Резолютивная часть решения оглашена "06" марта 2018 г.
В полном объеме решение изготовлено "19" марта 2018 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель: <_.>;
члены Комиссии: <_.>;
рассмотрев дело N 3-5-6/38--18, возбужденное по признакам нарушения требований, установленных ч.10.1 ст.5 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ (далее - Закон о рекламе) по факту распространения 05.10.2017 г. в эфире телекомпании "НОВОСТИ.Усолье" на телеканале РЕН ТВ в 20 часов 13 минут рекламы без указания знака информационной продукции следующего содержания: "Концерт Геннадия Ветрова. Талантливый актер, музыкант и писатель, выступит с юмористическими номерами в Усолье-Сибирском, 5 ноября во дворце культуры, начало 19 часов 00 минут.", в присутствии:
- лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: рекламодатель и рекламораспространитель - ООО "И" в лице представителей по доверенности <_.>
- в отсутствии заявителя <_.>, надлежащим образом уведомленным о рассмотрении дела,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области поступило обращение от гражданина <_.> (вх. N 15333 от 08.12.2017 г.) о распространении рекламы 5 октября 2017 г. в эфире телеканала РЕН ТВ, транслируемого в эфире г. Усолье-Сибирское и Усольском районе, а также в кабельных сетях г. Усолье-Сибирское, в вечернем выпуске информационной программы "НОВОСТИ.Усолье" нарушающей требования Федерального Закона "О рекламе" от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ (далее - Закон о рекламе). К заявлению приложена запись эфира телекомпании "Усолье" на телеканале "РЕН ТВ" от 05.10.2017 г. с 20 часов 03 минут до 20 часов 30 минут.
Иркутским УФАС России установлено, что 05.10.2017 г. в эфире телекомпании "НОВОСТИ.Усолье" на телеканале РЕН ТВ в 20 часов 13 минут распространена реклама следующего содержания: "Концерт Геннадия Ветрова. Талантливый актер, музыкант и писатель, выступит с юмористическими номерами в Усолье-Сибирском, 5 ноября во дворце культуры, начало 19 часов 00 минут." В данной рекламе отсутствует знак информационной продукции.
В соответствии с Федеральным законом от 27.12.1991 г. N2124-1 "О средствах массовой информации", распространение рекламы в СМИ осуществляется в порядке, установленным законодательством о рекламе.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ "О рекламе" от 13.03.2006 г N 38-ФЗ реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, изготовитель или продавец товара, на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Согласно ч.10.1 ст.5 не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", (далее - Закон N436-ФЗ) без указания категории данной информационной продукции.
Буквальное толкование положений указанной нормы позволяет сделать вывод о том, что речь идет исключительно о рекламе информационной продукции.
Поскольку 05.10.2017 г. в эфире телекомпании "НОВОСТИ.Усолье" на телеканале РЕН ТВ в 20 часов 13 минут была распространена реклама следующего содержания: "Концерт Геннадия Ветрова.... Далее по тексту" без указания знака информационной продукции, указанная реклама содержит признаки нарушения ч.10.1 ст. 5 Закона о рекламе.
В связи с обнаружением признаков нарушения ч.10.1 ст.5 Закона о рекламе Иркутским УФАС России определением N 9/18 возбуждено дело по факту распространения 05.10.2017 в эфире телекомпании "НОВОСТИ.Усолье" на телеканале РЕН ТВ в 20 часов 13 минут рекламы без указания знака информационной продукции следующего содержания: "Концерт Геннадия Ветрова. Талантливый актер, музыкант и писатель, выступит с юмористическими номерами в Усолье-Сибирском, 5 ноября во дворце культуры, начало 19 часов 00 минут.".
К участию в его рассмотрении привлечено лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе: рекламораспространитель - ООО "ИнфоЦентр"; заявитель - <_.>.
При рассмотрении данной категории дел антимонопольный орган руководствуется Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, утвержденными Постановлением Правительства N 508 от 17 августа 2006 года (далее - Правила).
Дело назначено к рассмотрению на 06.03.2018 г.
В ходе рассмотрения дела Комиссией Иркутского УФАС установлено следующее.
ООО "ИнфоЦентр" (далее - Общество) предоставлены письменные пояснения (вх. N 1153/18 от 01.02.2018 г.), о том, что Обществом не допущено нарушение ч.10.1 ст.5 Закона рекламе, так как указанная реклама не подлежит классификации в соответствии с требованиями Закона N436-ФЗ, поскольку не содержит запрещенную либо ограниченную для распространения среди детей определенной возрастной категории информацию (ст.5 Закона N436-ФЗ). Также в пояснении указано, что категория информационной продукции (16+) телепрограммы "НОВОСТИ. Усолье" была указана в начале трансляции телепрограммы, что соответствует требованиям п.п. 5 и 6 Приказа Минкомсвязи России от 17.08.2012 N202 "Об утверждении порядка демонстрации знака информационной продукции в начале трансляции телепрограммы, телепередачи, а также при каждом возобновлении их трансляции (после прерывания рекламой и (или) иной информацией).
Комиссия Иркутского УФАС России, рассмотрев доводы сторон, признало их несостоятельными в связи со следующим.
Согласно Письму ФАС России от 14.12.2012 N АЦ/42338/12 "О размещении в рекламе категории информационной продукции" требование ч.10.1 ст.5 распространяется только на рекламу информационной продукции, но не рекламу иных товаров или услуг.
Согласно п.5 ст.2 Закона N436-ФЗ под информационной продукцией понимается, предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", и сетей подвижной радиотелефонной связи.
Соответственно, требование об указании в рекламе категории информационной продукции не распространяется на рекламу товаров, не подпадающих под понятие информационной продукции.
Объектом рекламирования в рассматриваемой рекламе является зрелищное мероприятие (концерт Геннадия Ветрова).
Согласно п.3 ст.2 Закона N 436-ФЗ зрелищное мероприятие - демонстрация информационной продукции в месте, доступном для детей, и в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, в том числе посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий.
В соответствии с ч. 10.1 ст. 5 Закона о рекламе не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Закона N436-ФЗ, без указания категории данной информационной продукции.
Согласно ч. 1-2 ст. 6 Закона N 436-ФЗ классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям ст. 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.
При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:
1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;
2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;
3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.
В данном случае речь идет не только об информации, полученной в результате рекламы зрелищного мероприятия, но и об информации, которая может быть получена при проведении соответствующего мероприятия (Постановление девятого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2013 г. N09АП-36586/2013).
Согласно ч. 3 ст. 6 Закона N436-ФЗ классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями указанного Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:
1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;
2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;
3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;
4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;
5) информационная продукция, запрещенная для детей.
Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации (часть 6 статьи 6 Закона N436-ФЗ). Указанные документы Обществом не представлены.
Согласно Информационному сообщению Роскомнадзора "Рекомендации средствам массовой информации по применению Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" знак информационной продукции демонстрируется в начале трансляции каждой новой телепрограммы, телепередачи, а также при каждом возобновлении их трансляции (после прерывания рекламой и (или) иной информацией).
Таким образом знак информационной продукции указанный в начале информационной программы "НОВОСТИ.Усолье" (16+) распространяется на саму программу, а не на рекламу зрелищного мероприятия.
Таким образом, Обществом нарушена ч.10.1 ст. 5 Закона о рекламе.
В соответствии с ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требования, установленного ч.10.1 ст.5 Закона о рекламе несет рекламораспространитель.
В соответствии с ч. 7 ст. 3 Закона о рекламе, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Таким образом, из имеющихся материалов дела следует, что рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО "ИнфоЦентр".
Следовательно, действия ООО "ИнфоЦентр", являющимся рекламораспространителем рекламы распространенной 05.10.2017 в эфире телекомпании "НОВОСТИ.Усолье" на телеканале РЕН ТВ в 20 часов 13 минут без указания знака информационной продукции следующего содержания: "Концерт Геннадия Ветрова. Талантливый актер, музыкант и писатель, выступит с юмористическими номерами в Усолье-Сибирском, 5 ноября во дворце культуры, начало 19 часов 00 минут.", нарушает требования ч. 10.1 ст. 5 Закона о рекламе.
В соответствии с ч. 4 ст. 38 Закона о рекламе нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с п.44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам наращения законодательства РФ о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В Иркутское УФАС России не представлены доказательства прекращения распространения рассматриваемой рекламы.
В связи с чем, Комиссия Иркутского УФАС России считает целесообразным выдачу предписаний о прекращении нарушения требований рекламного законодательства.
На основании части 1 пункта 2 статьи 33, части 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную 05.10.2017 в эфире телекомпании "НОВОСТИ.Усолье" на телеканале РЕН ТВ в 20 часов 13 минут следующего содержания: "Концерт Геннадия Ветрова. Талантливый актер, музыкант и писатель, выступит с юмористическими номерами в Усолье-Сибирском, 5 ноября во дворце культуры, начало 19 часов 00 минут." а именно, в рекламе не указан знак информационной продукции.
2. Выдать ООО "ИнфоЦентр" предписание о прекращении нарушения требований рекламного законодательства.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14. 3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 66/18
г. Иркутск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель: <_.>;
члены Комиссии: <_.>;
рассмотрев дело N3-5-8/38-18 от 10.01.2018 г., возбужденное по признакам нарушения требований ч. 10.1 ст. 5 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ, на основании своего решения N 273/18 от 19.03.2018 г. о признании ненадлежащей рекламы, распространенной 05.10.2017 г. в эфире телекомпании "НОВОСТИ.Усолье" на телеканале РЕН ТВ следующего содержания: "Концерт Геннадия Ветрова. Талантливый актер, музыкант и писатель, выступит с юмористическими номерами в Усолье-Сибирском, 5 ноября во дворце культуры, начало 19 часов 00 минут." , в связи с нарушением требований ч. 10.1 ст. 5 Федерального закона "О рекламе", поскольку рекламораспространителем не указан знак информационной продукции,
и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО "ИнфоЦентр" в 5ти-дневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение части 10.1 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ, а именно: прекратить распространение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", без указания категории данной информационной продукции, в эфире телекомпании "НОВОСТИ.Усолье" на телеканале РЕН ТВ.
2. ООО "ИнфоЦентр" представить в Иркутское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания, в двухдневный срок после его исполнения.
Неисполнение предписания УФАС по Иркутской области влечет административную ответственность в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 6 марта 2018 г. N 3-5-6/38--18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.03.2018