Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии: Членов комиссии:
в присутствии представителей:
Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Орска, Управления экономики администрации г. Орска -
Администрации г.Орска -
ООО "Экспресс-проект" -
рассмотрев жалобу ООО "Экспресс-проект" на действия Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Орска, Управления экономики администрации г. Орска при проведении открытого конкурса на содержание и обслуживание территории кладбищ г. Орска (номер извещения N 0153300060618000032),
УСТАНОВИЛА:
02 марта 2018 г. в Оренбургское УФАС России поступила жалоба ООО "Экспресс-проект" (далее - Заявитель) на действия Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Орска (далее - Заказчик), Управления экономики администрации г. Орска (далее - Уполномоченный орган) при проведении открытого конкурса на содержание и обслуживание территории кладбищ г. Орска (номер извещения N 0153300060618000032) (далее - конкурс).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст.106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Заказчику, Уполномоченному органу выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части подписания контракта до рассмотрения жалобы по существу.
В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 13 марта 2018 г. 17 ч. 00 мин.
Представитель Заявителя поддержал доводы жалобы, изложенные в письменном виде в полном объеме, пояснив, что установленное Заказчиком требование о наличии опыта выполнения работ нарушают нормы Закона о контрактной системе, а именно: Оценка конкурсных заявок по показателю "опыт участника по успешному выполнению работ (оказанию услуг), сопоставимого с характером предмета контракта (содержание и обслуживание территорий кладбищ)", производится по общей сумме заключенных и исполненных в 2015-2017 годах государственных (муниципальных) контрактов и (или) гражданско-правовых договоров сопоставимого с характером предмета контракта, при этом общая сумма заключенных и исполненных контрактов должна составлять не менее 6 305 970 руб. При этом Заказчик указывает код ОКПД2-81.29.9,0001 - Услуги по чистке и уборке прочие, не включенные в другие группировки", однако требует от участника подтверждение его квалификации по уборке и очистке именно территории кладбищ. Также представитель Заявителя указал, что из-за экономической целесообразности, организации, территориально находящиеся не на территории г. Орска или Орского района не могут исполнять условия данного контракта.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа жалобу просили признать необоснованной, полностью поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях, пояснив следующее. Критерий "Квалификация" установлен Заказчиком в соответствии с Постановлением Правительства N 1085 от 28.11.2013 г., в котором сказано, что в целях выявления лучших условий контракта Заказчик может устанавливать такой показатель как "объемы успешного выполнения аналогичных работ" в качестве опыта участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера. При этом документами, подтверждающими сведения по такому показателю, могут быть представленные в составе заявки копии выполненных аналогичных контрактов (договоров) за определенный период времени.
Согласно техническому заданию документации в содержание и обслуживание территорий кладбищ в г.Орске входит ручная и механическая уборка кладбища, подметание кладбища, вывоз мусора с территории кладбища, обслуживание емкостей для воды, санитарное содержание туалетных кабин общего пользования на кладбищах. ОКПД 2 81.29.19.000 и наименование; прописанных в техническом задании услуг носят сопоставимый характер.
Извещение о проведении открытого конкурса на выполнение работ размещено на официальном сайте Российской Федерации. Данное извещение было общедоступно и доступ к нему не ограничивается территориями города Орска, города Гая, города Новотроицка Оренбургской области, или иными территориями населенных пунктов и субъектов Российской Федерации, а также местом нахождения участников закупки.
Таким образом, участниками данной закупки могли быть любые юридические лица независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, заслушав доводы сторон, пришла к следующим выводам:
09.02.2018 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru было размещено извещение и документация по открытому конкурсу на содержание и обслуживание территории кладбищ г. Орска (номер извещения N 0153300060618000032).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 6305970.07 рублей.
Конкурсная документация утверждена Заказчиком.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу ч.1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с п. 27 Постановления Правительства РФ N 1085 показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Согласно конкурсной документации Заказчиком установлено следующее: Оценка конкурсных заявок по показателю "опыт участника по успешному выполнению работ (оказанию услуг), сопоставимого с характером предмета контракта (содержание и обслуживание территорий кладбищ)", производится по общей сумме заключенных и исполненных в 2015-2017 годах государственных (муниципальных) контрактов и (или) гражданско-правовых договоров сопоставимого с характером предмета контракта, при этом общая сумма заключенных и исполненных контрактов должна составлять не менее 6 305 970 руб.
Документами, подтверждающими квалификацию участника открытого конкурса (по данному показателю), которые он может представить в составе заявки, являются:
- Копии в полной редакции заключенных государственных (муниципальных) контрактов и (или) гражданско-правовых договоров, заключенных и исполненных в 2015-2017 г. сопоставимого с характером предмета контракта (содержание и обслуживание территорий кладбищ);
- Копии актов приема выполненных работ, и (или) другие документы подтверждающие выполнение работ (оказание услуг) подписанные обеими сторонами;
Установление в конкурсной документации критерия оценки конкурсных заявок "Опыт участника по выполнению работ сопоставимого характера и объема и подтверждением данного опыта выполнения работ предоставлением государственных или муниципальных контрактов, не противоречит требованиям ст.32 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства N 1085.
Заказчиком в извещении о проведении конкурса указан код ОКПД 2 81.29.19.000. "Услуги по чистке и уборке прочие, не включенные в другие группировки".
Исходя из извещения и конкурсной документации, предметом закупки является содержание и организация территории городских кладбищ в г. Орске, что включает в себя, в том числе, и такие виды услуг как: ручная и механическая уборка кладбища, подметание кладбища, вывоз мусора с территории кладбища, обслуживание емкостей для воды, санитарное содержание туалетных кабин общего пользования на кладбищах, в связи с чем, выводы Заявителя ошибочны и основаны на неверном толковании, как норм Закона о контрактной системе, так и положений конкурсной документации.
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
К жалобе в силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Из анализа частей 1, 9 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.
Между тем, Заявителем не предоставлено доказательств невозможности участия в указанной закупке ввиду отсутствия экономической целесообразности, поскольку территориально находящийся вне г.Орска и Орского района участник не станет принимать участие в конкурсе.
Между тем, Комиссией Оренбургского УФАС России в ходе внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
На основании ч.ч. 1, 4 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 "Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки) оценка - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с п. 4 Правил оценки в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с п. 28 Правил оценки оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 Правил оценки.
Пунктом 10 Правил оценки установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В силу п. 11 Правил оценки для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил оценки в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Пунктом 20 Правил оценки установлено, что оценка по нестоимостным критериям (показателям), за исключением случаев оценки по показателям, указанным в подпунктах а и в пункта 25 настоящих Правил, и случаев, когда заказчиком установлена шкала оценки, осуществляется в порядке, установленном пунктами 21 - 24 настоящих Правил.
Согласно п. 29 Правил оценки для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
Конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации (ч. 5 ст. 53 Закона о контрактной системе).
Согласно конкурсной документации, Заказчиком установлено следующее:
Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величин значимости этих критериев и порядок оценки
Критерии оценки
Наименование критерия |
Величина значимости критерия |
Коэффициент значимости показателя критерия |
Цена контракта |
60 % |
0,6 |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, в том числе: |
40%, в т.ч.:
|
0,4, в т.ч.: |
2.1 Опыт участника по успешному выполнению работ (оказанию услуг), сопоставимого с характером предмета контракта |
100% |
1 |
Согласно п.44 Конкурсной документации оценка конкурсных заявок по показателю "опыт участника по успешному выполнению работ (оказанию услуг), сопоставимого с характером предмета контракта (содержание и обслуживание территорий кладбищ)", производится по общей сумме заключенных и исполненных в 2015-2017 годах государственных (муниципальных) контрактов и (или) гражданско-правовых договоров сопоставимого с характером предмета контракта, при этом общая сумма заключенных и исполненных контрактов должна составлять не менее 6 305 970 руб. Контракты должны быть без применения санкций: в виде штрафа и/или пени и/или неустойки и/или взыскания убытков.
В соответствии с пунктом 23 Правил для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наибольшее значение критерия оценки (показателя).
Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБi), определяется по формуле:
НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кmax),
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
В случае если используется один показатель, КЗ = 1;
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе).
В случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений участниками закупки, между такими сведениями и количеством присваеваемых баллов должна быть зависимость, которая определяется посредством необходимой формулы или шкалы и выражается в их взаимном соотношении друг с другом, а именно: определенное количество присваеваемых баллов соответствует определенному показателю, в свою очередь, возможное количественное изменение показателя оценки обязательно должно изменять количество присваеваемых баллов в соответствии с предусмотренными пунктом 11 Правил интервалами их изменений или используемой формулой.
Этот вывод следует и из содержания пункта 29 Правил, предписывающего, что для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
Введение заказчиком такого коэффициента означает, что количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки, будет увеличено или уменьшено по условиям выбора лучшего предложения конкурса на размер коэффициента. Такая корректировка будет иметь пропорциональный, то есть соразмерный, характер, обусловленный результатами арифметического, а не произвольного вычисления.
Возможные показатели нестоимостных критериев оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" предусмотрены п.27 Правил.
Вместе с тем, Комиссия Оренбургского УФАС России приходит к выводу, что присвоение баллов при оценке заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" на основе представленной информации в заявке на участие в открытом конкурсе может привести к нарушению принципа обеспечения конкуренции и не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта.
На основании вышеизложенного, в действиях Заказчика имеются нарушения ч. 8 ст. 32, п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе и п. 28 Правил оценки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь п.2 ч.22 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Экспресс-проект" на действия Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Орска, Управления экономики администрации г. Орска при проведении открытого конкурса на содержание и обслуживание территории кладбищ г. Орска (номер извещения N 0153300060618000032), необоснованной.
2. Признать Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Орска, Управление экономики администрации г. Орска нарушившими ч. 8 ст. 32, п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Орска, Управлению экономики администрации г. Орска предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу для рассмотрения вопроса о наличии в действиях Заказчика нарушений антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 16 марта 2018 г. N 08-07-87/2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 16.03.2018