.2016 печатного издания газеты "Н<_>" обществом с ограниченной ответственностью Издательство "<_>" (ИНН <_>, ОГРН <_>, дата регистрации <_>, адрес местонахождения: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. <_>, д. <_>, <_>) с текстом следующего содержания:
"ЖК "У<_>" район улиц <_>-<_> Квартиры от 45 тыс. руб. за кв. м 4162 <_>", ненадлежащей,
поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 28 Закона "О рекламе".
2. Выдать ООО "П<_>" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Выдать ООО Издательство "<_>" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Амурского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.3 КоАП РФ.
Решение изготовлено в полном объеме 06.03.2017. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 6 марта 2017 г. N Р-28/02
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 06.03.2017