изготовлено в полном объеме "16" марта 2018 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в составе:
<_> - заместитель руководителя, начальник отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председатель Комиссии;
<_> - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;
<_> - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;
При участии:
Представитель АК "АЛРОСА" (ПАО) по доверенности N187 от 20.09.2017 <_>;
Представитель ООО "Группа ПРСБ" на рассмотрение жалобы по существу не явился, надлежащим образом уведомлены.
Рассмотрев жалобу от ООО "Группа ПРСБ" на действия заказчика АК "АЛРОСА" (ПАО) при организации и проведении запроса предложений
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) 01 марта 2018 года поступила жалоба от ООО "Группа ПРСБ" на действия заказчика АК "АЛРОСА" (ПАО) при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на разработку, верстку, производство и доставку 12 тиражей корпоративной газеты "Вестник АЛРОСА" и 4 тиражей корпоративного журнала "АЛРОСА" (извещение N 31806069615 на официальном сайте: zakupki.gov.ru).
Заявитель в жалобе указывает следующие доводы:
При тщательном изучении документации в Приложении N1 к Техническому предложению в качестве обязательного к исполнению требования нами обнаружен был следующий пункт "Участник должен напечатать 2 экземпляра газеты и передать их Заказчику по адресу: 115184, Москва, Озерковская набережная, 24 c1, контактное лицо - <_>". На этой же странице была дана ссылка на печатный файл газеты за июль 2017 года. Также были даны следующие инструкции: "Инструкция по заполнению: Участник должен прикрепить фото переданных образцов газеты и скан-копию/фото квитанции о вручении переданных образцов курьерской службой по адресу: 115184, Москва, Озерковская набережная, 24 c1, контактное лицо <_>".
Мы хотим отметить, что настоящее требование ограничивает возможное участие в данной процедуре. А именно, подрядчик, который выпускал газету для компании заказчика АК АЛРОСА (ПАО) в 2017 году имеет необоснованное преимущество, так как имеет отпечатанные ранее образцы газеты.
Необходимо отметить, что полиграфическое производство газеты с обозначенными в документации техническими характеристиками должно производиться посредством офсетной печати, где печать всего 2-х экземпляров не является возможной. Для того, чтобы отпечатать 2 экземпляра, необходимо оплатить минимально возможный тираж. Чаще всего это исчисляется сотнями экземпляров.
АК "АЛРОСА" (ПАО) представило письменный отзыв по доводам, изложенным в жалобе ООО "Группа ПРСБ", в котором просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров, изучив материалы жалобы, приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 3 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в том числе в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 30 января 2018 года опубликована закупка N31806069615 о проведении запроса предложений на право заключения договора на предмет "Разработка, верстка, производство и доставка 12 тиражей корпоративной газеты "Вестник АЛРОСА" и 4 тиражей корпоративного журнала "АЛРОСА" и его Документация.
20 февраля 2018 года опубликована 2 редакция документации запроса предложений на право заключения договора на предмет "Разработка, верстка, производство и доставка 12 тиражей корпоративной газеты "Вестник АЛРОСА" и 4 тиражей корпоративного журнала "АЛРОСА".
02 марта 2018 года опубликована 3 редакция документации запроса предложений на право заключения договора на предмет "Разработка, верстка, производство и доставка 12 тиражей корпоративной газеты "Вестник АЛРОСА" и 4 тиражей корпоративного журнала "АЛРОСА" (далее - Документация запроса предложений).
Рассматриваемый запрос предложений проводился в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В соответствии с частью 1 и 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принятыми правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно сведениям о положении N 1120002000 на официальном сайте: zakupki.gov.ru на момент публикации извещения N31705769162 от 22.11.2017 размещена 8 версия Положения о закупках АК "АЛРОСА" (ПАО) (утверждено Наблюдательным советом АК "АЛРОСА" (ПАО) 29.09.2016, протокол N А01/247-ПР-НС) (далее - Положение о закупках АК "АЛРОСА" (ПАО).
Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Согласно пункту 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Согласно пункту 19.4 Положения о закупках АК "АЛРОСА" (ПАО) требования к продукции в отношении работ и услуг могут сочетать как требования к процессу выполнения работ (оказания услуг), так и к результату процесса.
Подпунктом 1 пункта 25.2 Положения о закупках АК "АЛРОСА" (ПАО) установлено, что заказчик устанавливает требования к документам, иным источникам информации, подтверждающим соответствие предъявляемым требованиям (включая требования к продукции, допущенному участнику и т.д.). При этом Заказчик вправе определить требуемые формы документов (в том числе формы, заполняемые поставщиком).
В соответствии с подпунктом 5 пункта 26.1 Положения о закупках АК "АЛРОСА" (ПАО) вне зависимости от выбранного способа и формы проведения конкурентной закупки Заказчик устанавливает, в том числе, следующий критерий отбора, применимый на стадии рассмотрения заявок: соответствие предлагаемой продукции предъявленным требованиям, установленным техническим заданием, спецификацией и т.д.
Согласно пункту 27.5 Положения о закупках АК "АЛРОСА" (ПАО) документация о закупке, если иное не предусмотрено законодательством и Положением, должна содержать, в том числе, следующие сведения:
- установленные Заказчиком требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные Заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика. Если Заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством о техническом регулировании, законодательством о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должны содержаться требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика;
- требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки.
Исходя из приведенных требований Закона о закупках и Положения о закупках АК "АЛРОСА" (ПАО) заказчик самостоятельно устанавливает требования к участнику закупки для наиболее эффективного и соответствующего определения поставляемой продукции, вместе с тем, предъявляемые заказчиком требования не должны быть необоснованными и неизмеримыми.
Пунктом 1.2.22 Документации запроса предложений установлены требования к описанию продукции: Согласие (декларация) участника на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг на условиях, указанных в документации о закупке, без направления участником собственных предложений - по форме Технического предложения, установленной в подразделе 8.4.
Согласно пункту 1.2.29 Документации запроса предложений заявка должна содержать, в том числе, коммерческое предложение по форме согласно приложению к настоящей документации и техническое предложение по форме согласно приложению к настоящей документации.
Подразделом 8.4 Документации запроса предложений установлена форма Технического предложения согласно которому форматом Технического предложения является презентация MS Power Point оформленная по шаблону (Приложение N1 к Техническому предложению).
В презентации, расположенной в приложении N1 к Техническому предложению, установлено следующее: "Участник должен напечатать 2 экземпляра газеты и передать их Заказчику по адресу: 115184, Москва, Озерковская набережная, 24 с1, контактное лицо - <_>", предоставлен файл для печати и инструкция по заполнению: "Участник должен прикрепить фото переданных образцов газеты и скан-копию/фото квитанции о вручении переданных образцов курьерской службой по адресу: 115184, Москва, Озерковская набережная, 24 с1, контактное лицо <_>"
Таким образом, Заказчик установил требование о предоставлении 2-х экземпляров газеты в составе заявки.
Одним из неценовых критериев оценки заявок согласно Документации запроса предложений является оценка образцов, предоставленных в рамках Технического предложения. Экспертной комиссией представленные Участником образцы оцениваются на предмет: точного исполнения и соответствия техническим характеристикам, указанным в Техническом задании Документации о закупке (Приложение N2), качества печати (попадания в цвет, чистота цвета, совмещение красок, отсутствие отмарывания, четкость оттисков (в том числе на последующих листах), качество запечатывания плашки), качество резки, качество сборки и скрепления, соответствие бумаги.
Согласно пояснениям АК "АЛРОСА" (ПАО) установления требование о предоставлении 2-х экземпляров газеты, Заказчик исходил из того, что газета "Вестник АЛРОСА" является основным каналом внутренней коммуникации в Группе АЛРОСА. Для завоевания внимания и авторитета у аудитории поставлена высокая планка как в части содержания, так и в части вида газеты. Работники, трудящиеся вне офиса АК "АЛРОСА" (ПАО), предпочитают читать печатное издание, и оставляют их себе на память, в связи с этим, большую важность для компании приобретает качество печати. Каждый номер газеты снабжается большим количеством фотографий, инфографиками и другими графически элементами. В связи с этим, а так же с рисками, которые несет АК "АЛРОСА" (ПАО) в случае качества печати ниже ожидаемого, нам необходимо понимать возможности печати, имеющиеся у участника закупки.
Комиссия Якутское УФАС России приходит к выводу о том, что указанное требование связано с определением соответствия поставляемого товара требованиям Заказчика, направлено на эффективное достижение целей и удовлетворения потребностей заказчика, является обоснованным и измеримым, и в целом, требование принято в соответствии с положениями Закона о закупках и применяется в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими работам, к условиям исполнения договора.
На основании изложенного, Комиссия Якутского УФАС России по рассмотрению жалобы N02-33/18.1-18 установила, что АК "АЛРОСА" (ПАО) в запросе предложений в электронной форме на разработку, верстку, производство и доставку 12 тиражей корпоративной газеты "Вестник АЛРОСА" и 4 тиражей корпоративного журнала "АЛРОСА" (извещение N 31806069615 на официальном сайте: zakupki.gov.ru) обоснованно установило требование о предоставлении в составе заявки 2-х экземпляров газеты и рассматриваемые действия АК "АЛРОСА" (ПАО) не нарушили процедуру проведения закупок, порядок проведения которых установлен Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно пункту 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
На основании вышеизложенного, и руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Якутского УФАС России по рассмотрению жалоб о нарушении процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Группа ПРСБ" на действия заказчика АК "АЛРОСА" (ПАО) (ОГРН 1021400967092, ИНН/КПП 1433000147/143301001) при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на разработку, верстку, производство и доставку 12 тиражей корпоративной газеты "Вестник АЛРОСА" и 4 тиражей корпоративного журнала "АЛРОСА" (извещение N 31806069615 на официальном сайте: zakupki.gov.ru) - необоснованной;
Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.
Председатель Комиссии: |
|
|
|
|
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 13 марта 2018 г. N 02-33/18.1-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 16.03.2018