Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
"_". - Врио руководителя Управления.
Члены Комиссии:
"_". - главный специалист-эксперт Управления;
"_". - главный специалист-эксперт Управления;
при участии:
от ООО ЧОО "Илир" - представителя не направили, о месте и времени уведомлены соответствующим образом;
от АО "Ямалкоммунэнерго" - представители по доверенности,
рассмотрев жалобу ООО ЧОО "Илир" (г. Красноярск; ИНН 8901025421) на действия Заказчика - АО "Ямалкоммунэнерго" города Салехарда при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по охране объектов АО "Ямалкоммунэнерго", (извещение N 31806282039),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, о том, что положения документации, открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по охране объектов АО "Ямалкоммунэнерго", противоречат требованиям Закона N 223-ФЗ.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов, пояснений представителя, Комиссия установила следующее.
извещение о проведении открытого запроса цен в электронной форме размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее ЕИС) - 07.03.2018;
дата и время окончания подачи заявок - 09.04.2018 в 10:00 (МСК+2);
дата и время рассмотрения заявок - 09.04.2018 в 12:00 (МСК+2);
начальная максимальная цена - 26 800 000,00 руб.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителя Заказчика по делу, Комиссия приходит к следующим выводам.
В своей жалобе Заявитель указывает, что Заказчиком в документации неправомерно установлены следующие требования:
Заказчик внес изменения в документацию и при этом не продлил срок окончания приема заявок.
Заказчик необоснованно в техническом задании, а также в приложении N 1 к проекту договора установил требования количественного состава охранников и вооруженность их огнестрельным оружием ограниченного действия.
Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в соответствии с правилами настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы:
1) на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.
Таким образом Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
На заседании Комиссии представитель Заказчика с доводами Заявителя не согласился и сообщил, что при проведении открытого запроса предложений Заказчик действовал в соответствии с положениями конкурсной документации и законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
Исходя из содержания Закона N 223-ФЗ, устанавливающего общие принципы закупки товаров, работ и услуг определенных юридических лиц, основной задачей его реализации является не столько обеспечение максимально широкого круга участников аукциона или иного способа закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.
Закупочная деятельность АО "Ямалкомунэнерго" регламентируется Положением "О порядке проведения закупок товаров, работ и услуг акционерного общества "Ямалкомунэнерго", разработанным в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и утвержденным решением Совета директоров АО "Ямалкомунэнерго" от 10.01.2018 г. (далее - Положение о закупке). Положение о закупке, в соответствии с нормами действующего законодательства, размещено в единой информационной системе в сфере закупок.
В соответствии с п. 5.3.3 Положения о порядке проведения закупок товаров, работ и услуг АО "Ямалкоммунэнерго" изменения, вносимые в извещение и документацию о проведении запроса предложений, размещаются Заказчиком на официальном сайте ЭТП "Сбербанк-АСТ" сайте Заказчика и на электронной площадке (в случае проведения запроса предложений в электронной форме) не позднее трех дней со дня принятия решения об их внесении.
Если в извещение, документацию о запросе предложений вносятся изменения, срок подачи заявок должен быть продлен. Этот срок продлевается Заказчиком таким образом, чтобы со дня размещения на официальном сайте, на сайте Заказчика и на электронной площадке (в случае проведения запроса предложений в электронной форме) изменений, внесенных в указанные извещение и документацию, до даты окончания подачи заявок на участие в запросе предложений срок составлял не менее трех дней.
Заказчиком 30 марта 2018 года, заблаговременно (более чем за три дня) до окончания приема заявок (09 апреля 2018 года) были внесены изменения в п. 1.4. Технического задания об изменении срока начала оказания услуг и опубликованы на электронной торговой площадке ЭТП "Сбербанк-АСТ" в документации запроса предложений.
Таким образом, необходимость продления срока приема заявок отсутствовала.
Следовательно, довод Заявителя о том, что при внесении изменений в документацию срок подачи заявок должен был быть продлен Заказчиком, не обоснован.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" (далее - Закон о безопасности объектов ТЭК) субъекты ТЭК (в том числе собственники объектов) вправе привлекать для физической защиты объектов организации, указанные в части 4 статьи 9 Закона, имеющие право приобретения и использования служебного огнестрельного оружия и специальных средств. В части 4 статьи 9 Закона в числе таких организаций названы частные охранные организации, привлекаемые к охране объектов ТЭК, в зависимости от их категории.
В соответствии с Распоряжением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа N 123-Р от 23.05.2016 "Об утверждении перечня объектов топливно-энергетического комплекса, расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, подлежащих категорированию" объектам АО "Ямалкоммунэнерго", расположенным в г. Надым, г. Муравленко присвоена низкая категория опасности, что подразумевает необходимость использования гражданского, служебного оружия и специальных средств при организации охраны объектов, в частности огнестрельного оружия ограниченного действия, применяемого в соответствии с Приложением N 3 (Перечень видов вооружения охранников) Постановления Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 "Вопросы частной деятельности (сыскной) и частной охранной деятельности) в качестве служебного оружия" (далее - Постановление N 587).
Согласно Приложения N 5 Постановления N 587 (Нормы обеспечения частных охранных организаций оружием и патронов) - огнестрельное оружие ограниченного поражения - из расчета по 1 единице на каждого охранника.
В соответствием с Приложением N 12 Постановления N 587 (Правила оказания охранных услуг в виде вооруженной охраны имущества) пунктом 2 закреплена обязанность: В случае оказания охранных услуг в виде вооруженной охраны имущества в договоре на оказание охранных услуг указываются виды, типы, модели и количество оружия, которое будет использоваться при осуществлении таких услуг.
Субъекты топливно-энергетического комплекса обязаны осуществлять комплекс специальных мер по безопасному функционированию объектов топливно-энергетического комплекса, локализации и уменьшению последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечивать готовность объектов топливно-энергетического комплекса к локализации и уменьшению последствий потенциальных чрезвычайных ситуаций, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в случае их возникновения посредством осуществления мероприятий, предусмотренных настоящим Федеральным законом N 256-ФЗ, с учетом особенностей, установленных иными федеральными законами.
Соблюдение требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требований антитеррористической защищенности объектов топливно- энергетического комплекса является обязанностью руководителей субъектов топливно- энергетического комплекса.
В связи с тем, что необходимость обеспечения защищенности объекта ТЭК является обязанностью ресурсоснабжающей организации, необеспечение которой является основанием для привлечения Общества к административной ответственности, в техническом задании, являющемся неотъемлемой частью документации закупки, Заказчик установил требования к участникам закупки в соответствии с действующим законодательством РФ.
За время проведения закупочной процедуры запросов о разъяснении положений о закупке и документации не поступало.
Таким образом, Заказчик при проведении закупки не нарушил нормы Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", требования установленные к участникам процедуры закупки были равными для всех.
Согласно ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
ПРИЗНАТЬ ЖАЛОБУ ООО ЧОО "ИЛИР" (Г. КРАСНОЯРСК; ИНН 8901025421) НА ДЕЙСТВИЯ ЗАКАЗЧИКА - АО "ЯМАЛКОММУНЭНЕРГО" ГОРОДА САЛЕХАРДА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОТКРЫТОГО ЗАПРОСА ПРЕДЛОЖЕНИЙ НА ПРАВО ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА НА ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ПО ОХРАНЕ ОБЪЕКТОВ АО "ЯМАЛКОММУНЭНЕРГО", (ИЗВЕЩЕНИЕ N 31806282039), необоснованной.
В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии "_"
Члены комиссии "_"
"_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 27 апреля 2018 г. N 07-01/18.1(223)/26-2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.04.2018