Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту - Комиссия Управления), в составе:
......
при участии:
представителя ООО "ТоргСнаб": ...... - доверенность N б/н от 19.03.2018;
представителя МАУ "Детское и лечебное питание": ....... - доверенность N 2 от 16.03.2018;
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТоргСнаб" (ул. Глазунова, д. 5, г. Пенза, 440066, ИНН 5835118844, ОГРН 1165835063184, далее - ООО "ТоргСнаб") на действия конкурсной комиссии муниципального автономного учреждения "Детское и лечебное питание" (ул. Глазунова, д. 5, г. Пенза, 440066, ИНН 5836012086; ОГРН 1025801208883, далее - МАУ "Детское и лечебное питание") при проведении открытого конкурса на поставку мясного, фруктового пюре (извещение N 31806060272 от 26.01.2018 размещено на сайте www.zakupki.gov.ru) (далее - открытый конкурс),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области 06.03.2018 г. поступила жалоба ООО "ТоргСнаб" на действия конкурсной комиссии МАУ "Детское и лечебное питание" при проведении открытого конкурса на поставку мясного, фруктового пюре (извещение N 31806060272 от 26.01.2018 размещено на сайте www.zakupki.gov.ru).
Из жалобы следует, что конкурсной комиссии МАУ "Детское и лечебное питание" при проведении открытого конкурса было допущено нарушение пунктов 3.8.4 и 3.8.5 конкурсной документации и пунктов 7.8.4, 7.8.5 положения о порядке проведения закупок для нужд МАУ "Детское и лечебное питание", а именно при вскрытии конверта участника торгов ООО "Крона" было озвучено следующее условие поставки: "согласно графика поставки в течении 24 часов со дня заказа", однако впоследствии в заявку ООО "Крона" были внесены изменения, в результате чего условия поставки, предложенные участником звучали следующим образом: "в течение 24 часов с даты подписания договора и в течение семидесяти дней с даты подписания договора". Данное обстоятельство привело к неправильному определению конкурсной комиссией МАУ "Детское и лечебное питание" победителя торгов и нарушению прав участника ООО "ТоргСнаб".
Согласно пояснениям МАУ "Детское и лечебное питание", нарушений при проведении открытого конкурса комиссией допущено не было, все заявки при вскрытии конвертов были оглашены в установленном законом порядке и в соответствии с конкурсной документацией.
Комиссия Управления в соответствии с уведомлением - требованием от 14.03.2018 N 869-3 назначена и проведена 19.03.2018 г. в 11 ч. 00 мин.
Частью 13 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что лица, подавшие заявки на участие в конкурсе, вправе участвовать в рассмотрении жалобы лично или через своих представителей.
На основании изложенного о рассмотрении жалобы было уведомлено ООО "Крона".
На заседании Комиссии Управления 19.03.2018 представитель ООО "ТоргСнаб" поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Представитель МАУ "Детское и лечебное питание" пояснил, что при проведении открытого конкурса нарушений комиссией допущено не было.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссией Управления установлено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135 - ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках, N 223-ФЗ), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Статья 18.1 Закона о защите конкуренции регламентирует лишь порядок действий антимонопольного органа (процедуру) при рассмотрении жалоб участников закупок, осуществляемых в соответствии с Законом N 223-ФЗ, но не определяет основания компетенции (полномочия) антимонопольного органа.
Эти основания установлены в части 10 статьи 3 Закона о закупках, согласно которой антимонопольные органы рассматривают жалобы участника закупки на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2) утратил силу;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Иные действия заказчиков подлежат обжалованию в судебном порядке, о чем указано в части 9 статьи 3 Закона о закупках.
Право участника закупки обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг предусмотрено в пункте 9 статьи 3 Закона о закупках и не ограничено какими-либо условиями, как это определено при обращении с жалобой в антимонопольный орган.
Таким образом, правовое значение имеет как установленный порядок обжалования, так и исчерпывающий перечень случаев нарушений процедуры закупки, предусматривающий право участника закупки на обжалование в административном порядке.
Положение о порядке проведения закупок для нужд муниципального автономного учреждения "Детское и лечебное питание" от 2016 года в разделе термины и определения разграничивает понятия заказчик, которым является МАУ "Детское и лечебное питание" в лице директора Учреждения и лиц, уполномоченных директором, и закупочной комиссии - коллегиального органа, создающегося решением заказчика для проведения процедур закупок, в том числе для определения способа и победителя закупки.
В соответствии с пунктом 1.2.3 положения о закупке заказчик осуществляет следующие полномочия в рамках закупочной деятельности:
- планирование закупок, в том числе выбор способов закупки;
- утверждение закупочной документации;
- заключение договора по итогам процедуры закупки;
- контроль исполнения договоров по итогам закупок;
- оценка эффективности закупок.
Пункт 1.2.5 положения определяет, что для реализации закупочной деятельности создается закупочная комиссия.
В своей жалобе ООО "ТоргСнаб" ссылается на нарушение закупочной комиссии МАУ "Детское и лечебное питание" пунктов 7.8.4 и 7.8.5 положения о закупках, а также на то, что основанием для обжалования действий конкурсной комиссии МАУ "Детское и лечебное питание" является нарушение порядка применения указанных положений. Данное основание для обжалования по мнению заявителя предусмотрено пунктом 5 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
Согласно пункту 7.8.4 положения о закупках в ходе вскрытия поступивших на конкурс конвертов председатель или замещающий его член закупочной комиссии, исходя из представленных в конкурсной заявке документов оглашает следующую информацию:
- наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (для физического лица) и почтовый адрес каждого участника закупки, конверт, с конкурсной заявкой которого вскрывается;
- о содержимом конверта:
- наличие сведений и документов, предусмотренных конкурсной документацией;
- для конвертов с продлением сроков заявки и отзывами заявок - факт продления, отзыва заявки;
- любую другую информацию, которую конкурсная комиссия сочтет нужной огласить.
В соответствии с пунктом 7.8.5 конкурсные заявки, не вскрытые и не зачитанные в описанном выше порядке, не могут в дальнейшем приниматься в данной закупке к рассмотрению ни при каких условиях.
Аналогичные нормы содержатся в пунктах 3.8.4 и 3.8.5 конкурсной документации на поставку мясного, фруктового пюре.
Таким образом, из жалобы заявителя следует, что нарушения при проведении открытого конкурса были допущены именно конкурсной комиссией заказчика.
Однако в соответствии с пунктом 5 части 10 статьи 3 Закона о закупках данное основание для обжалования согласно буквальному толкованию указанной нормы применяется при обжаловании действий заказчика, в то время как нарушение при оглашении заявки ООО "Крона" было допущено конкурсной комиссией заказчика, что не отрицается заявителем и подтверждается представленной им на обозрение Комиссии антимонопольного органа видеозаписью хода проведения открытого конкурса.
С учетом изложенного, в рамках административной процедуры по рассмотрению жалоб участников закупки, установленной статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган вправе принимать решения только по тем нарушениям, перечень которых установлен в части 10 статьи 3 Закона о закупках.
Действия же комиссии заказчика в указанном случае не подпадают не под одно из оснований для обжалования, предусмотренных частью 10 статьи 3 Закона о закупках.
На основании вышеизложенного Комиссия Пензенского УФАС России установила, что виду того, что у заявителя отсутствовали основания для подачи в антимонопольный орган жалобы по доводам, указанным в ней, она не может быть рассмотрена по существу в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", следовательно, производство по настоящей жалобе подлежит прекращению на основании части 10 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 18.1, Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" Комиссия,
РЕШИЛА:
производство по жалобе общества с ограниченной ответственностью "ТоргСнаб" (ул. Глазунова, д. 5, г. Пенза, 440066, ИНН 5835118844, ОГРН 1165835063184) на действия конкурсной комиссии муниципального автономного учреждения "Детское и лечебное питание" (ул. Глазунова, д. 5, г. Пенза, 440066, ИНН 5836012086; ОГРН 1025801208883, далее - МАУ "Детское и лечебное питание") при проведении открытого конкурса на поставку мясного, фруктового пюре (извещение N 31806060272 от 26.01.2018 размещено на сайте www.zakupki.gov.ru) прекратить.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 19 марта 2018 г. N 3-09/05-2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.03.2018