Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
ведущего заседание Комиссии - <...>
членов комиссии:
<...>
при участии представителей:
<...>
рассмотрев ООО "Компания "СТОК" от 28.03.2018 N 81 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" при проведении открытого конкурса в электронной форме N 27/ОКЭ-РЖДС/18 на право заключения договоров на поставку гербицидов для нужд ОАО "РЖД" (извещение N 31806125751) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО "Компания "СТОК" (далее - Заявитель) от 28.03.2018 N 81 (вх. 45991/18 от 28.03.2018) на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме N 27/ОКЭ-РЖДС/18 на право заключения договоров на поставку гербицидов для нужд ОАО "РЖД" (извещение N 31806125751) (далее - Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РЖД", утвержденным решением Совета директоров ОАО "РЖД" 30.06.2014 (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
Извещение о проведении Конкурса, Конкурсная документация (далее - Извещение, Документация) размещены в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 12.02.2018;
Начальная (максимальная) цена договора - 197 973 325 рублей;
Дата окончания подачи заявок - 12.03.2018;
Дата рассмотрения заявок - 14.03.2018;
Дата подведения итогов Конкурса - 15.03.2018;
На участие в закупке: по лоту N 1 подана 1 заявка; по лоту N 2 подана 1 заявка; по лоту N 3 подано 2 заявки; по лоту N 4 подана 1 заявка;
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком принято неправомерное решение о допуске заявки ООО "ТехноРесурс" к участию в Конкурсе.
Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положения о закупках и Документацией.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно доводу Жалобы, Заказчиком принято неправомерное решение о допуске заявки ООО "ТехноРесурс" к участию в Конкурсе, поскольку представленный договор совместной деятельности между ООО "ТехноРесурс" и АО Фирма "Август" составлен ненадлежащим образом. Также АО Фирма "Август" не является субъектом малого и среднего предпринимательства (далее - СМП), что, по мнению Заявителя, нарушает требования Документации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки конкурсных заявок от 14.03.2018 N 27/ОКЭ-РЖДС/18/2 (далее - Протокол) участник ООО "ТехноРесурс" является участником на стороне которого выступают несколько юридических лиц, а именно: ООО "ТехноРесурс", АО Фирма "Август". При этом согласно Протоколу заявка ООО "ТехноРесурс" допущена к участию в Конкурсе.
Пунктом 8.1.8.8 Документации установлено, что в конкурсной заявке должен быть представлен, в том числе договор простого товарищества (договор о совместной деятельности) (если в конкурсе принимает участие участник, на стороне которого выступает несколько лиц).
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы, в том числе заявку ООО "ТехноРесурс" (далее - Участник) сообщил, что представленный Участником договор простого товарищества соответствует требованиям гражданского законодательства и Документации, при этом законодательством не предусмотрено обязательство по согласованию таких договоров в антимонопольном органе. Также представитель Заказчика сообщил, что Документацией не установлены особенности участия в Конкурсе для субъектов малого и среднего предпринимательства, в связи с чем заявка ООО "ТехноРесурс" соответствует требования Документации.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не явился и не представил доказательств, свидетельствующих об обоснованности довода Жалобы.
Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
Также, руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Решением ФАС России от 15.03.2018 N 223-ФЗ-165/18 Комиссией ФАС России в действиях Заказчика установлены нарушения части 1 статьи 2 Закона о закупках, выразившееся в установлении в Документации неправомерных требованиях о наличии у участника Конкурса опыта по фактически поставленным гербицидам, о том, что участник закупки должен являться производителем, либо обладать правом поставки гербицидов, к перечню банков, гарантии которых принимаются Заказчиком в качестве обеспечения исполнения договора, неправомерного требования о предоставлении сведений о собственниках и конечных бенефициарах участника Конкурса, сертификатов государственной регистрации препарата, неправомерных положений Документации о праве Заказчика осуществлять выездные проверки и дозапросы информации в отношении участников Конкурса, неправомерного требования Документации об отсутствии у участника Конкурса налоговой задолженности, неправомерного требования в проекте договора согласования третьих лиц с Заказчиком.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Компания "СТОК" (ИНН: 6164312063, ОГРН: 1136164001192) от 28.03.2018 N 81 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" (ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295) при проведении открытого конкурса в электронной форме N 27/ОКЭ-РЖДС/18 на право заключения договоров на поставку гербицидов для нужд ОАО "РЖД" (извещение N 31806125751) необоснованной.
Признать в действиях ОАО "РЖД" нарушение части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание от 15.03.2018 N 223-ФЗ-165/18, по данному делу предписание не выдавать.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 4 апреля 2018 г. N 223-ФЗ-224/18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 09.04.2018