Комиссия Брянского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии:
Новикова Н.А. - зам. руководителя - начальник отдела естественных монополий и рекламы,
члены Комиссии:
Исакова Е.А. - государственный инспектор отдела естественных монополий и рекламы,
Самсонова В.В. - ведущий специалист-эксперт отдела естественных монополий и рекламы,
Бухарова И.П. - государственный инспектор отдела естественных монополий и рекламы,
рассмотрев дело N 28 в отношении ООО "Любимый город", возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в присутствии представителя ООО "Любимый город" (_), на основании доверенности от 03.04.2018 г.,
УСТАНОВИЛА:
В январе 2018 г. в ТЦ "Тимошковых", расположенном по адресу: г. Брянск, ул. Красноармейская 71-75, распространялись рекламные буклеты ресторана "Любимый город" о доставке суши и пиццы по телефону и сети Интернет, т.е. дистанционным способом продажи.
В соответствии со ст. 3 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие.
Указанная реклама не является обзором внутреннего и внешнего рынков, результатом научных исследований и испытаний. Информация является рекламой, поскольку очевидно ассоциируется у потребителя с определенным товаром, позволяет формировать и поддерживать у неопределенного круга лиц интерес к указанному в данной информации товару.
Ненадлежащей признается реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством Российской Федерации в силу ст. 2 Федерального закона "О рекламе".
В силу пунктов 2, 3 статьи 497 Гражданского кодекса Российской Федерации договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара). Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, договор розничной купли-продажи товара по образцам или договор розничной купли-продажи, заключенный дистанционным способом продажи товара, считается исполненным с момента доставки товара в место, указанное в таком договоре, а если место передачи товара таким договором не определено, с момента доставки товара по месту жительства покупателя-гражданина или месту нахождения покупателя - юридического лица.
Аналогичные положения содержатся в Законе о защите прав потребителей. Договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами.
Проанализировав приведенные нормы права в их системной взаимосвязи, учитывая, что при дистанционном способе продажи товара отсутствует прямой, непосредственный контакт потребителей с товаром либо его образцом до заключения договора, ознакомление с товаром происходит посредством изучения каталогов, буклетов, проспектов, фотоснимков, средств связи, в том числе на Интернет-сайтах и так далее, установлено, что в данном случае покупатель оформляет заказ необходимых ему товаров по телефону.
Исходя из вышеизложенного способ продажи товаров рекламодателем посредством телефонной связи и сети Интернет является дистанционным.
Согласно ст. 8 ФЗ "О рекламе" N 38-ФЗ от 13 марта 2006 года в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании лица, осуществляющего деятельность по доставки еды, в рекламной листовке не указаны.
Таким образом, реклама нарушает ст. 8 ФЗ "О рекламе".
Также в рассматриваемом рекламном буклете указано, что бесплатная доставка заказа осуществляется от 29 минут и от 500 руб.
При этом на официальном сайте компании http://bryansk.lybimygorod.ru указано, что "при заказе вкусной еды на сумму от 500 рублей доставка осуществляется бесплатно в рамках зоны бесплатной доставки:
Зона 1 - доставка от 30 минут, минимальная сумма заказа для бесплатной доставки 500 \x{20bd} (платная доставка 60 \x{20bd})
Зона 2 - доставка от 45 минут, минимальная сумма заказа для бесплатной доставки 750 \x{20bd} (платная доставка 80 \x{20bd})
Зона 3 - доставка от 60 минут, минимальная сумма заказа для бесплатной доставки 1000 \x{20bd} (платная доставка 100 \x{20bd})
Зона 4 - доставка от 75 минут,
минимальная сумма заказа для бесплатной доставки 1300 \x{20bd} (платная доставка 120 \x{20bd})".
Закон не предъявляет требования указать всю существенную информацию, но обязывает формировать у ее потребителя правильное (достоверное) восприятие о соответствующей продукции (товаре, услуге).
Поэтому существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламы.
В рекламе не содержится существенной информации о бесплатной доставке в рамках установленной зоны бесплатной доставки, указанной на сайте компании http://bryansk.lybimygorod.ru.
Также в рекламе указано о проведении акций -5% при заказе на сайте компании и акции "счастливые часы", подразумевающей о предоставлении второго блюда в подарок при оформлении заказа с понедельника по четверг с 11-00 по 15-00 часов. При этом в ходе рассмотрения дела Комиссия Брянского УФАС установила, что в рекламных листовках не указаны сроки действия данных акции, а также отсутствует информация, что в рамках акции "счастливые часы" предоставляются в подарок не все блюда, а из конкретного перечня, размещенного на сайте компании http://bryansk.lybimygorod.ru. Указанная информация является существенной.
Таким образом, указанная реклама содержит признаки нарушения ч. 7 ст.5 ФЗ "О рекламе", согласно которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В ходе рассмотрения дела Комиссия Брянского УФАС также установила, что в аналогичных рекламных буклетах указана информация "доставка еды N 1 в Брянске".
Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ "О рекламе" информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например "N 1 ", "лучший", "самый", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.
В материалы дела лицом не представлены доказательства того, что ООО "Любимый город" - компания по "доставке еды N 1 в Брянске".
Таким образом, в рекламе не указан конкретный критерий, по которому осуществляется сравнение, и который имеет объективное подтверждение.
Таким образом, указанная реклама не соответствует требованиям п.1 ч.3 ст.5 ФЗ "О рекламе", в соответствии с которой недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: в том числе о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Согласно ст. 3 ФЗ "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержания рекламы лицо; рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Рекламодателем и рекламораспространителем является ООО "Любимый город" (241023, г. Брянск, ул. Бежицкая, д. 7, пом. 1).
В соответствии со ст. 38 указанного закона ответственность за нарушение ст. 8 ФЗ "О рекламе" N 38-ФЗ от 13 марта 2006 года несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
Руководствуясь п. 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать ненадлежащей рекламу ресторана ООО "Любимый город" о доставке суши и пиццы по телефону и сети Интернет, распространявшуюся в январе 2018 г. в ТЦ "Тимошковых", расположенном по адресу: г. Брянск, ул. Красноармейская 71-75, поскольку реклама не соответствует требованиям части 7 статьи 5, статьи 8 и пункту 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" в виду отсутствия в рекламе наименования продавца, место его нахождения и государственного регистрационного номера записи о создании лица, отсутствия информации о сроках акций, о бесплатной доставке в рамках установленной зоны бесплатной доставки, и предоставлении в подарок блюд из конкретного перечня, указанные на сайте компании http://bryansk.lybimygorod.ru, а также в размещении информации, что ООО "Любимый город" - компания по "доставке еды N 1 в Брянске" в отсутствие объективного подтверждения этому.
Выдать предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе ООО "Любимый город".
Передать материалы дела должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренное ст. 14.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме "09" апреля 2018 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии: Н.А.Новикова
Члены Комиссии:
И.П.Бухарова
В.В.Самсонова
Е.А.Исакова
ООО "Любимый город"
241023, г. Брянск, ул. Бежицкая, д. 7, пом. 1
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
"09" апреля 2018 г. г. Брянск
Комиссия Брянского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии:
Новикова Н.А. - зам. руководителя - начальник отдела естественных монополий и рекламы,
члены Комиссии:
Исакова Е.А. - государственный инспектор отдела естественных монополий и рекламы,
Самсонова В.В. - ведущий специалист-эксперт отдела естественных монополий и рекламы,
Бухарова И.П. - государственный инспектор отдела естественных монополий и рекламы,
на основании своего решения от "09" апреля 2018 г. по делу N 28 в отношении ООО "Любимый город" о признании ненадлежащей рекламы,
в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО "Любимый город" (241023, г. Брянск, ул. Бежицкая, д. 7, пом. 1) прекратить нарушение требований части 7 статьи 5, статьи 8 и пункту 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", выразившееся в распространении в январе 2018 г. в ТЦ "Тимошковых", расположенном по адресу: г. Брянск, ул. Красноармейская 71-75, рекламы ресторана ООО "Любимый город" о доставке суши и пиццы по телефону и сети Интернет в виду отсутствия в рекламе наименования продавца, место его нахождения и государственного регистрационного номера записи о создании лица, отсутствия информации о сроках акций, о бесплатной доставке в рамках установленной зоны бесплатной доставки, и предоставлении в подарок блюд из конкретного перечня, указанные на сайте компании http://bryansk.lybimygorod.ru, а также в размещении информации, что ООО "Любимый город" - компания по "доставке еды N 1 в Брянске" в отсутствие объективного подтверждения этому.
Срок исполнения предписания десять дней со дня получения настоящего предписания.
2. ООО "Любимый город" представить в Брянское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в пятнадцатидневный срок со дня получения настоящего предписания.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Брянское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ).
Предписание изготовлено в полном объеме "09" апреля 2018 г.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии: Н.А.Нов икова
Члены Комиссии:
И.П.Бухарова
В.В.Самсонова
Е.А.Исакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 9 апреля 2018 г. N 28
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 09.04.2018