На основании части 3, пункта 2) части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом руководителя Краснодарского УФАС России от 30.03.2018 N110 инспекция Краснодарского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция)
в соответствии с ч.4, ч.15, ч.15.1 ст.99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка в отношении Заказчика - МБУЗ ЦРБ имени заслуженного врача РФ В.Ф. Долгополова Выселковского района Краснодарского края при проведении электронного аукциона: "Строительство здания врача общей практики" (извещение N0318300163418000090),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба ИП Хаджирокова Р.М., согласно которой в аукционной документации установлены требования к Описанию объекта закупки, противоречащие ст.33 Закона о контрактной системе. Заказчиком в нарушение ч.13 ст.34; ч.8 ст.30 Закона о контрактной системе неверно установлен срок оплаты.
Представителями Заказчика представлены извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой представители Заказчика не согласились и считают, что документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Инспекция пришла к следующим выводам.
Заказчиком - МБУЗ ЦРБ имени заслуженного врача РФ В.Ф. Долгополова Выселковского района Краснодарского края проводился электронный аукцион: "Строительство здания врача общей практики" (извещение N0318300163418000090).
Начальная (максимальная) цена контракта - 8 941 494,00 руб.
В соответствии с ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п.1) п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п.2 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Документация электронного аукциона содержит Приложение N2 к "Описанию объекта закупки", где Заказчиком установлены требования к отдельным товарам (материалам), используемым для выполнения работ.
Заказчиком установлено:
N пп |
Наименование товаров (материалов), торговая марка (при наличии) |
Минимальные и максимальные значения показателей для определения эквивалентности товаров (материалов), а также значения показателей, которые не могут изменяться, предполагаемого к использованию в процессе выполнения работ |
|
Наименование показателя, ед.измерения |
Значение показателя |
||
4 |
Доски обрезные, ГОСТ 8486-86, ГОСТ 18288-87, ГОСТ 24454-80 |
Длина, м |
от 4 до 6,5 |
Ширина, мм |
75-150 |
||
Толщины, мм |
44 и более |
||
Сорт |
III сорта |
||
Хвойная древесина породы |
сосна/ель/лиственница |
Данные товары подлежат использованию при выполнении закупаемых работ, а именно при устройстве ленточных фундаментов: железобетонных (п.8 Локального сметного расчета N02-01-01 "Общестроительные работы". В указанном пункте сметы установлен шифр норматива ТЕР06-01-001-22, который соответствует ГЭСН (Государственные элементные системы нормы) 06-01-001-22 "Устройство ленточных фундаментов: железобетонных".
Согласно ГЭСН (Государственные элементные системы нормы) 06-01-001-22: в ходе выполнения работ по устройству ленточных фундаментов: железобетонных предусмотрено использование, в том числе следующих материалов:
Расход материалов
N |
Шифр |
Наименование |
Ед, Изм. |
Расход |
Ст-сть ед. Руб. |
Всего Руб. |
1 |
101-0797 |
Проволока горячекатаная в мотках, диаметром 6,3-6,5 мм |
т |
0,0305 |
4455,2 |
134,99 |
2 |
101-1513 |
Электроды диаметром 4 мм Э42 |
т |
0,13 |
10315 |
1 340,95 |
3 |
101-1668 |
Рогожа |
м2 |
88,2 |
10,2 |
899,64 |
4 |
101-1805 |
Гвозди строительные |
т |
0,013 |
11978 |
15:5,71 |
5 |
102-0053 |
Доски обрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 27 мм, Ш сорта |
мЗ |
0,14 |
1100 |
154,00 |
6 |
102-0061 |
Доски обрезные хвойных пород длиной 4-6.5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 44 мм и более, Ш сорта |
мЗ |
0,4 7 |
1056 |
496,52 |
7 |
203-0511 |
Щиты из досок толщиной 25 мм |
м2 |
39,2 |
55,55 |
1 392,78 |
8 |
204-9001 |
Арматура |
т |
6,6 |
0 |
0,00 |
9 |
401-9021 |
Бетон |
мЗ |
101,5 |
0 |
0,00 |
10 |
405-0253 |
Известь строительная, негашеная, комовая, сорт I |
т |
0,025 |
734,5 |
18,36 |
11 |
411-0001 |
Вода |
мЗ 1 |
0,283 |
2,44 |
0,69 |
Заказчик установил функциональные, качественные и технические характеристики данных товаров, исходя из своих потребностей. Указанные товары подлежат использованию при выполнении закупаемых работ по строительству здания врача общей практики.
Документация электронного аукциона содержит Раздел 1 "Сведения об электронном аукционе" п.20 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе и инструкция по ее заполнению", где Заказчиком установлено: "Диапазонные показатели типа "х-у" и "x_y" означают, что "у" является максимальным значением, "х" - минимальным значением установленного заказчиком показателя, участник закупки предоставляет конкретное значение показателя не менее/ не ниже х не более/ не выше у за исключением случаев, установленных настоящей инструкцией. В случае установления заказчиком требований к показателям вида "х и более", участник закупки в составе первой части заявки должен предложить два значения показателей: равное х и больше х".
В соответствии с п.2 ГОСТ 24454-80 "Пиломатериалы хвойных пород. Размеры (с Изменениями N 1, 2)" номинальные размеры толщины и ширины обрезных пиломатериалов с параллельными кромками и толщины необрезных и обрезных пиломатериалов с непараллельными кромками должны соответствовать указанным в таблице.
Толщина |
Ширина |
||||||||
16 |
75 |
100 |
125 |
150 |
- |
- |
- |
- |
- |
19 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
- |
- |
- |
- |
22 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
- |
- |
25 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
32 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
40 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
44 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
50 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
60 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
75 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
100 |
- |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
125 |
- |
- |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
- |
150 |
- |
- |
- |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
- |
175 |
- |
- |
- |
- |
175 |
200 |
225 |
250 |
- |
200 |
- |
- |
- |
- |
- |
200 |
225 |
250 |
- |
250 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
250 |
|
В соответствии с данной таблицей ГОСТа пиломатериал толщиной 44 мм не может иметь ширину 88 мм, как утверждает Заявитель, так как таблица ГОСТа указывает после 75 мм следующую ширину 100 мм. Также в ГОСТ предусмотрено "Примечание. По требованию потребителя допускается изготовлять пиломатериалы с размерами, не указанными в таблице", соответственно участник может указать нестандартную ширину, которая также будет соответствовать ГОСТ.
Таким образом, требования установленные по поз.4 "Доски обрезные" не противоречат положениям Закона о контрактной системе и позволяют корректно подготовить заявку на участие в электронном аукционе.
Заявитель в жало указывает, что Заказчиком в нарушение ч.13 ст.34; ч.8 ст.30 Закона о контрактной системе неверно установлен срок оплаты.
В соответствии с ч.8 ст.30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
В Извещении Заказчиком установлено, что закупка осуществляется среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В Разделе 2 "Проект контракта" Заказчиком установлено:
"2.8. Оплата производится поэтапно на расчетный счет Подрядчика, указанный в контракте, после выполнения соответствующего этапа работ и в размере, предусмотренном Графиком производства и оплаты работ (Приложение N 2 к Контракту), в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня подписания Заказчиком документов на оплату выполненных работ (счета, счет - фактуры (при необходимости), формы КС-2, КС-3) подписанных Заказчиком, юридическим лицом (физическим лицом), осуществляющим строительный контроль за ходом работ и Подрядчиком, а также представленных Подрядчиком исполнительной документации, согласно установленным требованиям нормативных документов и на основании подписанного Сторонами акта приемки этапа строительства объекта (Приложение N 4 к Контракту) при отсутствии у Заказчика претензий по объему и качеству выполненных на этапе работ. Авансирование не предусмотрено.
2.8.1.Окончательный расчет производится Заказчиком на расчетный счет Подрядчика, указанный в Контракте, после завершения строительства Объекта в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня подписания Заказчиком акта приемки законченного строительством объекта (Приложение N 5 к Контракту) при отсутствии у Заказчика претензий по объему и качеству выполненных Работ".
Таким образом, документация электронного аукциона в части порядка оплаты выполнения работ по контракту не противоречит требованиям ч.8 ст.30 Закона о контрактной системе.
Согласно п.1) ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В Извещении Заказчиком установлено:
Требования к участникам |
1 Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ) Участник закупки должен соответствовать единым требованиям, предусмотренным в пунктах 1, 3-5, 7, 7.1, 9, 10 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ. Подробный перечень единых требований, а также требований к предоставлению документов в составе второй части заявки указан в приложении к извещению. |
В Приложении к Извещению Заказчиком установлено: При проведении электронного аукциона Заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки (ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ):
- соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работы, являющейся объектом закупки: участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, которая имеет компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, и совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств. Требование не устанавливается для случаев, указанных в ч.2.1 и ч.2.2 ст.52 ГрК РФ.
Так, все перечисленные выше требования не распространяются:
- на участников, которые предложат цену контракта 3 млн. руб. и менее. Такие участники не обязаны быть членами СРО в силу ч.2.1 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
- на унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юрлица с госучастием в случаях, которые пречислены в ч.2.2 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
В соответствии с ч.3, 3.1 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
Застройщик вправе осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства самостоятельно при условии, что он является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не предусмотрено настоящей статьей, либо с привлечением иных лиц по договору строительного подряда.
К участию в электронном аукционе было подано 10 заявок, которые были допущены к участию. Документы, подтверждающие обоснованность доводов, Заявителем не представлены.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Хаджирокова Р.М. необоснованной.
Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N0318300163418000090).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 5 апреля 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 05.04.2018