Резолютивная часть решения оглашена "24" ноября 2016 года г. Тверь
В полном объеме решение изготовлено "08" декабря 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее - Комиссия, Тверское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии: Посохова Л.В., заместитель руководителя управления,
члены Комиссии:
Манюгина Е.И., начальник отдела контроля органов власти,
Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
рассмотрев дело N 04-6/1-3-2016 по признакам нарушения Администрацией Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области (далее - Администрация) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
в присутствии на заседании представителей:
- ООО "Тверь Водоканал": <***> (по доверенности от 31.03.2016 N 53/2016),
- Администрации: <***> - Главы Администрации (решение Совета депутатов Эммаусского сельского поселения от 12.04.2014 N 43) и <***> (по доверенности от 24.10.2016 N 21),
- ООО "Сервис-Тверь": <***> и <***> (по доверенностям от 24.11.2016 б/н),
- ООО "Жилищник": <***> (по доверенности от 13.06.2016 б/н),
УСТАНОВИЛА:
Настоящее дело возбуждено по заявлению ООО "Тверь Водоканал" в связи с размещением Администрацией на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru сообщения о предложении инвестора N 290416/11085234/01 о заключении единого концессионного соглашения на объекты теплоснабжения и водоснабжения (водоотведения), тем самым, лишив ООО "Тверь Водоканал" возможности претендовать и в последующем стать участником рынка услуг водоснабжения (водоотведения).
В результате проведенного анализа материалов, полученных в ходе рассмотрения настоящего дела, а также анализа правовых актов, регулирующих полномочия органов местного самоуправления и порядок доступа хозяйствующих субъектов к объектам коммунальной инфраструктуры, установлено следующее.
Порядок заключения концессионного соглашения имеет свою специфику и регулируется нормами Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон о концессионных соглашениях).
Согласно части 1 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 Закона о концессионных соглашениях.
Статьей 37 Закона о концессионных соглашениях предусмотрен порядок заключения концессионных соглашений без проведения конкурса.
Администрация в порядке статьи 37 Закона о концессионных соглашениях 29.04.2016 опубликовала на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru (далее - сайт) сообщение о предложении инвестора N 290416/11085234/01 о заключении концессионного соглашения.
Инициатором заключения концессионного соглашения выступило ООО "Сервис-Тверь" (170032, г. Тверь, Московское шоссе, д. 83, ОГРН 1156952012360, ИНН 6950036197), которое 14.04.2016 направило в адрес Администрации предложение о заключении единого концессионного соглашения на объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
До получения предложения о концессионного соглашения Советом депутатов Эммаусского сельского поселения 08.04.2016 принято решение N 23 (далее - Решение) о возможности заключения концессионного соглашения с ООО "Сервис-Тверь" в отношении объектов коммунальной инфраструктуры. Приложением N 1 к Решению утверждены сведения о составе и описании имущества, включающего объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. При этом из содержания Решения не следует, что Совет депутатов Эммаусского сельского поселения дал согласие на заключение единого концессионного соглашения на несколько объектов: объекты теплоснабжения, а также объекты водоснабжения и водоотведения.
Администрация, получив предложение ООО "Сервис-Тверь", 29.04.2016 разместила на сайте сообщение о предложении инвестора N 290416/11085234/01 о заключении единого концессионного соглашения, объединяющего объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
Так, предметом концессионного соглашения является муниципальное имущество в количестве 26 объектов коммунальной инфраструктуры, включающее объекты теплоснабжения (тепловые сети и котельную, входящие в состав системы теплоснабжения пос. Эммаусс) и объекты водоснабжения и водоотведения (здания насосной станции с артезианскими скважинами N 1, N 2, N 3, N 4 и N 6 и т.д.).
15.06.2016 между Администрацией и ООО "Сервис-Тверь" заключено единое концессионное соглашение на реконструкцию вышеуказанных объектов коммунальной инфраструктуры - объектов теплоснабжения, а также объектов водоснабжения и водоотведения, которое 09.09.2016 зарегистрировано в Управлении Росреестра Тверской области.
В обоснование правомерности заключения концессионного соглашения Администрация в письме от 29.06.2016 N 718 ссылается, в частности, на пункт 11 части 1 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях, полагая, что указанной нормой вышеназванного закона объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения объединены в единую целую систему коммунальной инфраструктуры и коммунального хозяйства и заключение единого концессионного соглашения на все вышеуказанные объекты Закону о концессионных соглашениях не противоречит.
Позиция ООО "Сервис Тверь" в ходе рассмотрения дела изложена в письме от 23.09.2016 вх. N 4280, аналогичная позиции Администрации.
ООО "Жилищник" в письме от 21.09.2016 вх. N 4240 сообщило, что имея намерение участвовать в процедуре заключения концессионного соглашения, проводимой Администрацией, считает действия Администрации неправомерными, поддерживая доводы ООО "Тверь Водоканал".
Передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем должна осуществляться с учетом требований, установленных статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), статьей 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) и требований Закона о концессионных соглашениях.
Согласно части 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении и части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Учитывая, что объекты коммунальной инфраструктуры Эммаусского сельского поселения, находящиеся в собственности муниципального образования Эммаусское сельское поселение Калининского района Тверской области, введены в эксплуатацию более 5 лет, передача прав владения и (или) пользования данными объектами может осуществляться только по концессионному соглашению.
Согласно части 1 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 Закона о концессионных соглашениях.
Статьей 37 Закона о концессионных соглашениях предусмотрен порядок заключения концессионных соглашений без проведения конкурса.
Частью 4.1 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях предусмотрено, что концессионное соглашение может быть заключено по инициативе юридического лица или индивидуального предпринимателя, отвечающих требованиям, предусмотренным частью 4.11 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях, в порядке, установленном частями 4.2 - 4.10 и 4.12 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях.
При этом в силу части 5 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение может быть заключено в отношении нескольких объектов концессионных соглашений, указанных в части 1 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях, за исключением случаев, если объектами концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем и при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам). Заключение концессионного соглашения в отношении нескольких объектов концессионных соглашений допускается, если указанные действия (бездействие) не приведут к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, Закон о концессионных соглашениях содержит абсолютный запрет объединять в рамках единого концессионного соглашения объекты теплоснабжения, а также объекты водоснабжения и водоотведения. Кроме того, объединение нескольких объектов концессионного соглашения в пределах единого концессионного соглашения не допускается, если это влечет или способно привести к ограничению конкуренции.
Системы теплоснабжения, а также системы водоснабжения и водоотведения образуют различные товарные рынки.
Деятельность в сфере теплоснабжения согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, утвержденном приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст (далее - ОКВЭД), относится к разделу D "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха"; классу 35.3 "Производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха"; подклассу 35.30.1 "Производство пара и горячей воды (тепловой энергии)".
Деятельность по водоснабжению и водоотведению в соответствии с ОКВЭД относится к разделу E "Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений", классу 36 - "Забор, очистка и распределение воды"; подклассу 36.00.1 "Забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд".
Согласно статье 2 Закона о теплоснабжении под теплоснабжением понимается обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности. В качестве теплоснабжающей организации может выступать лицо, владеющее на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии или тепловыми сетями в данной системе теплоснабжения.
Доступ на рынок услуг теплоснабжения обусловлен приобретением права владения или пользования объектами коммунальной инфраструктуры, предназначенными для теплоснабжения (котельные, тепловые сети и т.п.).
В соответствии с пунктом 23 статьи 2 Закона о теплоснабжении тарифы в сфере теплоснабжения представляют собой систему ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию (мощность), теплоноситель и за услуги по передаче тепловой энергии (теплоносителя).
Согласно статье 2 Закона о водоснабжении и водоотведении водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
Организация указанных технологических процессов требует наличия водоприемных (водоподъемных) сооружений, насосных станций, очистных сооружений, резервуаров воды, водопроводных и канализационных сетей. Вход на рынок услуг водоснабжения и водоотведения обусловлен приобретением права владения или пользования объектами коммунальной инфраструктуры, предназначенными для водоснабжения и водоотведения.
Согласно частям 1, 4 и 7 статьи 31 Закона о водоснабжении и водооотведении водоснабжение и водоотведение, являются самостоятельными регулируемыми видами деятельности, расчеты за предоставление услуг по холодному водоснабжению и водоотведению подлежат государственному регулированию посредством установления тарифов на каждый из видов деятельности.
Согласно представленным документам на территории Эммаусского сельского поселения на объекты коммунальной инфраструктуры утверждены три Схемы: 1) Схема теплоснабжения МО "Эммаусское сельское поселение" Калининского района Тверской области на период 2014-2029 годы и обосновывающие материалы к указанной Схеме (утверждена постановлением Администрации от 17.10.2014 N 101/1); 2) Схема водоснабжения МО "Эммаусское сельское поселение" Калининского района Тверской области на период 2014-2024 годы (утверждена постановлением Администрации от 05.02.2016 N 30) и 3) Схема водоотведения МО "Эммаусское сельское поселение" Калининского района Тверской области на период 2014-2024 годы (утверждена постановлением Администрации от 05.02.2016 N 30).
Исходя из закрепленного пунктом 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции понятия "товар" (объект гражданских прав (в том числе, работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот)), оказываемые на возмездной основе услуги теплоснабжения, а также услуги водоснабжения и водоотведения являются самостоятельным и образуют сферу обращения разных товарных рынков.
Таким образом, рынок услуг теплоснабжения, а также рынок водоснабжения и водоотведения являются самостоятельными товарными рынками с самостоятельным тарифным регулированием и самостоятельными, не взаимосвязанными между собой технологическими процессами.
Проведение процедуры заключения единого концессионного соглашения на объекты коммунальной инфраструктуры, предназначенные для оказания услуг теплоснабжения, а также услуг водоснабжения и водоотведения, которые образуют различные товарные рынки, негативно влияет на конкуренцию, так как ограничивает доступ на товарные рынки для тех хозяйствующих субъектов, которые не обладают одновременно производственными и трудовыми ресурсами для осуществления деятельности на двух товарных рынках - рынке теплоснабжения и рынке водоснабжения и водоотведения.
Материалы дела свидетельствуют о том, что ООО "Тверь Водоканал" неоднократно обращалось в Администрацию с обращениями (письма от 09.06.2015 N 3042, от 05.10.2015 N 6175) о своей заинтересованности и намерении участвовать в конкурсной процедуре на право пользования имущественным комплексом водоснабжения и водоотведения поселка Эммаусс для последующего оказания услуг.
Администрация в ходе рассмотрения дела N 04-6/1-3-2016 также представила имеющуюся переписку с ООО "Тверь Водоканал" (письма от 14.06.2016 N 3424 и от 13.07.2016 N 4047), в которой содержится информация о заинтересованности ООО "Тверь Водоканал" в обслуживании объектов водоснабжения и водоотведения поселка Эммаусс и намерении принять участие в конкурсной процедуре на право пользования вышеуказанным имущественным комплексом водоснабжения и водоотведения.
ООО "Тверь Водоканал" является участником рынка услуг водоснабжения и водоотведения, и не располагает имуществом и правовыми основаниями осуществлять деятельность на рынке теплоснабжения.
Закон о защите конкуренции направлен на предупреждение и пресечение недопущения, ограничения, устранения конкуренции, в частности, органами местного самоуправления в целях обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиты конкуренции и создания условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Закона о защите конкуренции).
Пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция определена как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещено необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции одним из признаков ограничения конкуренции является сокращение числа хозяйствующих субъектов на товарном рынке.
В нарушение части 5 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях Администрация провела процедуру заключения единого концессионного соглашения на объекты теплоснабжения и объекты водоснабжения и водоотведения, т.е. в совокупности не взаимосвязанных технологически систем, чем ограничила доступ ООО "Тверь Водоканал" на рынок услуг водоснабжения и водоотведения и конкуренцию на вышеуказанном рынке.
Товарный рынок, на котором возможно ограничение конкуренции вследствие создания необоснованных препятствований ООО "Тверь Водоканал" к доступу на рынок водоснабжения (водоотведения) Эммаусского сельского поселения, охватывает временной интервал 2015-2016 годы и имеет следующие границы:
- продуктовые границы - услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения;
- географические границы - территория Эммаусского сельского поселения.
Таким образом, действия Администрации, выразившиеся в проведении процедуры заключения единого концессионного соглашения на объекты коммунальной инфраструктуры, предназначенные для оказания услуг теплоснабжения, а также услуг водоснабжения и водоотведения, и приведшие к ограничению прав ООО "Тверь Водоканал", имевшего намерение претендовать и в последующем стать участником рынка услуг водоснабжения (водоотведения), являются нарушением пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
С учетом вышеизложенного, позиция Администрации и ООО "Сервис-Тверь" о том, что действия Администрации не нарушают часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, не может быть признана обоснованной.
Принимая во внимание упомянутые обстоятельства, и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Тверского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать действия Администрации Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области, выразившиеся в заключении единого концессионного соглашения на объекты коммунальной инфраструктуры, предназначенные для оказания услуг теплоснабжения, а также услуг водоснабжения и водоотведения, нарушением пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Основания для прекращения рассмотрения дела N 04-6/1-3-2016, указанные в статье 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", отсутствуют.
3. Выдать Администрации Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Председатель Комиссии: Л.В. Посохова
Члены Комиссии: Е.И. Манюгина, М.Ю. Шуклина
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 04-6/1-3-2016
"08" декабря 2016 г. г. Тверь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее - Тверское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии: Посохова Л.В., заместитель руководителя управления,
члены Комиссии:
Манюгина Е.И., начальник отдела контроля органов власти,
Шуклина М.Ю., специалист - эксперт отдела контроля органов власти,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения (резолютивная часть решения оглашена 24.11.2016, решение изготовлено в полном объеме 08.12.2016) по делу N 04-6/1-3-2016 о нарушении Администрацией Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Администрации Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области:
1. В срок до 01.06.2017 принять меры, направленные на устранение нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции", в том числе меры по возврату в казну муниципального образования указанных в концессионном соглашении от 15.06.2016 объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, либо осуществить иные действия, направленные на устранение нарушения меры, в том числе предусмотренные Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Тверское УФАС России не позднее пяти дней со дня истечения срока, установленного пунктом 1 настоящего предписания.
Председатель Комиссии: Л.В. Посохова
Члены Комиссии: Е.И. Манюгина, М.Ю. Шуклина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 24 ноября 2016 г. N 04-6/1-3-2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 08.12.2016