Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Скорость" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГКУ "Главное управление строительства Краснодарского края" при проведении уполномоченным органом - департаментом по регулированию контрактной системы Краснодарского края электронного аукциона: "Выполнение подрядных работ по объекту: "Реконструкция тренировочной площадки, г. Геленджик, ул. Солнцедарская, д.1з, в том числе проектные и изыскательские работы" (Строительство подъездных путей (дороги не общего пользования)" (извещение N 0318200063918000249) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе. Заказчиком при описании объекта закупки установлены избыточные требования к товарам, а также требования, не соответствующие ГОСТ.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился. Аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - департаментом по регулированию контрактной системы Краснодарского края проводился электронный аукцион: "Выполнение подрядных работ по объекту: "Реконструкция тренировочной площадки, г. Геленджик, ул. Солнцедарская, д.1з, в том числе проектные и изыскательские работы" (Строительство подъездных путей (дороги не общего пользования)" (извещение N 0318200063918000249).
Начальная (максимальная) цена контракта - 11529785,00 рублей.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На основании п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
- в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В приложении к разделу 2 "Сведения о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ" заказчиком установлены следующие требования к товарам (материалам):
- п.7 "Мастика битумно-резиновая":
7 |
Мастика битумно-резиновая |
|
Мастика битумно-резиновая изолирующая по ГОСТ 15836-79 |
Соответствие |
Класс |
ЭБК-1 |
В соответствии с ГОСТ 15836-79мастика в зависимости от температуры размягчения подразделяется на марки: МБР-65, МБР-75, МБР-90 и МБР-100.
Таким образом, ГОСТ 15836-79 не содержит указания на мастику битумно-резиновую класса ЭБК-1.
Аналогичные нарушения допущены заказчиком по п.4, п.5 приложения к разделу 2 "Сведения о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ".
4 |
Битум |
|
Битум по ГОСТ 9548-74 для кровельных мастик |
Соответствие |
Марка |
БНМ 55/60 |
|||
5 |
Битум |
|
Битум по ГОСТ 9548-74 для кровельных мастик |
Соответствие |
Марка |
БНД 75/35 |
В соответствии с ГОСТ 9548-74 в зависимости от применения кровельные нефтяные битумы вырабатывают следующих марок:
БНК-40/180 - битум для пропитки;
БНК-45/190 - битум для пропитки и получения покровного битума;
БНК-90/30 - битум для покровного слоя.
Таким образом, ГОСТ 9548-74 не содержит требований к маркам битума БНМ 55/60, БНД 75/35.
Вместе с тем, в соответствии с пояснениями заказчика при формировании описания объекта закупки по п.4, п.5, п.7 были допущены технические ошибки в части указания класса мастики битумно-резиновой ЭБК-1 и марок битума (БНМ 55/60, БНД 75/35). Заказчику необходима мастика битумно-резиновая, соответствующая ГОСТ 15836-79 и битум для кровельных мастик по ГОСТ 9548-74.
Таким образом, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
- п.8 "Мелкозернистая плотная горячая асфальтобетонная смесь и асфальтобетон":
8 |
Мелкозернистая плотная горячая асфальтобетонная смесь и асфальтобетон |
|
Мелкозернистая плотная горячая асфальтобетонная смесь и асфальтобетон для верхних слоев покрытия по ГОСТ 9128-2013 |
Соответствие
|
Тип |
Б |
|||
Марка |
II |
По мнению заявителя, требование заказчика о поставке плотной горячей смеси марки II, противоречит ГОСТ 9128-2013, поскольку плотная горячая смесь может быть только марки I.
В соответствии с ГОСТ 9128-2013 смеси и асфальтобетоны в зависимости от показателей физико-механических свойств и применяемых материалов подразделяют на марки, указанные в таблице 1.
Вид и тип смесей и асфальтобетонов |
Марка |
Горячие: |
|
- высокоплотные |
I |
- плотные типов: |
|
А |
I, II |
Б, Г |
I, II, III |
В, Д |
II, III |
- пористые |
I, II |
- высокопористые щебеночные |
I |
- высокопористые песчаные |
II |
Холодные: |
|
- типов: |
|
Бх, Вх |
I, II |
Гх |
I, II |
Дх |
II |
- высокопористые щебеночные |
I |
Согласно таблице 1 ГОСТ 9128-2013 плотные горячие смеси типа Б бывают марок I, II, III.
Таким образом, данный довод заявителя не находит своего подтверждения.
По п.1, п.2 заказчиком установлены следующие требования:
Бортовой камень БР 100.30.18 |
|
Длина, мм |
1000 |
Ширина, мм |
180 |
||
Тип камней |
Прямые рядовые |
||
|
Соответствие |
||
Класс бетона по прочности на сжатие |
В30 |
||
Марка бетона по морозостойкости |
Не ниже F200 |
||
Высота, мм |
300 |
||
Бортовой камень БР 100.20.8 |
|
Длина, мм |
1000 |
Ширина, мм |
80 |
||
Тип камней |
Прямые рядовые |
||
|
Соответствие |
||
Класс бетона по прочности на сжатие |
В22,5 |
||
Марка бетона по морозостойкости |
Не ниже F200 |
||
Высота, мм |
200 |
Заявитель указывает, что установленная заказчиком марка по морозостойкости не соответствует ГОСТ 26633-2015.
В соответствии с пояснениями заказчика требования к бортовым камням установлены в соответствии с ГОСТ 6665-91.
Согласно ГОСТ 6665-91 марку бетона по морозостойкости принимают по проекту строительства, но не ниже указанной в табл.3, в зависимости от расчетной температуры наружного воздуха наиболее холодной пятидневки района строительства и указывают в заказе на изготовление камней.
Таблица 3
|
|
|
|
|
|
Расчетная температура наружного воздуха наиболее холодной пятидневки района строительства, °С |
Марка бетона по морозостойкости |
||||
Ниже |
-45 |
|
|
|
F300 |
От |
-15 |
до |
-45 |
включ. |
F200 |
" |
-5 |
до |
-15 |
включ. |
F150 |
" |
0 |
до |
-5 |
включ. |
F100 |
Таким образом, заказчиком установлены требования к морозостойкости бетона в соответствии с ГОСТ 6665-91 "Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия".
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Скорость" обоснованной в части наличия нарушений п.2) ч.1 ст.33, п.1), п.2) ч.1 ст.64, ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях заказчика - ГКУ "Главное управление строительства Краснодарского края" нарушение п.2) ч.1 ст.33, п.1), п.2) ч.1 ст.64, ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - ГКУ "Главное управление строительства Краснодарского края", уполномоченному органу - департаменту по регулированию контрактной системы Краснодарского края (отраслевой комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N138
по делу NЭА-304/2018 о нарушении
законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
14 марта 2018 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), на основании своего решения от 14.03.2018 г. по делу NЭА-304/2018, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО "Скорость" на действия заказчика - ГКУ "Главное управление строительства Краснодарского края" при проведении уполномоченным органом - департаментом по регулированию контрактной системы Краснодарского края электронного аукциона: "Выполнение подрядных работ по объекту: "Реконструкция тренировочной площадки, г. Геленджик, ул. Солнцедарская, д.1з, в том числе проектные и изыскательские работы" (Строительство подъездных путей (дороги не общего пользования)" (извещение N 0318200063918000249) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе), руководствуясь ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе предписывает:
1. Заказчику, уполномоченному органу устранить нарушение п.2) ч.1 ст.33, п.1), п.2) ч.1 ст.64, ч.3 ст.7 Закона о контрактной, а именно: Уполномоченному органу (отраслевой комиссии) рассмотреть первые части заявок, поданные участниками закупки до окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе и в отношении которых участниками закупки внесено обеспечение, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 14.03.2018 г. по делу NЭА-304/2018, а именно: при рассмотрении первых частей заявок участников в отношении п.4 Битум, п.5 Битум, п.7 Мастика битумно-резиновая приложения к разделу 2 "Сведения о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ" не учитывать наименование и значение показателя по п.7 "класс - ЭБК-1", по п.4 "марка - БНМ 55/60", по п5 "марка - БНД 75/35".
2. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 5-ти рабочих дней со дня его получения.
3. В срок до 30.03.2018 г. представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в установленном законом порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч.25 ст.99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 14 марта 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.03.2018