Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Светлова Ирина Автономовна - Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю;
Члены Комиссии:
Кодерле Инесса Владимировна - Заместитель руководителя - начальник отдела правового обеспечения и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю;
Иванкова Наталья Александровна - главный специалист - эксперт отдела правового обеспечения и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю;
Муравкина Юлия Андреевна - главный специалист - эксперт отдела правового обеспечения и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю,
рассмотрев дело о признаках нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135 - ФЗ Управлением экономического развития и имущественных отношений Администрации Петропавловск - Камчатского городского округа (ОГРН 1024101028291 ул. Ленинская, д. 12, г. Петропавловск - Камчатский, 683000), выразившееся в передаче и закреплении объекта теплоснабжения: объект недвижимого имущества сооружение наружные тепловые сети назначение: Сооружения коммунального хозяйства, протяженность 243 метра, адрес (местонахождение) объекта: Камчатский край, город Петропавловск - Камчатский, проспект Победы, кадастровый (условный) номер: 41: 01: 0000000: 1952, балансовая стоимость 7 945 489 (семь миллионов девятьсот сорок пять тысяч четыреста восемьдесят девять) рублей 66 копеек на праве хозяйственного ведения за Муниципальным унитарным предприятием Петропавловск - Камчатского городского округа "Управление механизации и автомобильного транспорта" в соответствии с приказом N 264/17 от 03.08.2017 (Акт N КУ000125 о приеме - передаче объектов нефинансовых активов от 04 августа 2017 года) без проведения конкурсных процедур,
в присутствии заявителя - представитель по доверенности ПАО "Камчатскэнерго"
в присутствии заявителя - представитель по доверенности ПАО "Камчатскэнерго"
в присутствии ответчика - представитель по доверенности Управления экономического развития и имущественных отношений администрации Петропавловск - Камчатского городского округа - муниципальное учреждение
в присутствии ответчика - представитель по доверенности Управления экономического развития и имущественных отношений администрации Петропавловск - Камчатского городского округа - муниципальное учреждение
в присутствии заинтересованного лица - представитель по доверенности Муниципального унитарного предприятия Петропавловск - Камчатского городского округа "Управление механизации и автомобильного транспорта"
у с т а н о в и ла:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю поступило заявление ПАО "Камчатскэнерго" о признаках нарушения антимонопольного законодательства (вх. N 4078 от 16.10.2017 года).
В заявлении ПАО "Камчатскэнерго" сообщило, в адрес ПАО "Камчатскэнерго" поступило письмо МУП "Управление механизации и автомобильного транспорта" от 19.09.2017 N 2289, согласно которому приказом от 03.08.2017 N 264/17 Управления экономического развития и имущественных отношений администрации Петропавловск - Камчатского городского округа в МУП "УМиТ" передано теплосетевое имущество на праве хозяйственного ведения, а именно: сооружение наружные теплосетевые сети, назначение: cооружение коммунального хозяйства, протяженность 243 метра, адрес (местонахождение) объекта: Камчатский край, г. Петропавловск - Камчатский, проспект Победы, кадастровый номер 41:01:0000000:1952.
Статьей 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" установлено, что передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства или по концессионным соглашениям, за исключением случаев, регулируемых законодательством о банкротстве и приватизации. Вместе с этим законодательно установлено, что договоры аренды и концессионные соглашения должны быть заключены по результатам торгов, предусматривающих равный доступ всех потенциальных участников к муниципальному имуществу.
ПАО "Камчатскэнерго" в заявлении указало, что Управление экономического развития и имущественных отношений администрации Петропавловск - Камчатского городского округа незаконно передавая имущество в хозяйственное ведение, уклоняется от проведения закупочных процедур, тем самым нарушает Федеральный закон от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
К заявлению ПАО "Камчатскэнерго" приложило: копию письма МУП "УМИТ" N 2289 от 19.09.2017, копию приказа Управления экономического развития и имущественных отношений администрации Петропавловск - Камчатского городского округа N 264/17 от 03.08.2017, копию акта приема -передачи объектов нефинансовых активов N КУ000125 от 04.08.2017.
Управление Федеральной антимонопольной службой по Камчатскому краю направило в соответствии со статьей 39.1 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 года N 135 - ФЗ в адрес Управления экономического развития и имущественных отношений Администрации Петропавловск - Камчатского городского округа - муниципальное учреждение предупреждение (исх. N 48/05 от 11.01.2018 года) о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно прекращения действий по передаче и закреплению объекта теплоснабжения в соответствии с приказом N 264/17 от 03.08.2017 (Акт N КУ000125 о приеме - передаче объектов нефинансовых активов от 04 августа 2017 года) за Муниципальным унитарным предприятием Петропавловск - Камчатского городского округа "Управление механизации и автомобильного транспорта" без проведения конкурсных процедур.
В ответ на предупреждение (исх. N 48/05 от 11.01.2018 года) Управление экономического развития и имущественных отношений Администрации Петропавловск - Камчатского городского округа - муниципальное учреждение направило письмо (вх. N 737 от 26.02.2018) в котором сообщило, что закрепление имущества собственника на праве хозяйственного ведения за унитарным предприятием предусмотрено законодательством, закрепление имущества на праве хозяйственного ведения за указанным предприятием, не противоречит действующему законодательству. Выводы антимонопольного органа о том, что передача имущества состоялась без учета положений Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (в отсутствие конкурсной процедуры), что свидетельствует о нарушении Управлением пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
экономического развития и имущественных отношений Администрации Петропавловск - Камчатского городского округа - муниципальное учреждение не исполнило предупреждение (исх. N 48/05 от 11.01.2018 года).
На основании приказа Камчатского УФАС России от 05 марта 2018 года N 14-П было возбуждено дело N 21-05/04-18А.
На заседании 23 марта 2018 года Комиссия Камчатского УФАС России установила следующее.
22 марта 2018 года от Управления экономического развития и имущественных отношений администрации Петропавловск - Камчатского городского округа - муниципальное учреждение поступили запрашиваемые документы (вх. N 1157 от 22.03.2018 года), а именно приказ N 264/17 от 03.08.2017; акт N КУ000125 о приеме - передаче объектов нефинансовых активов от 04 августа 2017 года.
На заседании представители ПАО "Камчатскэнерго" поддержали доводы, изложенные в заявлении, считают, что в действиях Управления экономического развития и имущественных отношений администрации Петропавловск - Камчатского городского округа - муниципальное учреждение имеются признаки нарушения пунктом 8 части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135 - ФЗ выразившееся в передаче и закреплении объекта теплоснабжения на праве хозяйственного ведения за Муниципальным унитарным предприятием Петропавловск - Камчатского городского округа "Управление механизации и автомобильного транспорта" в соответствии с приказом N 264/17 от 03.08.2017 (Акт N КУ000125 о приеме - передаче объектов нефинансовых активов от 04 августа 2017 года) без проведения конкурсных процедур.
Представители Управления экономического развития и имущественных отношений администрации Петропавловск - Камчатского городского округа - муниципальное учреждение не согласились с установленным нарушением и пояснили, что закрепление имущества собственника на праве хозяйственного ведения за унитарным предприятием предусмотрено законодательством, закрепление имущества на праве хозяйственного ведения за указанным предприятием, не противоречит действующему законодательству.
Присутствовавший представитель заинтересованного лица подержала позицию Управления экономического развития и имущественных отношений администрации Петропавловск - Камчатского городского округа - муниципальное учреждение и также считает, что закрепление имущества на праве хозяйственного ведения за указанным предприятием, не противоречит действующему законодательству.
Исследовав имеющиеся в материалах дела документы, комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства считает невозможным рассмотреть дело N 21-05/04-18А в данном заседании, так как имеются основания для отложения рассмотрения дела.
Согласно пункта 3 части 1.1 статьи 47 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 года N 135 - ФЗ комиссия обязана отложить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае: принятия заключения об обстоятельствах дела.
Комиссия Камчатского УФАС России в соответствии с пунктом 3 части 1.1 статьи 47 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 года N 135 - ФЗ приняла решение отложить рассмотрение дела для принятия заключения об обстоятельствах дела.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135 - ФЗ (далее - Закон N135-ФЗ) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается: создание дискриминационных условий.
Закрепленные в данной норме запреты распространяются, прежде всего, на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных (волевых) инструментов.
Согласно части 1 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N190-ФЗ) передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
Частью 5 статьи 28.1 Закона N190-ФЗ предусмотрено, что договоры аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам проведения конкурсов на право заключения этих договоров в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, указанных в конкурсной документации и в заявках на участие в таких конкурсах, поданных участниками торгов, с которыми заключаются эти договоры.
На основании части 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон N 115-ФЗ) концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.
Закрепление объектов теплоснабжения за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения без проведения таких процедур препятствует развитию конкуренции, поскольку создает для данного хозяйствующего субъекта преимущественные условия в получении муниципального имущества во временное владение и (или) пользование и лишает иных лиц, занимающихся аналогичной хозяйственной деятельностью, возможности получить права на эти объекты.
Передача органами местного самоуправления прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, иначе как на основании договоров аренды или концессионных соглашений, заключенных по результатам конкурсных процедур, предусмотренных Законом N190-ФЗ и Законом N 115-ФЗ, не допускается.
В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их не проведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.
Передача прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества государственными или муниципальными предприятиями или учреждениями на конкурсной основе, то есть путем проведения конкурса или аукциона, позволяет обеспечить равный доступ к государственному или муниципальному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.
Учитывая изложенное, собственник имущества, закрепленного за государственным или муниципальным предприятием или учреждением на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, должен принимать решение о даче согласия на передачу этого имущества с соблюдением требований Закона о защите конкуренции, в том числе с учетом необходимости проведения торгов при передаче прав на такое имущество.
На основании изложенного Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю приходит к выводу о наличии
в действиях Управления экономического развития и имущественных отношений Администрации Петропавловск - Камчатского городского округа (ОГРН 1024101028291 ул. Ленинская, д. 12, г. Петропавловск - Камчатский, 683000)
признаков нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135 - ФЗ выразившееся в передаче и закреплении объекта теплоснабжения: объект недвижимого имущества сооружение наружные тепловые сети назначение: Сооружения коммунального хозяйства, протяженность 243 метра, адрес (местонахождение) объекта: Камчатский край, город Петропавловск - Камчатский, проспект Победы, кадастровый (условный) номер: 41: 01: 0000000: 1952, балансовая стоимость 7 945 489 (семь миллионов девятьсот сорок пять тысяч четыреста восемьдесят девять) рублей 66 копеек на праве хозяйственного ведения за Муниципальным унитарным предприятием Петропавловск - Камчатского городского округа "Управление механизации и автомобильного транспорта" в соответствии с приказом N 264/17 от 03.08.2017 (Акт N КУ000125 о приеме - передаче объектов нефинансовых активов от 04 августа 2017 года) без проведения конкурсных процедур.
Дополнительно сообщаем, что согласно части 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле вправе представить Комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.
Председатель Комиссии И.А.Светлова
Члены Комиссии И.В.Кодерле
Н.А.Иванкова
Ю.А.Муравкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 3 апреля 2018 г. N 21-05/04-18А (ключевые темы: право хозяйственного ведения - концессионное соглашение - нефинансовые активы - передача прав - муниципальная собственность)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 03.04.2018