Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров N 28 в составе: <............................>,
при участии представителей:
- ООО "Авангард": <............................> - доверенность от 03.03.2018
N 03-03/2018;
- Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия): <............................> - доверенность от 05.03.2018 N 011, рассмотрев жалобу ООО "Авангард" на действия организатора торгов - Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) при проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами Республики Саха (Якутия) (зона деятельности - Центральная) (извещение N 100218/17558032/01) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба ООО "Авангард" (далее - Заявитель) на действия организатора торгов - Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) (далее - Организатор торгов) при проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами Республики Саха (Якутия) (зона деятельности - Центральная) (извещение N 100218/17558032/01) (далее - Конкурс; Жалоба).
Из Жалобы следует, что Организатором торгов при утверждении Документации о конкурсном отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами Республики Саха (Якутия) (зона деятельности - Центральная) (далее - Конкурсная документация) были нарушены требования Правил проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 N 881 (далее - Правила).
Представитель Организатора торгов с доводами Жалобы не согласился, указав, что при организации и проведении Конкурса действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации,
в том числе Правил.
Рассмотрев все представленные документы, а также выслушав пояснения представителей Заявителя, Организатора торгов, Комиссия ФАС России установила следующее.
10.02.2018 на официальном сайте Российской Федерации
в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru Организатором торгов было размещено извещение о проведении Конкурса, согласно которому дата начала подачи заявок на участие в Конкурсе - 12.02.2018; дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 06.03.2018; дата вскрытия конвертов - 07.03.2018; дата подписания протокола рассмотрения заявок - 15.03.2018;
срок, на который присваивается статус регионального оператора - 10 лет.
1. Согласно Жалобе Конкурсная документация должна содержать описание границы зоны деятельности регионального оператора и направление транспортирования отходов в пределах этой зоны в соответствии со схемой обращения с отходами.
Вместе с тем Таблица 2.1 Приложения N 2 к Конкурсной документации не содержит сведений о расстояниях от полигонов комплексной обработки твердых коммунальных отходов районных центров до мусороперегрузочных станций твердых коммунальных отходов Центрального кластера, о расстояниях от мусороперегрузочных станций твердых коммунальных отходов Центрального кластера до мусороперерабатывающего завода твердых коммунальных отходов Центрального кластера, в связи с чем произвести оценку затрат регионального оператора на осуществление своей деятельности не представляется возможным.
На рассмотрении Жалобы Комиссией ФАС России представитель Организатора торгов пояснил, что Приложение N 2 к Конкурсной документации содержит описание границы зоны деятельности регионального оператора и направления транспортирования отходов в пределах этой зоны
в соответствии со схемой обращения с отходами.
Направления транспортирования отходов в пределах Центральной зоны в соответствии со схемой обращения с отходами приведены в Приложении N 2
к Конкурсной документации в виде текстового описания и в Таблице 2.1 Приложения N 2 к Конкурсной документации.
При этом в Таблице 2.1 Приложения N 2 к Конкурсной документации приведена информация о расстояниях транспортирования отходов
от источников их образования (населенных пунктов) до объектов обработки
и размещения и о расстояниях транспортирования вторсырья от объектов обработки и размещения отходов до мусороперегрузочных станций, расположенных в районных центрах, в пределах Центральной зоны. При этом расстояния приведены в Конкурсной документации как дополнительные сведения.
Согласно подпункту "б" пункта 12 Правил документация об отборе содержит описание границы зоны деятельности регионального оператора
и направления транспортирования отходов в пределах этой зоны в соответствии со схемой обращения с отходами.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что Приложение N 2
к Конкурсной документации содержит описание границы зоны деятельности регионального оператора и направления транспортирования твердых коммунальных отходов в пределах этой зоны, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Конкурсная документация в этой части соответствует
подпункту "б" пункта 12 Правил.
2. Согласно Жалобе в Таблице 3.1 Приложения N 3 к Конкурсной документации содержатся сведения о количестве и источниках образования твердых коммунальных отходов в Центральной зоне.
При этом указанная таблица содержит сведения о 79 источниках образования твердых коммунальных отходов, в то время как в Таблице 2.1 Приложения N 2 к Конкурсной документации указана информация
о транспортировании твердых коммунальных отходов в пределах Центральной зоны от 65 источников образования твердых коммунальных отходов.
Отсутствие в Таблице 2.1 Приложения N 2 к Конкурсной документации информации о 14 источниках образования твердых коммунальных отходов
не позволяет Заявителю правильно рассчитать тариф для регионального оператора.
На рассмотрении Жалобы Комиссией ФАС России представитель Организатора торгов пояснил, что Таблица 3.1 Приложения N 3 к Конкурсной документации содержит сведения об источниках образования твердых коммунальных отходов, то есть о всех населенных пунктах, расположенных
на территории Центральной зоны (всего 79 населенных пунктов).
При этом в Таблице 2.1 Приложения N 2 к Конкурсной документации указаны направления транспортирования твердых коммунальных отходов от источников их образования (65 населенных пунктов) до объектов их обработки и размещения, а также направления транспортирования вторсырья
на переработку.
Неуказание в Таблице 2.1 Приложения N 2 к Конкурсной документации 14 населенных пунктов обусловлено тем, что в данных населенных пунктах проживает менее 100 человек и в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Республики Саха (Якутия) на 2017-2026 годы, утвержденной приказом Министерства ЖКХ и энергетики Республики Саха (Якутия) от 15.06.2017
N 263п, в таких населенных пунктах не планируется строительство объектов обработки и размещения твердых коммунальных отходов ввиду нецелесообразности по причине малых объемов образования твердых коммунальных отходов.
Согласно подпункту "в" пункта 12 Правил документация об отборе содержит сведения о количестве (показатели объема и (или) массы)
и источниках образования твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора в разрезе поселений, городских округов (районов городских округов) (с разбивкой по видам и классам опасности отходов).
При этом в соответствии с подпунктом "б" пункта 12 Правил документация об отборе содержит описание границы зоны деятельности регионального оператора и направления транспортирования отходов в пределах этой зоны в соответствии со схемой обращения с отходами.
Согласно пункту 2.3.1 проекта Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Саха (Якутия), являющегося приложением N 9 к Конкурсной документации (далее - проект Соглашения), региональный оператор в зоне своей деятельности обязуется осуществлять деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, обезвреживанию, утилизации и размещению твердых коммунальных отходов в соответствии
с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Республики Саха (Якутия).
В соответствии с территориальной схемой в Центральную зону деятельности входят 79 населенных пунктов.
Таким образом, исходя из положений пунктов "б" и "в" Правил региональный оператор должен осуществлять свою деятельность на всей территории зоны деятельности регионального оператора, в том числе осуществлять сбор твердых коммунальных отходов во всех населенных пунктах в соответствии с территориальной схемой.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что при неуказании Организатором торгов в Таблице 2.1 Приложения N 2 к Конкурсной документации всех населенных пунктов, входящих в зону деятельности регионального оператора, Организатором торгов были нарушены положения подпункта "б" пункта 12 Правил.
3. Согласно Жалобе в Таблице 3.1 Приложения N 3 к Конкурсной документации указаны сведения о 14 видах отходов, в то время как
в Таблице 4.1 Приложения N 4 к Конкурсной документации содержатся сведения только о 4 видах отходов.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 12 Правил документация
об отборе содержит сведения о количестве (показатели объема и (или) массы)
и источниках образования твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора в разрезе поселений, городских округов (районов городских округов) (с разбивкой по видам и классам опасности отходов).
Согласно подпункту "г" пункта 12 Правил документация об отборе содержит сведения о расположении (планируемом расположении) мест сбора
и накопления твердых коммунальных отходов (с разбивкой по видам
и классам опасности отходов) в зоне деятельности регионального оператора.
На рассмотрении Жалобы Комиссией ФАС России представитель Организатора торгов пояснил, что сведения о расположении мест сбора
и накопления твердых коммунальных отходов предоставлены органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Центральной зоны, на территории которых расположены места сбора
и накопления твердых коммунальных отходов.
В Конкурсной документации не приведена информация о местах сбора
и накопления твердых коммунальных отходов по некоторым видам отходов
в связи с тем, что такие сведения отсутствуют у Организатора торгов и органов местного самоуправления.
При этом в Приложении 4 к Конкурсной документации указано,
что в случае если в территориальной схеме отсутствует информация о местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший территориальную схему, для включения в нее сведений о местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов.
Таким образом, Конкурсная документация содержит сведения о количестве и источниках образования твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора (Приложение 3 к Конкурсной документации)
и о расположении мест сбора и накопления твердых коммунальных отходов
в зоне деятельности регионального оператора (Приложение N 4 к Конкурсной документации).
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что данный довод Жалобы необоснован.
4. Согласно Жалобе Таблица 4.1 Приложения N 4 к Конкурсной документации не содержит сведений по Губинскому округу города Якутска.
На рассмотрении Жалобы представитель Организатора торгов пояснил,
что в Приложении N 4 к Конкурсной документации данные о расположении мест сбора и накопления твердых коммунальных отходов указаны в том виде,
в котором они были представлены органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Центральной зоны.
Комиссией ФАС России в ходе рассмотрения Жалобы установлено,
что Губинский городской округ города Якутска входит в зону деятельности регионального оператора в соответствии с Конкурсной документацией, в связи с чем данные о местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов
в Губинском городском округе города Якутска должны быть указаны
в Конкурсной документации.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что данный довод Жалобы является обоснованным.
5. Согласно Жалобе в Таблице 5.1 Приложения N 5 к Конкурсной документации указаны недостоверные сведения о расположении в зоне деятельности регионального оператора земельных участков, на которых
на момент проведения Конкурса складированы твердые коммунальные отходы
и которые не предназначены для этих целей.
Кроме того, указанная таблица не соответствует данным территориальной схемы: в Таблице 5.1 Приложения N 5 к Конкурсной документации указаны данные о 12 земельных участках, на которых на момент проведения Конкурса складированы твердые коммунальные отходы и которые не предназначены
для этих целей, в то время как в территориальной схеме указаны 80 таких земельных участков.
На рассмотрении Жалобы Комиссией ФАС России представитель Организатора торгов сообщил, что сведения о земельных участках, на которых на момент проведения Конкурса складированы твердые коммунальные отходы
и которые не предназначены для этих целей, содержащиеся в Таблице 5.1 Приложения N 5 к Конкурсной документации, были указаны Организатором торгов на основании данных, предоставленных Министерством охраны природы Республики Саха (Якутия).
В соответствии с подпунктом "д" пункта 12 Правил документация
об отборе содержит сведения о расположении в зоне деятельности регионального оператора земельных участков (с указанием их кадастровых номеров и собственников), на которых на момент проведения конкурсного отбора складированы твердые коммунальные отходы и которые
не предназначены для этих целей, количестве твердых коммунальных отходов, складированных в таких местах.
В соответствии с пунктом 2.3.7 проекта Соглашения региональный оператор в зоне своей деятельности обязуется обеспечить обращение
с твердыми коммунальными отходами, ранее размещенными в зоне деятельности регионального оператора на земельных участках,
не предназначенных для этих целей, указанных в территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Республики Саха (Якутия) и на условиях, установленных соглашением за счет собственных средств.
Таким образом, в соответствии с проектом Соглашения, являющимся приложением N 9 к Конкурсной документации, следует, что региональный оператор обязуется обеспечить обращение с твердыми коммунальными отходами, ранее размещенными в зоне деятельности регионального оператора на 80 земельных участках, не предназначенных для этих целей.
При этом в соответствии с Приложением N 5 к Конкурсной документации региональный оператор обязан обеспечить обращение
с твердыми коммунальными отходами, ранее размещенными в зоне деятельности регионального оператора на 12 земельных участках.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что сведения о земельных участках, на которых на момент проведения Конкурса складированы твердые коммунальные отходы и которые не предназначены
для этих целей, указанные в Приложении N 5 к Конкурсной документации,
не соответствуют подпункту "д" пункта 12 Правил.
6. Согласно Жалобе в Таблице 5.1 Приложения N 5 к Конкурсной документации указаны не все сведения о кадастровых номерах и собственниках земельных участков, на которых на момент проведения конкурсного отбора складированы твердые коммунальные отходы и которые не предназначены
для этих целей.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 12 Правил документация
об отборе содержит сведения о расположении в зоне деятельности регионального оператора земельных участков (с указанием их кадастровых номеров и собственников), на которых на момент проведения конкурсного отбора складированы твердые коммунальные отходы и которые
не предназначены для этих целей, количестве твердых коммунальных отходов, складированных в таких местах.
При этом из данных, приведенных в Приложении N 5 к Конкурсной документации, не представляется возможным достоверно определить местоположение некоторых земельных участков, на которых на момент проведения Конкурса складированы твердые коммунальные отходы и которые
не предназначены для этих целей, ввиду отсутствия кадастровых номеров
или иных сведений, позволяющих достоверно идентифицировать местоположение таких земельных участков.
Таким образом, Комиссией ФС России выявлено несоответствие
Таблицы 5.1 Приложения N 5 к Конкурсной требованиям подпункта "д"
пункта 12 Правил.
7. Согласно Жалобе в Конкурсной документации отсутствуют сведения
о технических характеристиках существующих и планируемых к созданию объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, хранению и захоронению твердых коммунальных отходов, использование которых предусмотрено схемой обращения с отходами.
На рассмотрении Жалобы Комиссией ФАС России представитель Организатора торгов пояснил, что сведения о технических характеристиках существующих объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию твердых коммунальных отходов на территории Центральной зоны приведены
в Таблице 6.1 и Таблице 6.2 Приложения N 6 к Конкурсной документации.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 12 Правил документация
об отборе содержит сведения о расположении, технических характеристиках
и предполагаемом использовании существующих и планируемых к созданию объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, хранению и захоронению
твердых коммунальных отходов, использование которых предусмотрено схемой обращения с отходами.
При этом в ходе изучения Комиссией ФАС России Таблицы 6.1
и Таблицы 6.2 Приложения N 6 к Конкурсной документации было установлено, что данные таблицы не содержат сведений о технических характеристиках существующих и планируемых к созданию объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, хранению и захоронению твердых коммунальных отходов, использование которых предусмотрено схемой обращения с отходами.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что при неуказании в Таблице 6.1 и Таблице 6.2 Приложения N 6 к Конкурсной документации сведений о технических характеристиках существующих
и планируемых к созданию объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, хранению и захоронению твердых коммунальных отходов, использование которых предусмотрено схемой обращения с отходами, Организатором торгов были нарушены требования подпункта "е" пункта 12 Правил.
8. Согласно Жалобе в пункте 4.1.2 проекта Соглашения, указано,
что ежеквартально в срок до 15 числа месяца следующего за отчетным периодом предоставляется Отчет о реализации территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Республики Саха (Якутия) по установленной форме.
В соответствии с пунктом 4.1.3 проекта Соглашения ежегодно в срок
до 01 февраля года следующего за отчетным предоставляется Отчет
о реализации территориальной схемы обращения с отходами, в том числе
с твердыми коммунальными отходами, Республики Саха (Якутия)
и информация об итогах деятельности Регионального оператора за отчетный год по установленным формам.
При этом в Конкурсной документации и проекте Соглашения формы представления указанных отчетов отсутствуют.
На рассмотрении Жалобы Комиссией ФАС России представитель Организатора торгов пояснил, что в соответствии с подпунктом "з" пункта 12 Правил в документацию об отборе включаются обязанности регионального оператора.
В соответствии с пунктом 7.6 Конкурсной документации обязанности регионального оператора указаны в разделе 2 проекта Соглашения.
Вместе с тем в Правилах отсутствует требование о включении форм отчетности регионального оператора по соглашению в документацию
об отборе.
Указанные положения проекта Соглашения, а также формы отчетов направлены на реализацию и выполнение соглашения, заключаемого
по результатам Конкурса, что носит гражданско-правовой характер
и не является предметом рассмотрения Комиссией ФАС России в рамках рассмотрения жалобы в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
9. Согласно Жалобе в Конкурсной документации не определены обязанности регионального оператора, предусмотренные подпунктом "з" пункта 12 Правил, а именно обязанность по созданию и (или) содержанию контейнерных площадок с указанием их мест нахождения и источника финансирования.
На рассмотрении Жалобы Комиссией ФАС России представитель Организатора торгов пояснил, что согласно подпункту "з" пункта 12 Правил документация об отборе содержит обязанности регионального оператора,
в том числе обязанности по созданию и (или) содержанию контейнерных площадок с указанием их мест нахождения и источника финансирования
(при необходимости). При этом в соответствии с Конкурсной документацией обязанность регионального оператора по созданию и (или) содержанию контейнерных площадок не предусмотрена.
Таким образом, ввиду того, что в соответствии с подпунктом "з"
пункта 12 Правил документация об отборе должна содержать обязанности регионального оператора по созданию и (или) содержанию контейнерных площадок при необходимости, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что при неуказании в Конкурсной документации такой обязанности регионального оператора Организатор торгов действовал в соответствии
с подпунктом "з" пункта 12 Правил.
Учитывая изложенное, данный довод Заявителя не находит своего подтверждения.
10. Согласно Жалобе Организатором торгов в Приложении N 7
к Конкурсной документации не указаны все сведения, в соответствии
с которыми рассчитывается единый тариф на услугу регионального оператора.
На рассмотрении Жалобы Комиссией ФАС России представитель Организатора торгов сообщил, что Правилами не предусмотрено включение
в Конкурсную документацию информации о расходах регулируемых организаций на реализацию предусмотренных инвестиционными
и производственными программами регулируемых организаций мероприятий.
В соответствии с подпунктом "л" пункта 12 Правил документация
об отборе содержит информацию о порядке расчета единого тарифа на услугу регионального оператора, включая информацию о тарифах операторов
по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которыми региональный оператор обязан заключить договоры на оказание услуг по обработке, обезвреживанию и (или) захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно Приложению N 7 к Конкурсной документации расчет единого тарифа на услугу регионального оператора осуществляется в соответствии
с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484
"О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами" и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов
в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы от 21.11.2016 N1638/16.
Тариф на услугу регионального оператора может дифференцироваться
по муниципальным образованиям, видам твердых коммунальных отходов,
а также технологическим особенностям в соответствии с решением органа регулирования.
Информация о действующих в Республике Саха (Якутия) тарифах
на услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых (коммунальных) отходов размещена на официальном сайте Государственного комитета
по ценовой политике Республики Саха (Якутия) www.gkcp.sakha.gov.ru
в разделе "Тарифные решения".
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что Организатором торгов при разработке Конкурсной документации, а именно указании в Приложении N 7 к Конкурсной документации информации
о порядке расчета единого тарифа на услугу регионального оператора, были соблюдены требования подпункта "л" пункта 12 Правил.
Учитывая изложенное, данный довод Жалобы не находит своего подтверждения.
На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Авангард" на действия организатора торгов - Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) при проведении конкурсного отбора регионального оператора
по обращению с твердыми коммунальными отходами Республики Саха (Якутия) (зона деятельности - Центральная) (извещение N 100218/17558032/01) обоснованной.
2. Выдать организатору торгов - Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) обязательное для исполнения предписание.
Решение и предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 16 марта 2018 г. N Т-21/18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.03.2018