Резолютивная часть решения оглашена 20 марта 2018 года г. Краснодар
В полном объеме решение изготовлено 22 марта 2018 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (Краснодарское УФАС России) по рассмотрению дела N 333/2017 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: Дегтярева Р.В., руководитель управления,
Члены Комиссии:
Мурадян О.А. - начальник отдела контроля экономической концентрации, проверок и анализа
Богославский Е.А. - заместитель начальника отдела контроля экономической концентрации, проверок и анализа,
Маркелова О.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации, проверок и анализа,
в присутствии представителя ООО "АШАН" по доверенности от 07.07.2017 N <_>, в отсутствие надлежаще уведомленного ООО "Тихорецкий пивоваренный завод", рассмотрев дело о нарушении антимонопольного законодательства N 333/2017 по признакам нарушения ООО "АШАН" п. 1 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о торговле), выразившегося в создании ООО "АШАН" дискриминационных условий в отношении ООО "Тихорецкий пивоваренный завод",
УСТАНОВИЛА:
Актом проверки N 6 от 15.05.2017, составленным по результатам проведения внеплановой документарной проверки, в действиях ООО "АШАН" установлены признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (копия акта проверки N 6 от 15.05.2017 имеется в материалах дела N 333/2017).
В связи с наличием в действиях ООО "АШАН" признаков нарушения антимонопольного законодательства приказом от 10.08.2017 N 265 "О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства" возбуждено дело N 333/2017 по признакам нарушения ООО "АШАН" пункта 1 части 1 статьи 13 Закона о торговле и назначено к рассмотрению на 10.10.2017 определением от 24.08.2017 исх. N 20951/5. Определением от 10.10.2017 (исх. N 26905/5) рассмотрение дела отложено на 09.11.2017. Определением от 09.11.2017 срок рассмотрения дела продлен до 24.05.2018, определением от 09.11.2017 исх. N 30297/5 рассмотрение дела отложено на 14.12.2017.Определением от 14.12.2017 (исх. N 33571/5) рассмотрение дела отложено на 07.02.2018.Определением от 07.02.2018 (исх. N 2849/5) рассмотрение дела отложено на 20.03.2018.
В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции Краснодарским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции.
Из Акта проверки N 6 от 15.05.2017 следует, что установленное в действующей редакции годового соглашения вознаграждение за приобретение ООО "АШАН" определенного количества товара в размере 8% от цены приобретенных продовольственных товаров создает дискриминационные условия в отношении ООО "Тихорецкий пивоваренный завод" по отношению к иным поставщикам пивной продукции, осуществляющими поставку в торговую сеть "АШАН" на территории Краснодарского края.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается создавать дискриминационные условия, определяемые в соответствии с Федеральным законом "О защите конкуренции".
Между ООО "Тихорецкий пивоваренный завод", ООО "АШАН" и ООО "АТАК" заключен договор поставки N Н10094 от 01.06.2010 г., Указанным договором установлено, что для его реализации Стороны ежегодно заключают годовое соглашение.
В 2014 году было заключено годовое соглашение в рамках вышеуказанного договора, определяющее условия поставки. В соответствии с годовым соглашением к договору N Н 10094 от 01.06.2010, в случае, если стороны не заключат новое годовое соглашение до 01.01.2015, действие настоящего соглашения автоматически продлевается до момента подписания нового годового соглашения. Новое годовое соглашение не подписано сторонами, в связи с чем договор действует в редакции годового соглашения на 2014 год. Указанное годовое соглашение предусматривает вознаграждение за приобретение ООО "АШАН" определенного количества товара в размере 8% от цены приобретенных продовольственных товаров.
Ч. 4 ст. 9 Закона о торговле установлено, что соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров. Размер указанного вознаграждения подлежит согласованию сторонами этого договора, включению в его цену и не учитывается при определении цены продовольственных товаров. Совокупный размер вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров, и платы за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг не может превышать пять процентов от цены приобретенных продовольственных товаров. При расчете указанного совокупного размера не учитывается сумма налога на добавленную стоимость, предъявляемая хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, к оплате хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением данных товаров, а в отношении подакцизных продовольственных товаров не учитывается также сумма акциза, исчисленная в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В ходе проведения проверки установлено, что с иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими поставку пивной продукции в торговую сеть "АШАН" на территории Краснодарского края, действующие договоры приведены в соответствие с требованиями указанной нормы, вознаграждение за приобретение ООО "АШАН" определенного количества товара не превышает 5% от цены приобретенных продовольственных товаров.
П. 8 ч. 1 ст. 4 Закона о защите конкуренции определено, что дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
ООО "АШАН" не согласно с вменяемым нарушением, считает, что ООО "АШАН" не создает дискриминационных условий в отношении ООО "Тихорецкий пивоваренный завод".
19.03.2018 в Краснодарское УФАС России поступили письменные пояснения ООО "Тихорецкий пивоваренный завод" указывающие, что было подготовлено письмо с предложением о внесении изменений в договор, но указанное письмо не было отправлено.
Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 03.07.2016 N 273-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" установлено, что с 1 января 2017 года условия договоров, противоречащие Федеральному закону от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона), признаются утратившими силу.
В связи с тем, что условие о выплате ООО "АШАН" вознаграждения за приобретение определенного количества товара в размере 8% от цены приобретенных продовольственных товаров противоречат Федеральному закону от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"в редакцииФедерального закона от 03.07.2016 N 273-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", указанное условие признается утратившим силу.
Из изложенного следует, что указанное положение годового соглашения к договору N Н 10094 от 01.06.2010 не создает дискриминационных условий в отношении ООО "Тихорецкий пивоваренный завод" и не нарушает требования п. 1 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
РЕШИЛА:
Прекратить рассмотрение дела N 333/2017 ввиду отсутствия в рассматриваемых действиях ООО "АШАН" нарушения требований пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Председатель Комиссии Р.В. Дегтярева
Члены Комиссии: О.А. Мурадян
Е.А. Богославский
О.В. Маркелова
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд, а также в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 20 марта 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.03.2018