Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...> ;
с участием представителей
ПАО "МРСК Северо-Запада" (далее - Организатор закупки) <...>;
ООО "Техэкспо" (далее - Заявитель) <...>;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (вх. от 16.03.2018 N 6631-ЭП/18) ООО "Техэкспо" на действия ПАО "МРСК Северо-Запада" при проведении открытого запроса цен на право заключения договора на поставку дизельных генераторных установок для нужд филиала ПАО "МРСК Северо-Запада" "Карелэнерго" (извещение N31806206250, далее - Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
02 марта 2018 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - Официальный сайт) было опубликовано извещение N31806206250 о проведении открытого запроса цен на право заключения договора на поставку дизельных генераторных установок для нужд филиала ПАО "МРСК Северо-Запада" "Карелэнерго", включая документацию на проведение открытого запроса цен (далее - Закупочная документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Единым стандартом закупок ПАО "Россети" (далее - Положение о закупках), версия 24 от 08.09.2017, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Закупочной документацией.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
11 563 634 ,67 руб. |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
02.03.2018 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
13.03.2018 в 10:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и оценки заявок (по местному времени заказчика) |
16.03.2018 в 16:00 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
196247, Россия, г. Санкт - Петербург, пл. Конституции, д.3 |
2. Заявитель в жалобе указывает, что, по его мнению, Организатором закупки неправомерно продлен срок подачи заявок на участие в Закупке без внесения соответствующих изменений в Закупочную документацию, чем нарушены требования Закупочной документации.
Заявитель сообщает, что согласно Протоколу заседания Закупочной комиссии по вскрытию поступивших на запрос цен конвертов с заявками N 2 от 13 марта 2018 года закупочной комиссией Организатора закупки (далее - Закупочная комиссия) зафиксировано поступление четырех заявок от участников Закупки, в том числе заявки ООО "Завод ПСМ", поданной согласно указанному Протоколу N 2 от 13 марта 2018 года по истечению срока подачи заявок на участие в Закупке, установленного в Закупочной документации, вместе с тем, заявка ООО "Завод ПСМ" была принята Закупочной комиссией и участвовала в процедуре вскрытия заявок, что по мнению Заявителя незаконно.
Представитель Организатора закупки с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу.
Оригиналы документов, истребованные уведомлением о поступлении жалобы N78/8068/18 от 19.03.2018 года, были предъявлены представителем Организатора закупки в ходе заседания Комиссии для обозрения.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора закупки, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона N223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
ПАО "МРСК Северо-Запада" относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона N223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона N223-ФЗ в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона N223-ФЗ, не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
В соответствии с ч. 8 ст. 4 Закона N223-ФЗ извещение о закупке, в том числе извещение о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, является неотъемлемой частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке.
Согласно п. 8 ч. 10 ст. 4 Закона N223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Пунктом 17 извещения о Закупке Организатором закупки установлены дата и время окончания приема Заявок: "13" марта 2018 года в 10:00 часов (по московскому времени) (включительно).
Также, в соответствии с п. 4.6.4. Закупочной документации Организатор запроса цен заканчивает принимать Предложения на ЭТП "www.b2b-mrsk.ru" в 10:00 часов (московского времени) "13" марта 2018 года.
Согласно Протоколу заседания Закупочной комиссии по вскрытию поступивших на запрос цен конвертов с заявками N 2 от 13 марта 2018 года Закупочной комиссией зафиксировано поступление четырех заявок на участие в Закупке:
- заявка ООО "Завод ПСМ", поступившая 13.03.2018 в 10:20;
- заявка ЗАО "ГрандМоторс", поступившая 13.03.2018 в 09:58;
- заявка ООО "Техэкспо", поступившая 12.03.2018 в 20:52;
- заявка ООО "ИС 2000", поступившая 13.03.2018 в 08:25.
При этом, непосредственно в содержании Протокола заседания Закупочной комиссии по вскрытию поступивших на запрос цен конвертов с заявками N 2 от 13 марта 2018 года указано следующее:
"На запрос цен, в установленное Документацией по запросу цен (далее - Документация) время, по окончанию приема заявок в 10.00 часов (по московскому времени) "13" марта 2018 года, в электронный сейф Организатора запроса цен (Заказчика) на электронной торговой площадке (ЭТП) "www.b2b-mrsk.ru" поступили 4 (четыре) конверта с предложениями на участие в запросе цен (далее - Заявка, Предложение)".
Как следует из Протокола заседания Закупочной комиссии по вскрытию поступивших на запрос цен конвертов с заявками N 2 от 13 марта 2018 года, заявка ООО "Завод ПСМ", поступившая 13.03.2018 в 10:20, была принята после окончания срока подачи заявок на участие в Закупке.
Представители Организатора закупки согласись на п. 1.5.3 Закупочной документации, согласно которому правила проведения запроса цен через Систему "www.b2b-mrsk.ru" определяются Регламентами ее работы и договором Участника с оператором данной Системы.
Представители Организатора закупки пояснили, что изменение срока подачи заявок на участие в Закупке, предусматривающее продление срока подачи заявок после поступления последней заявки на 30 минут, осуществлено автоматически в соответствии с Регламентом торговой площадки "www.b2b-mrsk.ru", на которой и проводились торги.
Вместе с тем, пунктом 4.4.9.1 Закупочной документации при необходимости Организатор запроса цен по решению Закупочной комиссии, в том числе и по обращению Участников запроса цен имеет право продлевать срок окончания приема Предложений, установленный в пункте 4.6.4.
Согласно п. 4.4.9.2 Закупочной документации новый срок приема Предложений (срок окончания подачи Заявок) указывается Организатором запроса цен такой, чтобы со дня размещения информации на Официальном сайте внесенных изменений в Извещение и Документацию до окончания подачи Заявок составляло не менее половины срока, определенного по настоящему запросу цен.
В соответствии с п. 4.4.9.3 Закупочной документации в случае внесения изменений, касающихся исключительно изменения окончания срока подачи Заявок в сторону увеличения такого срока, такие изменения могут быть внесены в любое время до окончания первоначально установленного срока подачи Заявок без обязательства продления этого срок на срок не менее половины, определенного по конкретной закупочной процедуре.
Также, согласно п. 4.4.9.5 Закупочной документации при проведении запроса цен на торговой электронной торговой площадке (ЭТП) "www.b2b-mrsk.ru" (в Системе) все Участники запроса цен, официально получившие настоящую Документацию (подраздел 4.3) после размещения Организатором запроса цен информации о продлении срока окончания приема Предложений в Системе, незамедлительно уведомляются об этом самой Системой, в соответствии с Регламентом работы данной ЭТП.
При этом, соответствующих изменений в Закупочную документацию о продлении срока подачи заявок на участие в Закупке Организатором закупки внесено не было.
Представители Организатора закупки в возражениях на жалобу указали, что Организатор закупки не имел возможности повлиять на порядок проведения Закупки с продлением срока подачи заявок на участие в Закупке, так как не является оператором электронной торговой площадки.
Вместе с тем, Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что торговая площадка "www.b2b-mrsk.ru" выступает лишь местом проведения процедуры Закупки, а непосредственно процедура ее проведения отнесена к функциям Организатора закупки, которым выступает ПАО "МРСК Северо-Запада".
Кроме того, Протокол заседания Закупочной комиссии по вскрытию поступивших на запрос цен конвертов с заявками N 2 от 13 марта 2018 года , которым зафиксировано поступление четырех заявок от участников Закупки, в том числе заявки ООО "Завод ПСМ", поданной согласно указанному Протоколу N 2 от 13 марта 2018 года по истечению срока подачи заявок на участие в Закупке, составлен и подписан членами закупочной комиссии Организатора закупки, являющимися должностными лицами ПАО "МРСК Северо-Запада".
Таким образом Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России установила, что решение закупочной комиссии ПАО "МРСК Северо-Запада" о принятии в рамках Закупки заявки ООО "Завод ПСМ", поданной по истечению срока подачи заявок на участие в Закупке, принято с нарушением требований и условий Закупочной документации.
На основании изложенного Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях закупочной комиссии ПАО "МРСК Северо-Запада" по необоснованному принятию в рамках Закупки заявки ООО "Завод ПСМ", поданной по истечению установленного в Закупочной документации срока подачи заявок на участие в Закупке, нарушения п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона N223-ФЗ, выразившиеся в нарушении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также, в предъявлении к участнику закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также в несоблюдении условий и порядка проведения Закупки, допущенных при проведении процедуры Закупки.
4. Рассмотрев жалобу (вх. от 16.03.2018 N 6631-ЭП/18) ООО "Техэкспо" на действия ПАО "МРСК Северо-Запада" при проведении открытого запроса цен на право заключения договора на поставку дизельных генераторных установок для нужд филиала ПАО "МРСК Северо-Запада" "Карелэнерго" (извещение N31806206250), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора закупки, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях закупочной комиссии ПАО "МРСК Северо - Запада" нарушения требований п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, допущенные при проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу (вх. от 16.03.2018 N 6631-ЭП/18) ООО "Техэкспо" на действия ПАО "МРСК Северо-Запада" (ИНН 7802312751, ОГРН 1047855175785) при проведении открытого запроса цен на право заключения договора на поставку дизельных генераторных установок для нужд филиала ПАО "МРСК Северо-Запада" "Карелэнерго" (извещение N31806206250) обоснованной.
2. Признать в действиях закупочной комиссии ПАО "МРСК Северо-Запада" (ИНН 7802312751, ОГРН 1047855175785) при проведении открытого запроса цен на право заключения договора на поставку дизельных генераторных установок для нужд филиала ПАО "МРСК Северо-Запада" "Карелэнерго" (извещение N31806206250) нарушения п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона N223-ФЗ, выразившиеся в нарушении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также, в несоблюдении условий и порядка проведения Закупки, допущенные путем необоснованного принятия в рамках Закупки заявки ООО "Завод ПСМ", поданной по истечению установленного в Закупочной документации срока подачи заявок на участие в Закупке.
3. Закупочной комиссии ПАО "МРСК Северо-Запада" (ИНН 7802312751, ОГРН 1047855175785) выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений организации и проведения открытого запроса цен на право заключения договора на поставку дизельных генераторных установок для нужд филиала ПАО "МРСК Северо-Запада" "Карелэнерго" (извещение N31806206250) путем проведения этапов рассмотрения оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке с участием заявок, поступивших до окончания установленного документацией о Закупке срока подачи заявок и завершения процедуры Закупки согласно условиям документации о Закупке, действующему Единому стандарту закупок ПАО "Россети" и нормам Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
22 марта 2018 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...>
на основании решения Комиссии от 22.03.2018 по жалобе N Т02-62/18 на действия ПАО "МРСК Северо-Запада" при проведении открытого запроса цен на право заключения договора на поставку дизельных генераторных установок для нужд филиала ПАО "МРСК Северо-Запада" "Карелэнерго" (извещение N31806206250, далее - Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Организатору торгов ПАО "МРСК Северо-Запада" (ИНН 7802312751, ОГРН 1047855175785) совершить действия, направленные на устранение нарушений проведения открытого запроса цен на право заключения договора на поставку дизельных генераторных установок для нужд филиала ПАО "МРСК Северо-Запада" "Карелэнерго" (извещение N31806206250) путем проведения этапов рассмотрения оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке без участия заявок, поступивших после окончания установленного документацией о Закупке срока подачи заявок, и завершения процедуры Закупки согласно условиям документации о Закупке, действующему Единому стандарту закупок ПАО "Россети" и нормам Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 13 апреля 2018 года с приложением подтверждающих документов.
<...>
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 марта 2018 г. N Т02-62/18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.03.2018