Резолютивная часть решения оглашена "06" марта 2018 г.
В полном объеме решение изготовлено "19" марта 2018 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель: <_.>;
члены Комиссии: <_.>;
рассмотрев дело N3-00-7/38-18, возбужденное по признакам нарушения требований, установленных ст.9 и ч.1 ст. 14 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ (далее - Закон о рекламе) по факту распространения 05.10.2017 г. в эфире телекомпании "НОВОСТИ.Усолье" на телеканале РЕН ТВ в 20 часов 14 минут рекламы следующего содержания: "Городская продолжает розыгрыш призов. Напоминаю, чтобы стать его участником необходимо просто разместить платное объявление в еженедельнике, но а сегодня узнаем победителя этой недели, им становится_ Савчук Тамара Александровна. Тамара Александровна, приз ждет вас в редакции, это подписка на городскую газету на три месяца и два билета в кинотеатр Ровесник." , в присутствии:
- лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: рекламодатель и рекламораспространитель - ООО "ИнфоЦентр" в лице представителей по доверенности <_.> - в отсутствии заявителя <_.>,ь надлежащим образом уведомленным о рассмотрении дела,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области поступило обращение от гражданина <_.> (вх. N 15333 от 08.12.2017 г.) о распространении рекламы 5 октября 2017 г. в эфире телеканала РЕН ТВ, транслируемого в эфире г. Усолье-Сибирское и Усольском районе, а также в кабельных сетях г. Усолье-Сибирское, в вечернем выпуске информационной программы "НОВОСТИ.Усолье" нарушающей требования Закона о рекламе. К заявлению приложена запись эфира телекомпании "Усолье" на телеканале "РЕН ТВ" от 05.10.2017 г. с 20 часов 03 минут до 20 часов 30 минут.
Иркутским УФАС России установлено, что 05.10.2017 г. в эфире телекомпании "НОВОСТИ.Усолье" на телеканале РЕН ТВ в 20 часов 14 минут распространена реклама следующего содержания: "Городская продолжает розыгрыш призов. Напоминаю, чтобы стать его участником необходимо просто разместить платное объявление в еженедельнике, но а сегодня узнаем победителя этой недели, им становится_ Савчук Тамара Александровна. Тамара Александровна, приз ждет вас в редакции, это подписка на городскую газету на три месяца и два билета в кинотеатр Ровесник.". В данной рекламе отсутствует информация о проведении стимулирующего мероприятия, а именно сроки проведения мероприятия, количество призов и порядка их получения, а также во время прерывания телепрограммы рекламой о проведении розыгрыша призов не было сообщено о последующей трансляции данной рекламы.
В соответствии с Федеральным законом от 27.12.1991 г. N2124-1 "О средствах массовой информации", распространение рекламы в СМИ осуществляется в порядке, установленным законодательством о рекламе.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ "О рекламе" от 13.03.2006 г N 38-ФЗ реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, изготовитель или продавец товара, на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Согласно ч.1 ст.14 Закона о рекламе, прерывание телепрограммы или телепередачи рекламой, то есть остановка трансляции телепрограммы или телепередачи для демонстрации рекламы, должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы, за исключением прерывания спонсорской рекламой.
Прерывание телепрограммы "НОВОСТИ.Усолье" не предваряется сообщением о последующей трансляции рекламы следующего содержания: "Городская продолжает розыгрыш призов. _ Далее по тексту.".
Следовательно, реклама содержит признаки нарушения ч.1 ст.14 Закона о рекламе.
Таким образом, при совмещении телепрограммы с рекламой о проведении конкурса, а именно о проведении розыгрыша призов перед этим необходимо сообщить о последующей трансляции данной рекламы.
Согласно ст.9 Закона о рекламе, в рекламе, сообщающей о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:
1) сроки проведения такого мероприятия;
2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
Во время трансляции рекламы следующего содержания: "Городская продолжает розыгрыш призов. Напоминаю, чтобы стать его участником необходимо просто разместить платное объявление в еженедельнике, но а сегодня узнаем победителя этой недели, им становится_ Савчук Тамара Александровна. Тамара Александровна, приз ждет вас в редакции, это подписка на городскую газету на три месяца и два билета в кинотеатр Ровесник." не было сообщено о сроках проведения мероприятия, о количестве призов и порядка их получения.
Следовательно, реклама содержит признаки нарушения ст.9 Закона о рекламе.
Таким образом, при трансляции рекламы сообщающей о проведении конкурса должны быть указаны срок проведения мероприятия, количество призов и порядок их получения.
В связи с обнаружением признаков нарушения ст.9 и ч.1 ст.14 Закона о рекламе Иркутским УФАС России определением N 7/18 возбуждено дело по факту распространения 05.10.2017 в эфире телекомпании "НОВОСТИ.Усолье" на телеканале РЕН ТВ в 20 часов 14 минут рекламы розыгрыша призов без указания сроков проведения мероприятия, количества призов и порядка их получения, а также отсутствовало сообщение во время прерывания телепрограммы о последующей трансляции данной рекламы следующего содержания: "Городская продолжает розыгрыш призов....Далее по тексту.".
К участию в его рассмотрении привлечено лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе: рекламораспространитель - ООО "ИнфоЦентр"; заявитель - <_.>.
При рассмотрении данной категории дел антимонопольный орган руководствуется Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, утвержденными Постановлением Правительства N 508 от 17 августа 2006 года (далее - Правила).
Дело назначено к рассмотрению на 06.03.2018 г.
В ходе рассмотрения дела Комиссией Иркутского УФАС установлено следующее.
ООО "ИнфоЦентр" (далее - Общество) предоставлены письменные пояснения (вх. N 1152/18 от 01.02.2018 г.), о том, что Обществом не допущено нарушение ч.1 ст.14 Закона о рекламе в связи с тем, что телепрограмма "НОВОСТИ.Усолье" не прерывалась для демонстрации рекламы розыгрыша призов, так как данная информация о розыгрыше входила в единый новостной блок программы. В связи с этим Общество полагает необоснованным довод о необходимости сообщения о последующей трансляции рекламы перед сюжетом о розыгрыше призов.
Также в пояснении Общества указано, что допущено нарушение ст.9 Закона о рекламе в части не сообщения о сроках проведения мероприятия (п.1 ст.9 Закона о рекламе). Остальная информация (п.2 ст.9 Закона о рекламе) сообщена в необходимом объеме, что подтверждается правовой позицией изложенной в п.27 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 г. N58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе"": "Судам надлежит учитывать, что названные нормы обязывают рекламодателя сообщать не саму информацию об организаторе стимулирующего мероприятия и так далее, а источник этой информации (например, адрес интернет-сайта, номер телефона, по которому можно получить информацию)". Согласно записи эфира телепрограммы, во время проведения розыгрыша призов на заднем плане транслировалась информация о газете "Городская." Таким образом, Общество считает, что сообщен источник информации о проведении мероприятия.
Во время рассмотрения дела Общество пояснило, что цель проведения розыгрыша призов во время эфира "НОВОСТИ.Усолье" это привлечение внимания зрителей к Усольской городской газете. Таким образом информация распространенная в эфире "НОВОСТИ.Усолье" в 20 часов 14 минут о проведении мероприятия Городской газетой розыгрыша призов является рекламой.
Комиссия Иркутского УФАС России, рассмотрев доводы сторон, признало их несостоятельными в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона о рекламе прерывание телепрограммы или телепередачи рекламой, то есть остановка трансляции телепрограммы или телепередачи для демонстрации рекламы, должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы, за исключением прерывания спонсорской рекламой.
Таким образом, реклама следующего содержания: "Городская продолжает розыгрыш призов. _ Далее по тексту." должна была предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы.
В рекламе стимулирующего мероприятия следует указывать не только источник информации, но и сообщать о том, какого рода сведения может получить потребитель рекламы, обратившись к данному источнику информации, а именно информацию об организаторе мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатом мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
Наличие у потребителей рекламы потенциальной возможности получить необходимую информацию, позвонив по номеру телефона указанному на заднем плане транслируемой телепрограммы, не освобождает рекламодателя/ рекламораспространителя от исполнения требований, предусмотренных ст.9 Закона о рекламе.
Таким образом, Обществом нарушены ч.1 ст.14 и ст.9 Закона о рекламе
В соответствии с ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требования, установленного ст.9 и ч.1 ст.14 Закона о рекламе несет рекламораспространитель.
В соответствии с ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требования, установленного ст.9 Закона о рекламе несет рекламодатель.
В соответствии с ч. 7 ст. 3 Закона о рекламе, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. В соответствии с ч.5 ст.7 Закона о рекламе, рекламодатель - изготовитель или продавец товара, либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержания рекламы лицо.
Таким образом, из имеющихся материалов дела следует, что рекламораспространителем и рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО "ИнфоЦентр".
Следовательно, действия ООО "ИнфоЦентр", являющимся рекламораспространителем и рекламодателем рекламы распространенной 05.10.2017 в эфире телекомпании "НОВОСТИ.Усолье" на телеканале РЕН ТВ в 20 часов 14 минут рекламы розыгрыша призов без указания сроков проведения мероприятия, количества призов и порядка их получения, а также отсутствовало сообщение во время прерывания телепрограммы о последующей трансляции данной рекламы следующего содержания: "Городская продолжает розыгрыш призов. Напоминаю, чтобы стать его участником необходимо просто разместить платное объявление в еженедельнике, но а сегодня узнаем победителя этой недели, им становится_ Савчук Тамара Александровна. Тамара Александровна, приз ждет вас в редакции, это подписка на городскую газету на три месяца и два билета в кинотеатр Ровесник." нарушает требования ч.1 ст. 14 и ст. 9 Закона о рекламе.
В соответствии с ч. 4 ст. 38 Закона о рекламе нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с п.44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам наращения законодательства РФ о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В Иркутское УФАС России не представлены доказательства прекращения распространения рассматриваемой рекламы.
В связи с чем, Комиссия Иркутского УФАС России считает целесообразным выдачу предписаний о прекращении нарушения требований рекламного законодательства.
На основании части 1 пункта 2 статьи 33, части 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную 05.10.2017 в эфире телекомпании "НОВОСТИ.Усолье" на телеканале РЕН ТВ в 20 часов 14 минут следующего содержания: "Городская продолжает розыгрыш призов. Напоминаю, чтобы стать его участником необходимо просто разместить платное объявление в еженедельнике, но а сегодня узнаем победителя этой недели, им становится_ Савчук Тамара Александровна. Тамара Александровна, приз ждет вас в редакции, это подписка на городскую газету на три месяца и два билета в кинотеатр Ровесник.", а именно, в данной рекламе отсутствует информация о проведении стимулирующего мероприятия (сроки проведения мероприятия, количество призов и порядка их получения), а также во время прерывания телепрограммы рекламой о проведении розыгрыша призов не было сообщено о последующей трансляции данной рекламы.
2. Выдать ООО "ИнфоЦентр" предписание о прекращении нарушения требований рекламного законодательства.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14. 3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 65/18
г. Иркутск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель: <_.>;
члены Комиссии: <_.>;
<_.>;
рассмотрев дело N 3-00-7/38-18 от 10.01.2018 г., возбужденное по признакам нарушения требований ч. 1 ст. 14 и ст.9 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ, на основании своего решения N от 19.03.2018 г. о признании ненадлежащей рекламы, распространенной 05.10.2017 г. в эфире телекомпании "НОВОСТИ.Усолье" на телеканале РЕН ТВ в 20 часов 14 минут рекламы следующего содержания: "Городская продолжает розыгрыш призов. Напоминаю, чтобы стать его участником необходимо просто разместить платное объявление в еженедельнике, но а сегодня узнаем победителя этой недели, им становится_ Савчук Тамара Александровна. Тамара Александровна, приз ждет вас в редакции, это подписка на городскую газету на три месяца и два билета в кинотеатр Ровесник.", в связи с нарушением требований ч. 1 ст. 14 и ст.9 Федерального закона "О рекламе", поскольку рекламораспространителем и рекламодателем не сообщена информация о проведении стимулирующего мероприятия (сроки проведения мероприятия, количество призов и порядка их получения), а также во время прерывания телепрограммы рекламой о проведении розыгрыша призов не было сообщено о последующей трансляции данной рекламы, и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО "ИнфоЦентр" в 5ти-дневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение ст.9 Федерального закона "О рекламе" от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ, а именно: прекратить распространение рекламы стимулирующего мероприятия при отсутствии информации о сроках проведения мероприятия, количество призов и порядка их получения;
прекратить нарушение части 1 статьи 14 Федерального закона "О рекламе" от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ, а именно во время прерывания телепрограммы рекламой сообщать о последующей трансляции данной рекламы.
2. ООО "ИнфоЦентр" представить в Иркутское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания, в двухдневный срок после его исполнения.
Неисполнение предписания УФАС по Иркутской области влечет административную ответственность в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 6 марта 2018 г. N 3-00-7/38-18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.03.2018