Комиссия Амурского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: <_>,
члены Комиссии: <_>, ведущий специалист-эксперт отдела товарных рынков и рекламы, <_>, специалист-эксперт отдела товарных рынков и рекламы,
рассмотрев дело N Р-5/45 2017 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 3 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, части 11 статьи 5, части 9 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе") по факту распространения в 2017 году недостоверной рекламы ООО <_>, искажающей смысл предоставляемых услуг и вводящей в заблуждение потребителей,
в отсутствие представителей:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - ООО <_> (675000, Амурская область, г. Благовещенск, <_>), уведомлено надлежащим образом, представители не явились;
заявителя <_> (675000, Амурская область, г. Благовещенск, <_>), уведомлено надлежащим образом, представители не явились;
заинтересованных лиц:
- ООО <_> (675000, Амурская область, <_>), уведомлено надлежащим образом, представители не явились;
- <_> (675000, Амурская область, г. Благовещенск, <_>), уведомлен надлежащим образом, представители не явились;
эксперта - ---, переводчика - ---,
УСТАНОВИЛА:
В Амурское УФАС России 18.10.2017 поступило заявление <_> (вх. от <_> N <_>) о признаках нарушения Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе") выраженного в распространении ООО <_> недостоверной информации, искажающей смысл предоставляемых услуг и вводящей в заблуждение потребителей рекламы.
15.12.2017 по данному факту Амурским УФАС России возбуждено дело N Р-5/45 2017 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 3 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, части 11 статьи 5, части 9 статьи 19 Закона "О рекламе" в отношении ООО <_> и ООО <_>.
В ходе рассмотрения данного дела, исследовав его материалы, заслушав участвующих в деле лиц, установлены следующие обстоятельства.
В 2017 году на территории г. Благовещенска Амурской области распространена следующая информация:
на фасаде здания жилого дома, расположенного по адресу ул. <_> в том числе 06.10.2017, 29.10.2017:
"Займы
под залог недвижимости
8(4162) <_>
*Займ предоставляет: ООО <_>. ИНН/КПП <_>ОГРН <_>;
в выпуске N102 от 05.09.2017, N108 от 19.09.2017, N114 от 03.10.2017, N120 от 17.10.2017, N128 от 17.11.2017, N134 от 21.11.2017 газеты <_> с текстом следующего содержания:
"Срочно нужны ДЕНЬГИ???
Займы под залог
недвижимости
8 (4162) <_> ул. <_>
*заем предоставляет: ООО <_> ИНН/КПП <_> ОГРН <_>".
Указанная информация, в соответствии c пунктом 1 статьи 3 Закона "О рекламе", подпадает под понятие "реклама", поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования, в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона "О рекламе", являются услуги по предоставлению займов под залог недвижимости, предоставляемые ООО <_>.
Согласно общедоступной информации, размещенной на официальном сайте Центрального банка Российской Федерации (https://www.cbr.ru) ООО <_> состоит в Государственном реестре ломбардов. Деятельность ломбардов регулируется Федеральным законом от 19.07.2007 N 196-ФЗ "О ломбардах" (далее - Закон "О ломбардах").
В силу требований части 3 статьи 2 Закона "О ломбардах" ломбард вправе принимать в залог и на хранение движимые вещи (движимое имущество), принадлежащие заемщику или поклажедателю и предназначенные для личного потребления.
В соответствии с частью 4 статьи 2 Закона "О ломбардах" ломбарду запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранение вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг.
В силу части 11 статьи 5 Закона "О рекламе" при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.
Действующим законодательством установлен запрет на осуществление ломбардами любых сделок с использованием недвижимости.
Таким образом, вышеуказанная реклама не соответствует требованиям части 11 статьи 5 Закона "О рекламе".
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона "О рекламе", ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона "О рекламе" реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В силу пункта 3 части 3 статьи 5 Закона "О рекламе", недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.
Вместе с тем, информация, размещенная в данной рекламе, содержит не соответствующие действительности сведения о возможности предоставления ООО <_> займов под залог недвижимости.
Таким образом, вышеуказанная реклама не соответствует требованиям пункта 3 части 3 статьи 5 Закона "О рекламе".
Согласно части 9 статьи 19 Закона "О рекламе", установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Комиссия Амурского УФАС России пришла к выводу о наличии признаков нарушения части 9 статьи 19 Закона "О рекламе" при распространении наружной рекламы займов под залог недвижимости на фасаде здания жилого дома, расположенного по адресу ул. <_>. В связи с тем, что в ходе рассмотрения дела не установлены владельцы рекламной конструкции, Комиссия Амурского УФАС России решила не передавать материалы дела в органы внутренних дел для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссией Амурского УФАС России в ходе рассмотрения дела не установлены рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель наружной рекламы на фасаде здания жилого дома, расположенного по адресу ул. <_>.
ООО <_> письменно сообщило (вх. N <_> от <_>) следующее:
- рекламодателем и рекламоизготовителем рекламы услуг ООО <_> размещенной в газете <_> N102 от 05.09.2017 на странице N1 является Общество с ограниченной ответственностью <_>;
- макет данной рекламы был в готовом виде предоставлен ООО <_>, расположенным по адресу: г. Благовещенск, ул. <_>;
- вышеуказанная реклама была опубликована, помимо N102 от 05.09.2017, в N108 от 19.09.2017, N114 от 03.10.2017, N120 от 17.10.2017, N128 от 17.11.2017, N134 от 21.11.2017 газеты <_>.
ООО <_> сообщило (вх. N <_> от <_>), что является рекламодателем рекламного сообщения в номере 102 от 05.09.2017 в газете <_>. Счета и акты выполненных работ на производство и распространение рекламы, опубликованной в газете <_> в распоряжении ООО <_> отсутствуют, равно как и согласованный макет рекламного модуля.
по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска представлены письменные пояснения (вх. N <_> от <_>), в соответствии с которыми действующего разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Благовещенск, ул. <_> с текстом следующего содержания: "Займы под залог недвижимости 8(4162) <_> *Займ предоставляет: ООО <_>. ИНН/КПП <_> ОГРН <_>, не имеется, информация о владельцах указанной конструкции отсутствует. В ходе проверки, проведенной 29.01.2018 по адресу г. Благовещенск, ул. <_> не обнаружено наружной рекламы займов под залог недвижимого имущества, конструкция для размещения рекламной информации не используется.
<_> письменно (вх. N <_> от <_>) сообщило, что не осуществляет и не осуществляло выдачу займов под залог недвижимости, не заключало соответствующих договоров с физическими и юридическими лицами ни в 2017 году, ни ранее. Согласно положений статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ "О ломбардах" ломбард вправе принимать в залог и на хранение движимые вещи (движимое имущество). Ломбарду запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг. В связи с данными положениями федерального закона, мы не вправе осуществлять указанную в рассматриваемом рекламном материале деятельность. Доказательств фактического осуществления компанией выдачи займов под залог недвижимости в материалах дела не имеется. Относительно рассматриваемого рекламного материала, ООО <_>, равно как и его должностные лица, не определяли содержание рассматриваемого рекламного материала и не заключали договоров, соглашений с третьими лицами (как в устной, так и в письменной форме) о его распространении ни в печатном издании, ни посредством размещения на конструкции наружной рекламы, никаким-либо иным образом. ООО <_> не располагает сведениями о том, кем, когда и на основании каких разрешительных документов был размещен рассматриваемый рекламный баннер.
Представитель ООО <_> по доверенности <_> письменно (вх. <_> от <_>; вх. N <_> от <_>), а также устно в ходе рассмотрения дела 06.02.2018 пояснила, что ООО <_> осуществляло размещение рассматриваемого рекламного материала в газете <_> N 102 от 05.09.2017. ООО <_> не заключало какой-либо договор и (или) соглашение с ООО <_> относительно распространения рассматриваемого рекламного материала. По факту размещения вышеуказанной рекламы помимо N102 от 05.09.2017, в других номерах: N 108 от 19.09.2017, N114 от 03.10.2017, N120 от 17.10.2017, N128 от 17.11.2017, N134 от 21.11.2017 газеты <_>, согласно информации, представленной ООО <_>, представитель по доверенности Сидоренко Е.И. указала, что не подвергает данную информацию сомнению.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Амурского УФАС России приходит к выводу о наличии в рекламе займов под залог недвижимого имущества, распространенной в газете <_> в выпуске N102 от 05.09.2017, в N108 от 19.09.2017, N114 от 03.10.2017, N120 от 17.10.2017, N128 от 07.11.2017, N134 от 21.11.2017, с текстом следующего содержания: "Срочно нужны ДЕНЬГИ??? Займы под залог недвижимости 8 (4162) <_> ул. <_> *заем предоставляет: ООО <_> ИНН/КПП <_> ОГРН <_>, признаков нарушения пункта 3 части 3 статьи 5, части 11 статьи 5 Закона "О рекламе", так как размещенная информация является недостоверной, содержащей не соответствующие действительности сведения о возможности получения займа под залог недвижимости, нарушает Закон "О ломбардах", поскольку ломбарды не вправе принимать в залог недвижимое имущество.
При этом Комиссия Амурского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в рассматриваемой рекламе признаков нарушения пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Закона "О рекламе".
В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона "О рекламе", рекламодатель несет ответственность за нарушение требований установленных частью 3 статьи 5 Закона "О рекламе".
Согласно пункту 5 статьи 3 Закона "О рекламе", рекламодателем, в действиях которого усматриваются признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, является:
ООО <_> (ИНН/КПП <_>, ОГРН: <_>, дата регистрации <_>, адрес места нахождения: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. <_>). Согласно Сведениям о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, размещенных на официальном сайте ФНС России https://www.nalog.ru ООО <_> <_>.2018 изменило наименование юридического лица на ООО <_>.
в отношении ООО <_> подлежит прекращению в соответствии с подпунктом "а" пункта 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. N 508 (далее - Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе), поскольку ООО <_> не является рекламодателем и рекламораспространителем вышеназванной рекламы.
Таким образом, по совокупности документов установлено, что по вине ООО <_> произошло распространение на территории г. Благовещенска вышеназванной ненадлежащей рекламы, не соответствующей требованиям пункта 3 части 3 статьи 5, части 11 статьи 5 Закона "О рекламе".
Комиссия Амурского УФАС России считает, что ООО <_>, являясь рекламодателем вышеназванной рекламы, имело возможность не размещать рекламу займов под залог недвижимости, предоставляемых ООО <_>, что исключило бы нарушение требований пункта 3 части 3 статьи 5, части 11 статьи 5 Закона "О рекламе", однако не предприняло для этого необходимых мер.
На основании изложенного, установлены факты нарушения ООО <_> (рекламодателем) требований пункта 3 части 3 статьи 5, части 11 статьи 5 Закона "О рекламе".
Согласно частям 4, 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" к лицу, виновному в нарушении требований законодательства о рекламе, необходимо применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
ООО <_> (рекламодателю) в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1 и 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований пункта 3 части 3 статьи 5, части 11 статьи 5 Закона "О рекламе"): - о прекращении распространения и не распространении впредь любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, вышеназванной рекламы займов под залог недвижимости, предоставляемые ООО <_>, не соответствующей требованиям пункта 3 части 3 статьи 5, части 11 статьи 5 Закона "О рекламе".
Резолютивная часть решения, принятого Комиссией Амурского УФАС России по результатам рассмотрения настоящего дела, оглашена Председателем Комиссии <_> немедленно по окончании рассмотрения дела - 01.03.2018.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать ненадлежащей рекламу, распространенную в газете <_> в выпуске N102 от 05.09.2017, в N108 от 19.09.2017, N114 от 03.10.2017, N120 от 17.10.2017, N128 от 07.11.2017, N134 от 21.11.2017, с текстом следующего содержания:
"Срочно нужны ДЕНЬГИ???
Займы под залог
недвижимости
8 (4162) <_> ул. <_>
*заем предоставляет: ООО <_> ИНН/КПП 2801190558/280101001 ОГРН 1132801010088",
поскольку в ней нарушены требования пункта 3 части 3 статьи 5, части 11 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Выдать ООО <_> предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Амурского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 15 марта 2018 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии _________________ _______ _ <_>
Члены Комиссии: _______________________ <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 15 марта 2018 г. N Р-5/45
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.03.2018