Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьёй 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции", в составе:
- <_> |
- |
председатель комиссии, зам<_>; |
- <_> |
- |
член комиссии, <_>; |
- <_> |
- |
член комиссии, <_>,- |
|
|
|
с участием:
от ООО "СитиМедиа" (заявитель): <_> (доверенность <_>);
от ПАО "МРСК Центра и Приволжья" (заказчик): <_> (доверенность <_>), <_>. (доверенность <_>),
рассмотрела 20 января 2017 года в заседании комиссии жалобу общества с ограниченной ответственностью "СитиМедиа" (далее - ООО "СитиМедиа", заявитель) на действия публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (далее - ПАО "МРСК Центра и Приволжья", заказчик) при проведении открытого запроса цен на право заключения договора на поставку системы коллективного отображения информации для нужд ПАО "МРСК Центра и Приволжья" филиала "Нижновэнерго" (извещение N31604572604),
и установила:
13.01.2017 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба ООО "СитиМедиа" на действия ПАО "МРСК Центра и Приволжья" при проведении открытого запроса цен на право заключения договора на поставку системы коллективного отображения информации для нужд ПАО "МРСК Центра и Приволжья" филиала "Нижновэнерго" (извещение N31604572604).
В частности, заявитель указывает на следующее.
26.12.2016 ПАО "МРСК Центра и Приволжья" разместило на сайте www.zakupki.gov.ru извещение (документацию) о проведении открытого запроса цен на право заключения договора на поставку системы коллективного отображения информации для нужд ПАО "МРСК Центра и Приволжья" филиала "Нижновэнерго".
Пункты 14.3.18 и 14.3.21 документации содержат требования к участникам закупки о представлении в составе заявки справки из банков либо налогового органа о наличии у контрагента всех действующих расчетных счетов и справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, выданной соответствующими подразделениями Федеральной налоговой службы не ранее чем за 30 дней до срока окончания подачи заявок.
Заявитель указывает, что срок предоставления таких справок в соответствии с действующим законодательством и актами Федеральной налоговой службы составляет 10 рабочих дней. Вместе с тем срок подачи заявок на участие в запросе цен составляет 9 рабочих дней (с 26.12.2016 по 16.01.2017). Соответственно, из-за установленного
ПАО "МРСК Центра и Приволжья" срока подачи заявок в 9 рабочих дней с момента размещения информации о закупке, заявитель не располагал достаточным временем для получения необходимых документов.
Также ООО "СитиМедиа" указывает, что объявленный на сайте закупок заказчиком способ проведения закупки "Открытый запрос цен _В2В" не регламентирован положением о закупках заказчика.
В связи с этим заявитель считает, что положения документации противоречат пункту 2 статьи 3 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и пункту 2 части 1 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции".
18.01.2017 жалоба заявителя Управлением принята к рассмотрению; заседание комиссии антимонопольного органа назначено на 20.01.2017 в 12 часов 45 минут.
На заседании комиссии представитель ООО "СитиМедиа" поддержал доводы, изложенные в жалобе. В дополнение к жалобе заявитель сообщил, что описание предмета закупки содержит заказ на поставку товаров, снятых с производства, о чем уведомлен заказчик. Вместе с тем заказчик в ответах на запросы разъяснений положений документации сообщил, что замена на предлагаемый обществом товар согласована, однако изменения в закупочную документацию внесены не были.
Также представитель заявителя сообщил, что, по мнению ООО "СитиМедиа", в закупочной документации не указаны необходимые требования к закупаемому товару, предусмотренные требованиями пункта 1 части 10 статьи 4 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Представители ПАО "МРСК Центра и Приволжья" сообщили комиссии Управления, что жалоба ООО "СитиМедиа" является необоснованной и не подлежащей удовлетворению. В своих возражениях на жалобу (письмо от 20.01.2017 N34-6/12) заказчик указывает, что Законом о закупках не установлены конкретные требования к составу документов, подаваемых участниками закупок в своих заявках. Кроме того, требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке устанавливаются заказчиком самостоятельно, при условии их применения в равной степени ко всем потенциальным участникам закупки.
Относительно доводов заявителя о проведении рассматриваемой закупки способом, не предусмотренным положением о закупках заказчика, представители ПАО "МРСК Центра и Приволжья" пояснили, что на сайте единой информационной системы в сфере закупок в Справочнике "Способы закупки" предусмотрен способ проведения закупки "Открытый запрос цен", а определение в данном случае способа закупки как "Открытый запрос цен _В2В" является техническим параметром единой информационной системы. Более того, выбранный способ проведения настоящей закупочной процедуры предусмотрен подпунктом "г" пункта 5.1.1 положения о закупках ПАО "МРСК Центра и Приволжья".
Заслушав представителей заказчика, заявителя, изучив доводы жалобы, исследовав имеющиеся доказательства, комиссия приходит к следующему.
По правилам пункта 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие), в том числе организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться, в том числе такими принципами, как информационная открытость закупки, равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с частью 9 статьи 4 Закона о закупках извещение о закупке должно содержать, в том числе, способ закупки (открытый конкурс, открытый аукцион или иной предусмотренный положением о закупке способ), срок, место и порядок предоставления документации о закупке.
На основании части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
- требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика (пункт 1);
- требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2);
- требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик (пункт 3);
- порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке (пункт 8);
- требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям
(пункт 9).
При этом Законом о закупках не предусмотрено ограничений по включению в закупочную документацию требований к закупаемым товарам, работам и услугам, являющихся значимыми для заказчика, а также к перечню документов, представляемых участниками закупки в составе своих заявок.
Вместе с тем в соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг, заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).
Частью 3 статьи 3 Закона о закупках определено, что в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
Таким образом, законодатель оставил на усмотрение заказчиков определение способов проведения закупок, а также условия их применения к той или иной закупке.
Установлено, что 26.12.2016 ПАО "МРСК Центра и Приволжья" разместило на сайте www.zakupki.gov.ru извещение (документацию) N31604572604 о проведении открытого запроса цен на право заключения договора на поставку системы коллективного отображения информации для нужд ПАО "МРСК Центра и Приволжья" филиала "Нижновэнерго".
Как следует из пункта 6 извещения, способом настоящей закупки является открытый запрос цен.
Стандарт закупок ПАО "МРСК Центра и Приволжья" (далее - Положение о закупке, Стандарт) в пункте 5.1.1 устанавливает перечень способов закупки, в который входит запрос цен.
Пунктами 5.7 и 8.7 Стандарта определены условия выбора запроса цен, как способа проведения закупочной процедуры, а также особенности ее проведения. Названным пунктом Стандарта (5.7) также установлено, что в зависимости от возможного круга участников закупки запрос цен может быть открытым и закрытым.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что способ проведения закупочной процедуры N31604572604, а именно открытый запрос цен, прямо установлен в извещении о проведении указанной закупочной процедуры, как того требуют положения пункта 1 части 9 статьи 4 Закона о закупках. Более того, порядок проведения такого способа закупки регламентирован нормам положения о закупках ПАО "МРСК Центра и Приволжья".
Комиссией Управления также установлено, что в соответствии с пунктом 20.2 извещения (документации) дата начала подачи заявок - 26 декабря 2016 года; дата окончания подачи заявок - 16 января 2017 года 9:00.
Пунктом 8.7.3 Стандарта установлено, что срок между размещением на официальном сайте извещения о проведении запроса цен, документации о запросе цен и окончанием подачи заявок устанавливается в зависимости от размера начальной (максимальной) цены договора (цены лота) и составляет не менее 5 дней при закупке на сумму до 2 500 000 рублей (с НДС).
Начальная (максимальная) цена договора составляет - 829 020,00 руб. с НДС.
Из указанного следует, что заказчик, устанавливая срок подачи заявок с 26.12.2016 по 16.01.2017, не нарушил требований действующего законодательства, а также положений нормативного акта, регулирующего закупочную деятельность заказчика.
Между тем пунктом 14.3 извещения (документации) определена форма и состав заявки, в том числе: справка из банков либо налогового органа о наличии у контрагента всех действующих расчетных счетов (пункт 14.3.18); справка об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, выданной соответствующими подразделениями Федеральной налоговой службы не ранее чем за 30 дней до срока окончания подачи заявок (пункт 14.3.21).
Вместе с тем в разделе 6 Приложения 4 СТО 01-033-2016 установлены типовые документы, требуемые к представлению участником закупки в составе заявки. Среди таких документов присутствует справка об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 163 Приказа Министерства Финансов Российской Федерации от 02.07.2015 N99н справка об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов представляется в течение десяти рабочих дней со дня поступления в инспекцию ФНС России соответствующего письменного запроса.
На основании части 2 статьи 4 Закона о закупках заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Требований к форме Плана закупки товаров (работ, услуг), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2012 N932, размещаемый в единой информационной системе план закупки товаров (работ, услуг) обязан включать сведения о предмете договора, о планируемой дате или периоде размещения извещения о закупке (год, месяц), о способе закупки.
Следовательно, заявитель при должной осмотрительности, заботливости и заинтересованности в победе в закупках на поставку системы коллективного отображения информации для нужд заказчика должен заблаговременно позаботиться о наличии у себя таких типовых документов, получение которых требует определенного времени.
Комиссия Управления также отмечает, что справка о наличии у контрагента (участника закупки) всех действующих расчетных счетов, предусмотренная пунктом 14.3.18 документации, может быть получена участником запроса цен также из банковских учреждений, а не только в налоговом органе.
Таким образом, довод заявителя о том, что он не успел собрать необходимые документацией справки, ввиду установленного заказчиком короткого срока подачи заявок, комиссия Управления считает необоснованным.
Относительно довода ООО "СитиМедиа", заявленного на заседании комиссии, о том, что в закупочной документации не указаны необходимые Законом о закупках требования к закупаемому товару, а также невнесения изменений в закупочную документацию относительно согласования заказчиком товара, предложенного обществом, комиссия заключает следующее.
Техническим заданием к документации на поставку системы коллективного отображения информации для нужд ПАО "МРСК Центра и Приволжья" филиала "Нижновэнерго" определен предмет закупки, спецификация поставляемого оборудования, технические требования к оборудованию.
Вместе с тем пунктом 3.6 технического задания определено, что по согласованию с заказчиком оборудование может быть заменено на аналогичное с условием, что его функциональные характеристики должны быть не хуже, указанных в соответствующих требованиях.
Аналогичная информация о возможности поставки эквивалентов закупаемой продукции размещена заказчиком в разъяснениях от 09.01.2017 на поступившие запросы о разъяснениях положений закупочной документации.
Таким образом, комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что у
ПАО "МРСК Центра и Приволжья" отсутствовали основания вносить изменения в закупочную документацию относительно требований к техническим характеристикам закупаемого товара. Требования к закупаемым товарам, изложенные в техническом задании, установлены заказчиком исходя из своих собственных потребностей, что в свою очередь не нарушает положения действующего законодательства в сфере закупок, поскольку своевременное и полное удовлетворения потребностей заказчика является целью регулирования Закона о закупках.
Как следует из части 20 статьи 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции", по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.
С учетом установленных фактических обстоятельств и правовых оснований комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу о том, что в действиях заказчика отсутствуют нарушения законодательства о закупках.
На основании изложенного, руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции", комиссия
решила:
жалобу ООО "СитиМедиа", заявитель) на действия публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (далее - ПАО "МРСК Центра и Приволжья", заказчик), при проведении открытого запроса цен на право заключения договора на поставку системы коллективного отображения информации для нужд ПАО "МРСК Центра и Приволжья" филиала "Нижновэнерго" (извещение N31604572604) признать необоснованной.
В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции" решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.
Председатель комиссии <_>
Члены комиссии <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 20 января 2017 г. N 63-ФАС52-02/17
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.01.2017