Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров, в составе:
председателя комиссии: |
- Шевченко Владимира Ивановича, руководителя управления; |
членов комиссии: |
- Константинова Владимира Алексеевича, главного специалиста-эксперта отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования; - Пятериковой Евгении Андреевны, специалиста-эксперта отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования, |
рассмотрев дело N 06-10/29-18, возбужденное по жалобе индивидуального предпринимателя Л. (вх. N 1191 от 28.02.2018) на действия заказчика - акционерного общества "Научно-производственный центр "Полюс" (ИНН: 7017171342) (далее - АО "НПЦ "Полюс") при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку моющих средств (Извещение N 31806064350), в присутствии ИП Л., представителя АО "НПЦ "Полюс" - М.,
УСТАНОВИЛА:
28 февраля 2018 года в Томское УФАС России поступила жалоба ИП Л. на действия заказчика - АО "НПЦ "Полюс" при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку моющих средств (Извещение N 31806064350).
Из жалобы следует, что при проведении аукциона заказчик в нарушение требований п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) неправомерно отказал в допуске к участию в торгах заявки ИП Л. на основании п. 4.12.8 (4) документации о закупке.
Представитель заказчика на заседании Комиссии пояснила, что заявка участника электронного аукциона ИП Л. отклонена, поскольку содержала недостоверные сведения к описанию продукции, предлагаемой к поставке. ИП Л. предложено поставить очиститель универсальный "Kolibriya-2000", подходящий в том числе для очистки обивки из кожзама. При анализе заявки комиссией заказчика было выявлено, что предлагаемый участником продукт не соответствует требованиям, которые указаны в техническом задании заказчика, а именно в соответствии с данными официального производителя очиститель универсальный "Kolibriya-2000" предназначен для эффективного удаления с кузова, пластиковых и виниловых деталей загрязнений, следов маркера, мелких капель битума. Может использоваться для очистки легкосплавных дисков, хромированных деталей. Безопасен для большинства типов лакокрасочного покрытия и глянцевых пластиков. Применяется для регулярной уборки и дезинфекции сантехники. Таким образом, жалоба ИП Л. удовлетворению не подлежит. В полном объеме доводы представителя АО "НПЦ "Полюс" содержатся в пояснениях по доводам жалобы.
Комиссия, изучив доводы жалобы, заслушав пояснения сторон, представленные документы и сведения, установила следующее:
Согласно ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Феде рации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными, регламентирующими правила закупки (положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
1 декабря 2015 года решением Наблюдательного Совета Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (протокол от 01.12.2015 N 3/2015) утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (далее - Положение о закупке).
Согласно Протоколу N 09/2016СД заочного заседания Совета директоров АО "НПЦ "Полюс" от 7 июля 2016 года АО "НПЦ "Полюс" утверждено Положение о закупке путем присоединения к Положению о закупке товаров, работ, услуг государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос".
Таким образом, при осуществлении закупок товаров, работ и услуг АО "НПЦ "Полюс" руководствуется Законом N 223-ФЗ и Положением о закупке.
29 января 2018 года заказчиком - АО "НПЦ "Полюс" размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку моющих средств с начальной (максимальной) ценой договора: 3 355 964 руб. (Извещение N 31806064350).
Согласно Протоколу рассмотрения первых частей заявок от 26.02.2018 на участие в открытом аукционе поступило девять заявок. Участнику под номером 9 (номер заявки 712873) отказано в допуске к участию в закупке на основании п. 4.12.8(4) документации о закупке за наличие в составе первой части заявки недостоверных сведений к описанию продукции, предлагаемой к поставке.
В силу п. 4.12.2 документации о закупке в рамках рассмотрения первых частей заявок (отборочная стадия) ЗК принимает решение о признании заявок соответствующими либо не соответствующими требованиям документации о закупке на основании установленных в пункте 21 информационной карты измеряемых критериев отбора.
Пунктом 21 информационной карты предусмотрены критерии отбора первых частей заявок, в том числе критерии соответствия предлагаемой продукции и условий исполнения договора требованиям, установленным в разделах 8 - 9 документации о закупке и пункте 9 Информационной карты; отсутствия в составе первой части заявки недостоверных сведений.
Согласно п. 25 технического задания заказчиком установлены требования к закупаемой продукции, а именно к очистителю универсальному. В указанном пункте определены технические требования к продукции, а именно: "Мощное универсальное очищающее средство, подходит для чистки обивки из кожзама и пластиковых поверхностей. Должен удалять следы от наклеек, скотча, надписи сделанные пермаментным маркером. Средство не подлежит смыванию. Пластиковый не прозрачный флакон объемом 600 мл. с триггером. Профоам 2000 или эквивалент".
На основании пп. 2 п. 4.6.1 документации о закупке описание продукции должно быть подготовлено участником процедуры закупки в соответствии с требованиями настоящего подраздела и может быть представлено в виде подробного предложения участника процедуры закупки в отношении продукции, включающего в себя предложения в отношении функциональных характеристик потребительских свойств, количественных и качественных характеристик продукции, отличные от требований документации о закупке или эквивалентные им в случае, когда такой способ описания продукции требовался в соответствии с документацией о закупке.
В соответствии с п. 4.6.3 документации о закупке при описании продукции участник процедуры закупки обязан подтвердить соответствие поставляемой продукции требованиям документации о закупке в отношении всех показателей, которые в ней установлены.
В заявке ИП Л. (заявки N 712873) заявителем предложен к поставке очиститель универсальный "Kolibriya-2000" со следующими характеристиками: "Мощное универсальное очищающее средство, подходит для очистки обивки из кожзама и пластиковых поверхностей. Удаляет следы от наклеек, скотча, надписи, сделанные перманентным маркером. Средство не подлежит смыванию. Пластиковый не прозрачный флакон объемом 600 мл. с триггером".
Пунктом 4.12.5 документации о закупке установлено, что на этапе рассмотрения заявок ЗК вправе проверить актуальность и достоверность предоставленных в составе заявки документов и сведений путем использования официальных сервисов органов государственной власти или иным законным способом.
Закупочная комиссия АО "НПЦ "Полюс" рассмотрела первые части заявок на участие в аукционе в соответствии с требованиями и условиями, установленными в документации о закупке, и решила отказать в допуске к участию в закупке участнику N 9 (ИП Л., заявка N 712873) на основании п. 4.12.8(4) документации о закупке за наличие в составе первой части заявки недостоверных сведений документации о закупке к описанию продукции, предлагаемой к поставке.
В протоколе рассмотрения первых частей заявок от 26.02.2018 закупочной комиссией заказчика приведен сравнительный анализ технических характеристик товара, предлагаемого участником, и товара, необходимого заказчику, в результате выявлены следующие несоответствия в описании характеристик товара (очистителя универсального), предлагаемого ИП Л.:
Требования Заказчика |
Значение, предлагаемое участником процедуры закупки |
Данные из официального сайта производителя Kolibriya |
очиститель универсальный Мощное универсальное очищающее средство, подходит для чистки обивки из кожзама и пластиковых поверхностей. Должен удалять следы от наклеек, скотча, надписи сделанные пермаментным маркером. Средство не подлежит смыванию. Пластиковый не прозрачный флакон объемом 600 мл. с триггером. Профоам 2000 или эквивалент |
очиститель универсальный "Kolibriya-2000" Мощное универсальное очищающее средство, подходит для чистки обивки из кожзама и пластиковых поверхностей. Удаляет следы от наклеек, скотча, надписи сделанные пермаментным маркером. Средство не подлежит смыванию. Пластиковый не прозрачный флакон объемом 600 мл. с триггером. |
Универсальный очиститель Kolibriya-2000 Эффективно удаляет с кузова, пластиковых и виниловых деталей загрязнения, следы скотча и наклеек, следы маркера, мелкие капли битума. Может использоваться для очистки легкосплавных дисков, хромированных деталей. Безопасен для большинства типов лакокрасочного покрытия и глянцевых пластиков. Применяется для регулярной уборки и дезинфекции сантехники и кухни. |
На основании вышеуказанного, заявка заявителя отклонена за наличие в составе первой части заявки недостоверных сведений документации о закупке к описанию продукции, предлагаемой к поставке, а именно сведений о том, что очиститель универсальный "Kolibriya-2000" подходит для чистки обивки из кожзама.
Согласно п. 4.12.3 документации о закупке участники процедуры закупки, заявки которых признаны соответствующими требованиям документации о закупке, допускаются к проведению процедуры аукциона и признаются участниками закупки. Участники процедуры закупки, заявки которых признаны не соответствующими требованиям документации о закупке, в дальнейшей процедуре закупки не участвуют.
На основании пп. 4 п. 4.12.8 ЗК отклоняет заявку участника процедуры закупки за наличие в составе первой части заявки на участие в аукционе недостоверных сведений.
Комиссия Томского УФАС России, изучив заявку ИП Л., требования, установленные заказчиком к поставляемому товару - универсальному очистителю, сведения, размещенные на официальном Интернет-сайте дистрибьютора продукции торговой марки Kolibriya на территории Российской Федерации (в т. ч. каталоге продукции Kolibriya), пришла к выводу о том, что заявка Л. содержала недостоверные сведения о характеристиках универсального очистителя "Kolibriya-2000" в части его использования для чистки обивки из кожзама. Таким образом, жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Согласно ч. 17 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
На основании ч. 4 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Из вышеуказанного следует, что при заключении договоров заказчиком должен быть учтен 10-дневный срок, предусмотренный ч. 4 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ для реализации права участников закупки на обжалование действий заказчика (организатора торгов).
В п. 28 информационной карты установлен срок заключения договора не позднее 20 (двадцати) дней после официального размещения протокола рассмотрения вторых частей заявок (подведения итогов).
В силу пп. 1, 2 п. 20.2.1 Положения о закупке договор по итогам процедуры закупки заключается:
(1) в случае проведения торгов - не позднее 30 (тридцати) дней после официального размещения протокола, которым были подведены итоги торгов, если иной срок не был указан в извещении и (или) документации о закупке;
(2) в случае проведения процедуры закупки в иной, отличной от торгов форме - не позднее 20 (двадцати) дней после официального размещения протокола, которым были подведены итоги закупки, если иной срок не был указан в извещении и (или) в документации о закупке.
На основании вышеуказанного, в соответствии с Положением о закупке заказчик вправе заключить договор ранее 10-дневного срока, предусмотренного ч. 4 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ для реализации права участников закупки на обжалование действий заказчика (организатора торгов), но не позднее 30 (тридцати) дней после официального размещения протокола в случае проведения торгов и не позднее 20 (двадцати) дней после официального размещения протокола в случае проведения процедуры закупки в иной, отличной от торгов форме.
Сокращение заказчиком законодательно установленного десятидневного срока, до истечения которого договор не может быть заключен, является нарушением требований статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ, следовательно, заключение договора по результатам закупки, не учитывающего закрепленной в Законе N 135-ФЗ процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона N 135-ФЗ, лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.
В силу требований ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
На основании требований вышеуказанных положений действующего законодательства разрабатываемое участником закупки Положение о закупках не должно вступать в противоречие с Законом N 135-ФЗ в соответствующей части, а напротив, призвано обеспечивать реализацию права на защиту в административном порядке путем установления соответствующего порядка заключения договоров по результатам торгов.
Сокращение либо исключение указанного в ч. 4 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ срока направлено на снижение эффективности защиты гражданских прав.
Данная позиция подтверждается судебной практикой, в том числе Определением Верховного Суда РФ от 02.02.2016 N 309-КГ15-14384 по делу N А60-28335/2014, Определением Верховного Суда РФ от 14.08.2015 N 309-КГ15-9420 по делу N А60-38734/2014.
Таким образом, в Положении о закупке заказчика нарушаются требования ч. 4 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ.
С учетом изложенного, имеются основания для выдачи АО "НПЦ "Полюс" предписания о совершении действий, направленных на соблюдение требований ч. 4 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ в части установления срока заключения договора не ранее 10 дней со дня подведения итогов торгов для реализации права участников закупки на обжалование действий заказчика (организатора торгов).
Изучив материалы дела, а также пояснения участвующих в деле лиц, руководствуясь ч. ч. 4, 17, 20 ст. 18.1, ст. 23 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", ст. 1-3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Л. на действия заказчика - АО "НПЦ "Полюс" (ИНН: 7017171342) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку моющих средств (Извещение N 31806064350) необоснованной.
Выдать АО "НПЦ "Полюс" предписание о совершении действий, направленных на соблюдение требований ч. 4 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ в части установления срока заключения договора не ранее 10 дней со дня подведения итогов торгов.
Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 12 марта 2018 г. N 06-10/29-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.03.2018