Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, (далее - Комиссия) в присутствии представителей:
- Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области (далее - Организатор торгов),
- Министерства лесного хозяйства Тверской области (Продавец права на заключение договора аренды лесного участка, Заказчик),
в присутствии Индивидуального предпринимателя *** (далее - Заявитель),
рассмотрев жалобу Заявителя в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) и проведя внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Тверское УФАС России 18.12.2017 поступила жалоба Заявителя (c уточнениями от 20.12.2017) о нарушении порядка организации и проведения торгов при проведении открытого аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, (извещение N 281117/0127777/01) в части:
- размещения не соответствующей требованиям действующего законодательства проектной документации лесного участка (схема расположения проектируемого лесного участка не соответствует требованиям, утвержденным приказом Минприроды России N 54; графические материалы, размещенные на сайте в силу низкого качества являются нечитаемыми, не позволяющими идентифицировать объект аренды; проектная документация в нарушения требований Лесного кодекса не утверждена в установленном порядке);
- необоснованного установления требования о заключении Соглашения о задатке, в связи с чем, Заявитель, находясь за территорией Тверской области, лишен возможности подать заявку в установленные сроки и оплатить задаток за участие в аукционе при отсутствии соглашения о задатке.
Рассмотрение жалобы было назначено на 22.12.2017 г., уведомлением от 27.12.2017 в соответствии с частью 14.1 статьи 18.1 Закона рассмотрение жалобы перенесено на 09.01.2018.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Закона в соответствии с правилами статьи 18.1 Закона антимонопольный орган рассматривает жалобы, в том числе на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Отношения, связанные с проведением аукционов по продаже прав на заключение договоров аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, регулируются главой 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) и принятыми в соответствии с ним Методическими указаниями по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже прав на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в соответствии со статьями 78 - 80 ЛК РФ, утвержденными приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 24.02.2009 N 75 (далее - Методические указания).
Статьей 79 ЛК РФ установлен порядок организации проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений.
Согласно части 1 статьи 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений:
- предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду (в том числе организация и проведение соответствующих торгов), безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих торгов), принятие решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключение соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда (пункт 2).
Пунктом 1 постановления Правительства Тверской области от 26.06.2012 N 353-пп "Об организации аукционов по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, и (или) продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений" (далее - Постановление) определено, что Министерство лесного хозяйства Тверской области является продавцом права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, и (или) продавцом права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, осуществляющим отдельные полномочия организатора аукциона, предусмотренные Постановлением, а Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области - организатором аукционов по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, и (или) договора купли-продажи лесных насаждений.
Таким образом, жалоба подлежит рассмотрению антимонопольным органом в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона.
Как указано выше, Тверским УФАС России рассмотрение жалобы было назначено на 22.12.2017 г., в соответствии с частью 14.1 статьи 18.1 Закона срок рассмотрения жалобы был продлен до 09.01.2018 г.
Организатор торгов считает доводы, изложенные в жалобе, несостоятельными, а жалобу - не подлежащей удовлетворению, представил письменные пояснения по существу жалобы.
Заказчик поддержал доводы Организатора торгов, считает доводы, изложенные в жалобе, несостоятельными, а жалобу - не подлежащей удовлетворению, представил письменные пояснения по существу жалобы.
Комиссия, рассмотрев представленные материалы, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, установила следующее.
28.11.2017 Организатором торгов на сайте https://torgi.gov.ru размещены извещение N 281117/0127777/01 о проведении открытого аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка и документация об аукционе, с приложениями, проектная документация.
Согласно извещению и документации об аукционе начальный размер ежегодного платежа составляет 33 296 280 руб.; начальная цена за весь срок аренды - 832 407 000 руб.; срок аренды - 25 лет.
1. Согласно части 6 статьи 79 ЛК РФ (в редакции ЛК РФ, действовавшей на момент проведения торгов) Организатор аукциона обязан подготовить документацию об аукционе, которая наряду со сведениями, указанными в извещении о проведении аукциона, должна содержать:
1) проектную документацию лесного участка;
2) кадастровый паспорт лесного участка или сведения о местоположении лесных насаждений;
3) сведения о величине повышения начальной цены предмета аукциона ("шаге аукциона"). "Шаг аукциона" устанавливается в размере, не превышающем пяти процентов от начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины);
4) сведения о форме заявки на участие в аукционе, порядке и сроках ее подачи;
5) сведения о размере задатка, сроке и порядке его внесения, реквизиты счета для перечисления задатка. При этом задаток устанавливается в размере от десяти до ста процентов от начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины);
6) проект договора аренды лесного участка или договора купли-продажи лесных насаждений.
Согласно части 7 статьи 70.1 ЛК РФ проектная документация лесного участка утверждается решением органа государственной власти, органа местного самоуправления, осуществляющих полномочия по предоставлению в пользование лесного участка в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ.
Из представленных в материалы дела документов и пояснений следует, что проектная документация лесного участка в соответствии со статьей 70.1 ЛК РФ утверждена приказом Министерства лесного хозяйства Тверской области от 23.01.2017 N 5/1-пд (данный приказ вступает в силу со дня подписания и действует два года).
Таким образом, доводы Заявителя о неутверждении проектной документации в установленном порядке не находят своего подтверждения и являются необоснованными.
Согласно части 12 статьи 70.1 ЛК РФ требования к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядок ее подготовки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Требования к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядок ее подготовки, утверждены приказом Минприроды России от 03.02.2017 N 54.
Как указано выше, в своей жалобе Заявитель указал, что проектная документация не соответствует требованиям, утвержденным приказом Минприроды России от 03.02.2017 N 54.
Согласно пункту 3 Требований к составу и содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки, утвержденных приказом Минприроды России от 03.02.2017 N 54, (далее - Требования) проектная документация лесного участка подготавливается в виде единого документа, состоящего из текстовой части и графической части - схемы расположения проектируемого лесного участка (рекомендуемый образец в приложении к Требованиям).
Согласно пункту 6 Требований схема расположения проектируемого лесного участка (далее - Схема) должна содержать сведения о местоположении и границах проектируемого лесного участка на территории лесничества (лесопарка).
Подготовка Схемы осуществляется с учетом данных государственного лесного реестра, картографических материалов лесоустройства и иных документов, на которых указываются местоположение и границы проектируемого лесного участка, границы лесничеств (лесопарков), участковых лесничеств, лесных кварталов, частей лесотаксационных выделов, ранее образованных лесных участков, номера лесных кварталов и лесотаксационных выделов (в зависимости от выбранного масштаба), используемый численный масштаб, а также геоданные и каталог координат характерных точек границ проектируемого лесного участка в системе координат, применяемой при ведении Единого государственного реестра недвижимости.
В силу положений статьи 70.1 ЛК РФ проектная документация лесных участков осуществляется при проектировании лесных участков, в которой указываются площадь проектируемого лесного участка, описание его местоположения и границ, целевое назначение и вид разрешенного использования лесов, а также иные количественные и качественные характеристики лесных участков. Сведения, воспроизведенные в графической и текстовой форме проектной документации лесного участка, в первую очередь являются основанием для образования земельного участка и учета лесных участков в составе земель лесного фонда (статья 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, Организатором торгов размещена проектная документация согласно требованиям части 6 статьи 79 ЛК РФ, в такой документации содержатся сведения о местоположении лесных насаждений, а также характеристики и объем древесины лесных насаждений; указаны подробные сведения о лесных насаждениях: наименования участковых лесничеств; номера кварталов; выделов и делянок; площадь участков; породный состав лесных насаждений; объем заготовки по категориям древесины; вид использования лесов (целевого назначения); сведения о наличии обременений размещены в извещении о проведении торгов (согласно части 4 статьи 79 ЛК РФ).
Комиссия отмечает, что часть из размещенных на официальном сайте графических материалов, действительно, являются трудно читаемыми (не читаемость ряда номеров), вместе с тем, имеющиеся вышеуказанные сведения в документации позволяют потенциальным участникам идентифицировать объект аренды.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия считает, что спорная проектная документация, извещение и аукционная документация с приложениями содержали в необходимой степени сведения по предмету аукциона.
Таким образом, в данной части доводы Заявителя являются необоснованными.
2. Как указано выше, в соответствии с пунктами 4 и 5 части 6 статьи 79 ЛК РФ документация об аукционе наряду со сведениями, указанными в извещении о проведении аукциона, должна содержать сведения о форме заявки на участие в аукционе, порядке и сроках ее подачи (пункт 4); сведения о размере задатка, сроке и порядке его внесения, реквизиты счета для перечисления задатка. При этом задаток устанавливается в размере от десяти до ста процентов от начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины) (пункт 5).
Согласно части 5 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) участники торгов вносят задаток в размере, сроки и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их.
В силу части 2 статьи 380 ГК РФ соглашение о задатке независимо от суммы задатка должно быть совершено в письменной форме.
В соответствии с приказом Минсельхоза России от 24.02.2009 N 75 "Об утверждении Методических указаний по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в соответствии со статьями 78 - 80 Лесного кодекса Российской Федерации" организатор аукциона в соответствии с законодательством Российской Федерации при проведении аукциона заключает с заявителями соглашение о задатке. Условием участия в аукционе является внесение заявителем задатка на счет организатора аукциона. Соглашение о задатке заключается в течение двух дней со дня приема (пункт 17 указанного приказа).
Согласно постановлению Правительства Тверской области N 353-пп Министерство осуществляет заключение соглашений на прием задатков для участия в аукционе и прием задатков.
В аукционной документации установлено, что порядок уплаты и возвращение задатка определяются организатором аукциона и заявителем в соглашении о задатке (далее - соглашение). Для заключения соглашения заявитель обращается к организатору аукциона с заявлением о заключении соглашения (Приложение N 3 к документации об аукционе). Указанное заявление должно содержать сведения о заявителе, платежные реквизиты заявителя, на которые в установленных законом случаях задаток должен быть возвращен, а также способ получения заявителем экземпляра соглашения ("по почте" или "нарочно"). Заявление подается в общем порядке, предусмотренном для заявлений и обращений. Соглашение заключается организатором аукциона с заявителем в течение 2 (двух) рабочих дней с момента обращения. В случае если в заявлении о заключении соглашения указан способ получения экземпляра соглашения "нарочно", то заявитель в течение 2 (двух) рабочих дней получает экземпляр соглашения у организатора аукциона самостоятельно. В случае если в заявлении о заключении соглашения указан способ получения экземпляра соглашения "по почте" или не указан вообще, то организатором аукциона направляется заявителю экземпляр соглашения по почте в течение 2 (двух) рабочих дней с момента обращения.
По мнению, Комиссии установление такого требования о заключении соглашение о задатке не противоречит действующему законодательству, в том числе, согласуется с арбитражной практикой (арбитражное дело N А21-1046/2012).
При этом в информационной карте документации об аукционе в соответствии с пунктом 5 части 6 статьи 79 ЛК РФ содержатся сведения о размере задатка, сроке и порядке его внесения, реквизиты счета для перечисления задатка, что не препятствует потенциальным участникам (в том числе и тем, кто находиться за пределами Тверской области) перечислить задаток на указанные в документации реквизиты.
Кроме того, содержание документации об аукционе не свидетельствует о необходимости явки к организатору торгов для заключения вышеуказанного соглашения, незаключение такого соглашения о задатке (отсутствие в составе заявки такого соглашения), не является основанием для отказа в допуске к участию в аукционе, указанным в пункте 8 инструкции по подготовке заявок.
В данной части Заявителем не представлены нормативно обоснованные доводы о нарушении порядка организации и проведения торгов со ссылкой на конкретные нормы лесного законодательства, которые, по мнению Заявителя, были нарушены обжалуемыми действиями.
Таким образом, в данной части жалоба Заявителя является необоснованной.
В связи с изложенным, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Индивидуального предпринимателя *** необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 9 января 2018 г. N 05-6/2-58-2017
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.01.2018