Комиссия Амурского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: <_>, заместитель руководителя управления - начальник отдела товарных рынков и рекламы Амурского УФАС России,
члены Комиссии: <_>, ведущий специалист-эксперт отдела товарных рынков и рекламы, <_>, специалист-эксперт отдела товарных рынков и рекламы,
рассмотрев дело N Р-5/44 2017 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, части 11 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", (далее - Закон "О рекламе") по факту распространения в 2017 году недостоверной рекламы ООО <_>, искажающей смысл предоставляемых услуг и вводящей в заблуждение потребителей,
в отсутствие представителей:
лица, в действиях которого усматриваются признаки нарушения законодательства о рекламе: ООО <_> (далее также - Общество), место нахождения: <_>, представители не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
заявителя - <_>, место нахождения: <_>, представители не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом,
УСТАНОВИЛА:
В Амурское УФАС России 16.10.2017 поступило заявление <_> (вх. <_>) о признаках нарушения Закона "О рекламе" выраженного в распространении ООО <_> недостоверной информации, искажающей смысл предоставляемых услуг и вводящей в заблуждение потребителей рекламы.
Заявитель указал, что ООО <_> является некредитной финансовой организацией, при этом в месте осуществления деятельности, а именно в городе Свободный Амурской области по улице <_> на фасаде здания размещена реклама выдачи займов под залог недвижимого имущества.
15.12.2018 по данному факту Амурским УФАС России возбуждено дело N Р-5/44 2017 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, части 11 статьи 5 Федерального закона "О рекламе") в отношении ООО <_>.
В ходе рассмотрения данного дела, исследовав его материалы, установлены следующие обстоятельства.
В 2017 году, в том числе 23.08.2017, на баннере, размещенном на лицевой стороне здания, расположенного по адресу: г. Свободный, ул. <_>, распространена информация с текстом следующего содержания:
"ДЕНЬГИ под залог
движимого и недвижимого имущества
Деньги под залог автомобиля
Деньги под залог спецтехники
Деньги под залог квартиры, дома
Деньги под залог бытовой и оргтехники
Деньги под залог сотового телефона
высокая оценка
низкий процент".
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона "О рекламе", рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона "О рекламе", объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона "О рекламе", товаром является продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Исходя из содержания, целью размещения указанной информации является привлечение внимание потребителей к услугам по предоставлению займов, оказываемых ООО <_>. Установлено, что место размещения рекламы является общедоступным для неопределенного круга лиц потребителей рекламы.
образом, рассматриваемая информация содержит объект рекламирования, распространялась неопределенному кругу лиц и, исходя из содержания, направлена на привлечение внимания потребителей к товару (услуге по предоставлению займов), а следовательно является рекламой в понимании пункта 1 статьи 3 Закона "О рекламе".
<_> письменно (вх. <_>) приводит довод о том, что баннер, расположенный на фасаде помещения, в котором находится ООО <_>, нельзя отнести к категории "реклама". В данном случае это информационная вывеска, которая информирует клиентов о том, какие услуги оказывает данное предприятие.
Амурского УФАС России не может принять довод ООО <_> об отнесении информации на баннере, размещенной по адресу: г. Свободный, ул. <_> к вывеске по причине того, что кроме информации, обязательной к размещению в силу закона или в силу обычая делового оборота, на указанном баннере отражена информация, содержащая сведения рекламного характера.
Согласно общедоступной информации, размещенной на официальном сайте Центрального банка Российской Федерации (https://www.cbr.ru) ООО <_> состоит в Государственном реестре ломбардов. Деятельность ломбардов регулируется Федеральным законом от 19.07.2007 N 196-ФЗ "О ломбардах" (далее - Закон "О ломбардах").
В силу требований части 3 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 N196-ФЗ "О ломбардах" ломбард вправе принимать в залог и на хранение движимые вещи (движимое имущество), принадлежащие заемщику или поклажедателю и предназначенные для личного потребления.
В соответствии с частью 4 статьи 2 Федерального закона "О ломбардах" ломбарду запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранение вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг.
В силу части 11 статьи 5 Закона "О рекламе" при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.
В данной рекламе объектом рекламирования, в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона "О рекламе", являются, в том числе, услуги по предоставлению займов под залог недвижимости, предоставляемые ООО <_>, при этом действующим законодательством установлен запрет на осуществление ломбардами любых сделок с использованием недвижимости.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона "О рекламе", ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона "О рекламе" реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В ходе рассмотрения дела Комиссия Амурского УФАС России пришла к выводу о наличии в рекламе признаков нарушения пункта 3 части 3 статьи 5 Закона "О рекламе".
В силу пункта 3 части 3 статьи 5 Закона "О рекламе", недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.
Вместе с тем, информация, размещенная в данной рекламе, содержит не соответствующие действительности сведения о возможности предоставления ООО <_> займов под залог недвижимости.
ООО <_> письменно сообщил (вх. <_>), что информация о выдаче займов под залог недвижимого имущества является ошибкой изготовителя данного баннера и на данный момент скорректирована. Также Общество сообщило, что начало осуществлять свою деятельность с августа 2017 года и займы под залог транспортных средств и под залог недвижимого имущества не выдавались. Документы на изготовление баннера в ООО <_> отсутствуют.
Согласно части 9 статьи 19 Закона "О рекламе", установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Из ответа ООО <_> (вх. <_>) следует, что разрешение на установку рекламной конструкции Общество не получало.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Амурского УФАС России приходит к выводу о наличии в рекламе займов под залог недвижимого имущества, на баннере, размещенном на фасаде помещения, расположенного по ул. <_>, признаков нарушения пункта 3 части 3 статьи 5, части 11 статьи 5, части 9 статьи 19 Закона "О рекламе", так как размещенная информация является недостоверной, содержащей не соответствующие действительности сведения о возможности получения займа под залог недвижимости, нарушает Закон "О ломбардах", поскольку ломбарды не вправе принимать в залог недвижимое имущество, реклама размещена без получения разрешения органов местного самоуправления.
При этом Комиссия Амурского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в рассматриваемой рекламе признаков нарушения пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Закона "О рекламе".
В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона "О рекламе", рекламодатель несет ответственность за нарушение требований установленных частью 3 статьи 5 Закона "О рекламе".
В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона "О рекламе", рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 9 статьи 19 Закона "О рекламе".
Согласно пункту 5 и 7 статьи 3 Закона "О рекламе", рекламодателем и рекламораспространителем, в действиях которого усматриваются признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, является:
ООО <_>, дата регистрации <_>, адрес места нахождения: <_>).
Согласно частям 4, 6 и 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" к лицу, виновному в нарушении требований законодательства о рекламе, необходимо применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы, в целях обеспечения реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, что обосновано статьями 1, 33, 36 Закона "О рекламе".
Предписание само по себе направлено на устранение нарушений, выявленных при рассмотрении конкретного дела, не является мерой ответственности стороны, исходит из выбранного уполномоченным органом способа защиты общественных отношений, исходя из положений Закона "О рекламе", а также законных прав потребителей, конкурентов и иных заинтересованных лиц.
На основании изложенного, Комиссия Амурского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи ООО <_> предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Резолютивная часть решения, принятого Комиссией Амурского УФАС России по результатам рассмотрения настоящего дела, оглашена Председателем Комиссии <_>немедленно по окончании рассмотрения дела - 22.02.2018.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать ненадлежащей рекламу, распространенную в 2017 году, в том числе 23.08.2017, на баннере, расположенном на фасаде павильона около входа в <_> по адресу: ул. <_> г. Свободный Амурской области, с текстом следующего содержания:
"ДЕНЬГИ под залог
движимого и недвижимого имущества
Деньги под залог автомобиля
Деньги под залог спецтехники
Деньги под залог квартиры, дома
Деньги под залог бытовой и оргтехники
Деньги под залог сотового телефона
высокая оценка
низкий процент",
поскольку в ней нарушены требования пункта 3 части 3 статьи 5, части 11 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Выдать ООО <_> предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
Передать материалы дела N Р-5/44 2017 уполномоченному должностному лицу Амурского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Передать копии материалов дела N Р-5/44 2017 в Управление МВД России по Амурской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статей 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме "05" марта 2018 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии _________________________ <_>
Члены Комиссии: <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 5 марта 2018 г. N Р-5/44
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 05.03.2018