Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии - временно исполняющий обязанности заместителя руководителя Управления Гудкевич Е.В.,
члены Комиссии: ведущий специалист- эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Семенюк А.В., специалист- эксперт Волкова Л.А.,
рассмотрев дело N 04-01/17-18 по признакам нарушения законодательства о рекламе по факту распространения рекламных листовок в подъездах многоквартирного жилого дома, с признаками нарушения требований Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"),
УСТАНОВИЛА:
ООО "РЕНТА", привлеченное к участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, надлежащим образом уведомленное о месте и времени рассмотрения дела N 04-01/17-18, направило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ООО "РЕНТА".
ООО "БИС СТРОЙ", привлеченное к участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, надлежащим образом уведомленное о месте и времени рассмотрения дела N 04-01/17-18, направило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ООО "БИС СТРОЙ".
Индивидуальный предприниматель <...> (далее- ИП <...>), привлеченный к участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения дела N 04-01/17-18, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии с пунктом 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508, Ярославским УФАС России принято решение о рассмотрении дела N 04-01/17-18 в отсутствие указанных лиц (их представителей).
В связи с поступившим обращением от 12.12.2017 Ярославским УФАС России установлен факт распространения рекламных листовок "Суши Good" в подъездах многоквартирного жилого дома, находящегося по адресу: г. Ярославль, ул. Овинная, д. 61, с признаками нарушения требований законодательства РФ о рекламе.
Дело возбуждено по признакам нарушения статьи 8, пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рассматриваемая рекламная листовка содержит информацию о товарах сети магазинов "Суши Good", адресованную неопределенному кругу лиц, направленную на привлечение внимания к данным товарам, формирование и поддержание интереса к ним, продвижение их на рынке. Следовательно, рассматриваемая информация является рекламой.
В соответствии со статьей 8 ФЗ "О рекламе" в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с пунктом 2 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 N 612, под продажей товаров дистанционным способом понимается продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
Согласно пункту 20 Правил продажи товаров дистанционным способом договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.
В рассматриваемой рекламной листовке представлена информация о товаре (наименование, характеристика) и его цене. На рекламной листовке в качестве телефона доставки указан абонентский номер 8-800-234-89-09, по которому можно оформить заказ на выбранный товар, сообщить адрес доставки или забрать заказ самостоятельно. Кроме того, рекламная листовка содержит указание на интернет-сайт www.sushigood.ru. В результате осмотра интернет-сайта www.sushigood.ru установлено, что заказ товаров осуществляется через данный сайт, а заказанный товар доставляется по указанному заказчиком адресу, либо его можно забрать самостоятельно.
Таким образом, приобретение товаров осуществляется в следующей последовательности: ознакомление покупателя с описанием товара и ценой на сайте; оформление заказа, в том числе направление покупателем продавцу сообщения с использованием специальной формы на интернет-сайте или по телефону, о намерении приобрести товар; доставка заказа либо обращение в магазин в случае самовывоза; приемка товара потребителем по количеству и качеству; оплата товара и выдача подтверждающего документа.
На основании изложенного решение о совершении покупки и выборе конкретного товара из представленного ассортимента покупатель принимает до оформления заказа, его доставки и оплаты. Доставка, либо получение выбранного потребителем товара осуществляется согласно оформленному заказу. До оформления заказа у покупателя отсутствует возможность непосредственного ознакомления с товаром либо его образцом.
На основании изложенного Комиссия Ярославского УФАС России пришла к выводу о том, что порядок покупки товаров, представленных на указанном в рекламной листовке интернет-сайте www.sushigood.ru, отвечает всем признакам дистанционного способа продажи и, следовательно, к указанной рекламе применяются требования статьи 8 ФЗ "О рекламе".
В рассматриваемой рекламе отсутствуют сведения о продавце товаров, а именно, не указаны наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, что не соответствует требованиям статьи 8 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 ФЗ "О рекламе" недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности и добросовестности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
В связи с этим, использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слова "вкуснейший", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
В рассматриваемой рекламе содержится утверждение "Вкуснейшая пицца Италия", однако объективное подтверждение данного утверждения отсутствует. Следовательно, рассматриваемая реклама содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, а также содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, что не соответствует требованиям пункта 1 части 2 и пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Согласно частям 6 и 7 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных статьей 8 данного закона несут рекламодатель и рекламораспространитель.
Согласно части 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 2 и пунктом 1 части 3 статьи 5 данного закона несет рекламодатель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
24.01.2018 Ярославским УФАС России осуществлена фотофиксация вывески магазина "Суши Good", расположенного по адресу: г. Ярославль, ул. Свободы, д. 46, в соответствии с которой деятельность в указанном магазине осуществляет ИП <...>
Вместе с тем, 15.02.2018 Ярославским УФАС России осуществлена фотофиксация информации о деятельности магазина "Суши Good" (адрес: г. Ярославль, ул. Свободы, д. 46), находящейся непосредственно в помещении указанного магазина, согласно которой деятельность в данном магазине осуществляет ООО "БИС СТРОЙ" (юридический адрес: 150023, г. Ярославль, Московский пр-кт, д. 89/2).
АО "Региональный Сетевой Информационный Центр" в ответ на запрос Ярославского УФАС России (вх. N 1001 от 30.01.2018) сообщило, что администратором домена второго уровня sushigood.ru является <...>.
ПАО "Мобильные ТелеСистемы" в ответ на запрос Ярославского УФАС России (вх. N 1488 от 09.02.2018) сообщило, что указанный в рекламной листовке абонентский номер 8-800-234-89-09 принадлежит ООО "Рента" на основании договора N 176303465640 от 26.01.2017 г.
ООО "БИС СТРОЙ" направило письменные пояснения о том, что в настоящее время ООО "БИС СТРОЙ" деятельность, связанную с "Суши Good" не осуществляет. С 23.11.2016 ООО "БИС СТРОЙ" находится в стадии ликвидации. Рекламораспространителем рассматриваемых рекламных листовок является ИП <...>.
ООО "РЕНТА" направило письменные пояснения о том, что рекламораспространителем является ИП <...> ООО "РЕНТА" предоставляет для деятельности "Суши Good" только абонентский номер 8 (800) 234-89-09, указанный в рекламной листовке.
ИП <...> направил письменные пояснения о том, что ИП <...> разработал макет рассматриваемых рекламных листовок, заказал изготовление рекламных листовок в ООО "Принт-Р" в соответствии с договором оказания услуг от 18.09.2017, а также выступил рекламораспространителем указанных рекламных листовок. Оплата изготовления рекламных листовок подтверждается товарной накладной N 40 от 19.09.2017, счетом N 40 от 19.09.2017, актом N 00000040 от 19.09.2017.
На основании представленных в материалы дела письменных пояснений и документов, Комиссия пришла к выводу о том, что рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемых рекламных листовок является ИП <...>
ИП <...> как рекламодатель и рекламораспространитель допустил нарушение требований статьи 8 ФЗ "О рекламе".
ИП <...> как рекламодатель допустил нарушение требований пункта 1 части 2 и пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Ответственность за нарушение требований статьи 8, пункта 1 части 2 и пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с подпунктом "а" пункта 36, пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу сети магазинов "Суши Good", распространенную 12.12.2017 в почтовые ящики многоквартирного жилого дома, находящегося по адресу: г. Ярославль, ул. Овинная, д. 61 поскольку в данном случае нарушены требования статьи 8, пункта 1 части 2 и пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ИП <...> (ИНН 760700621191) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме "10" апреля 2018 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии ____________ Е.В. Гудкевич
Члены Комиссии: ____________ А.В. Семенюк
____________ Л.А. Волкова
ИП <...>
<...>
ПРЕДПИСАНИЕ по делу N 04-01/17-18
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
"30" марта 2018 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - временно исполняющий обязанности заместителя руководителя управления Гудкевич Е.В.;
члены Комиссии: ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Семенюк А.В., специалист-эксперт Волкова Л.А.;
на основании своего решения от "30" марта 2018 года по делу N 04-01/17-18 о признании ненадлежащей рекламы сети магазинов "Суши Good", распространенной 12.12.2017 путем рассылки листовок в подъезде многоквартирного жилого дома, находящегося по адресу: г. Ярославль, ул. Овинная, д. 61, поскольку в данном случае нарушены требования статьи 8, пункта 1 части 2 и пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее- ФЗ "О рекламе"), и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 ФЗ "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ИП <...> (ИНН 760700621191) в 5-дневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение рекламных листовок сети магазинов "Суши Good" без указания сведений о продавце рекламируемых товаров, а также содержащих утверждение "Вкуснейшая пицца Италия".
2. ИП <...> представить в Ярославское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до "24" апреля 2018 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии _________________ Е.В. Гудкевич
Члены Комиссии _________________ А.В. Семенюк
_________________ Л.А. Волкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 30 марта 2018 г. N 04-01/17-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.04.2018