Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение порядка организации и проведения торгов, обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 27.06.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
_ - заместитель руководителя - начальник отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России;
Члены Комиссии:
_ - начальник отдела контроля закупок, антимонопольного контроля органов власти и рекламы Псковского УФАС России;
_ - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, антимонопольного контроля органов власти и рекламы Псковского УФАС России.
В присутствии представителей ответчика: заместителя председателя комитета - начальника отдела рекламы Комитета по управлению муниципальным имуществом города Пскова _ (доверенность от 01.03.2018 года N 19), _ (доверенность от 23.04.2018 года N 27).
В присутствии представителей заявителя: _ (доверенность от 17.04.2018 года N б/н).
Рассмотрев жалобу N 21/18.1/18-АМ на действия организатора торгов - Комитета по управлению муниципальным имуществом города Пскова по организации и проведению открытого аукциона на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности (извещение на официальном сайте torgi.gov.ru N _),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Псковской области (далее - Псковское УФАС России) поступила жалоба (вх. N 256-р от 16.04.2018 года) от Муниципального предприятия города Пскова "Северо-Западный центр социологии и маркетинга", ИНН _, ОГРН _ (далее - Заявитель) на действия Комитета по управлению муниципальным имуществом города Пскова (далее - Комитет, Организатор торгов) по организации и проведению открытого аукциона на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности (Извещение N _).
Жалоба подана в срок, установленный частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, подготовлена в соответствии с требованиями части 6 статьи 18.1 данного Закона, в связи, с чем подлежала принятию к рассмотрению Псковским УФАС России.
Информация о поступлении Жалобы на действия Заказчика размещенана официальном сайте Псковского УФАС России http://pskov.fas.gov.ru 17.04.2018 года.
В связи с рассмотрением жалобы, Псковским УФАС России на основании части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Организатору торгов было направлено уведомление о приостановлении торгов до рассмотрения Жалобы по существу (Исх. N 1199/НБ от 17.04.2018 года).
По мнению заявителя, его права могут быть нарушены, а именно:
- неправомерные действия Комитета по возобновлению торгов до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Псковской области от _ _ 201.. года по делу N _;
- отсутствие части существенной информации о предмете аукциона, а именно неуказание в аукционной документации собственников рекламных конструкций, а также отсутствие описания и сроков демонтажа рекламных конструкций;
- отсутствие части существенной информации в проекте договора, а именно неуказание в проекте договора сведений о существенных обременениях городских рекламных мест собственников уже установленных рекламных конструкций и информации о вынесенных предписаниях о демонтаже;
- бездействие Комитета по демонтажу рекламных конструкций;
- отсутствие в заявке на участие, каких-либо предложений об условиях выполнения работ, с учётом не демонтированных конструкций, а также отсутствие в описании предмета аукциона технических параметров рекламных конструкций.
Заявитель просит приостановить торги до рассмотрения настоящей жалобы, рассмотреть вопрос о наличии в действиях Комитета нарушений антимонопольного законодательства, а также принять соответствующие меры в пределах представленных полномочий, направленные на устранение выявленных нарушений.
Организатор торгов представил письменные пояснения (материалы дела - письмо от 20.04.2018 года N 518-р), в которых указал, что в настоящий момент действующие договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, указанных в извещении о проведении торгов N _, отсутствуют.
По результатам предыдущих торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на недвижимом имуществе, находящемся в казне муниципального образования "Город Псков", проведенных Комитетом в отношении рекламных конструкций, указанных в извещении о проведении торгов N _., были заключены следующие договоры и выданы соответствующие разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций с ООО "_" и ООО "_".
По результатам рассмотрения жалобы и возражений на неё, Комиссией Псковского УФАС России установлено:
В соответствии с частью 5.1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований. Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах.
Решением Псковской городской Думы от 15 июля 2011 года N 1830 утверждено Положение о порядке установки рекламных конструкций на недвижимом имуществе муниципального образования "Город Псков" (далее - Положение).
Основной целью Положения является определение порядка установки и эксплуатации рекламных конструкций на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности муниципального образования "Город Псков" (пункт 2 главы 1 Положения).
Согласно пункту 4 главы 1 Положения, установка и эксплуатация рекламной конструкции, а также временной рекламной конструкции на муниципальном имуществе осуществляются ее владельцем на основании соответствующих договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, временной рекламной конструкции, которые заключаются в порядке, установленном настоящим Положением. По окончании срока действия договоров обязательства сторон по договорам прекращаются.
Места размещения рекламных конструкций, а также временных рекламных конструкций на муниципальном имуществе (рекламные места) определяются Схемой размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования "Город Псков", утвержденной Администрацией города Пскова в порядке, установленном Федеральным законом "О рекламе" (пункт 5 главы 1).
В соответствии с пунктом 1 главы 2 Положения, органом, управомоченным осуществлять полномочия собственника муниципального имущества в сфере отношений, возникающих при установке и эксплуатации рекламных конструкций на муниципальном имуществе, является комитет по управлению муниципальным имуществом города Пскова.
Глава 5 Положения содержит следующее:
Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на муниципальном имуществе (далее - Договора) за исключением случаев, указанных пунктом 4 главы 2, главой 5.1 настоящего Положения, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса) в порядке, установленном настоящей главой. Торги на право заключения Договора (далее также - торги) проводятся только в отношении рекламных конструкций, указанных в Схеме размещения рекламных конструкций.
Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается Псковской городской Думой.
Торги на право заключения Договора, в случае если на муниципальном имуществе ранее была установлена рекламная конструкция на основании Договора, проводятся по истечении срока действия такого Договора.
Решения о проведении торгов (в форме аукциона или конкурса) принимаются Администрацией города Пскова и оформляются в виде постановлений Администрации города Пскова, проекты которых готовит Комитет по управлению муниципальным имуществом города Пскова.
Организатором торгов являются:
- в случае, если муниципальное имущество, к которому присоединяется рекламная конструкция, находится в казне муниципального образования "Город Псков" - Комитет по управлению муниципальным имуществом города Пскова.
На основании решения Администрации города Пскова о проведении торгов организатор торгов осуществляет организацию и проведение торгов в соответствии с Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденными Приказом ФАС России от 10.02.2010 года N 67 (далее - Правила проведения торгов).
Решением Псковской городской Думы от 15 июля 2011 года N 1831 установлена форма проведения торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на недвижимом имуществе муниципального образования "Город Псков": открытый по составу участников и форме подачи предложений аукцион.
Схема размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования "Город Псков" (далее - Схема размещения рекламных конструкций) утверждена Постановлением Администрации города Пскова от 31.12.2014 N 3557.
Постановлением Администрации города Пскова от 13.10.2017 N 2010 "О проведении торгов _" определено провести торги на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на недвижимом имуществе, находящимся в казне муниципального образования "Город Псков", в отношении рекламных конструкций типа "билборд", указанных в схеме размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования "Город Псков", утвержденной Постановлением Администрации города Пскова от 31.12.2014 года N 3557, которые перечислены в Приложении к настоящему Постановлению, в форме открытых по составу участников и форме подачи предложений аукционов. Комитету по управлению имуществом города Пскова обеспечить организацию и проведение торгов.
На основании вышеуказанного Постановления, Организатором торгов 08.11.2017 года на сайте torgi.gov.ru было опубликовано извещение о проведении торгов N ... и размещена документация об аукционе, на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на недвижимом имуществе, находящемся в казне муниципального образования "Город Псков" (идентификационный номер аукциона: 23).
Извещением предусмотрено:
Дата и время начала приема заявок: 09.11.2017 года;
Дата и время окончания подачи заявок: 17.04.2018 года;
Дата подведения итогов: 28.04.2018 года;
Дополнительная информация: Организатор аукциона информирует о наличии на муниципальном имуществе, к которому присоединяются рекламные конструкции, не демонтированных рекламных конструкций по лотам N 1, N 2, N 3, подлежащих демонтажу на основании выданных в соответствии с Постановлениями Администрации города Пскова от 30.11.2017 года N 2403, 2404 предписаний о демонтаже рекламных конструкций, эксплуатация которых осуществляется без предусмотренных законодательством разрешений на их установку и эксплуатацию, срок действия которых не истек.
Согласно извещения и документации, в состав вышеназванного аукциона вошли 3 Лота (пункт 5 документации об аукционе), с предоставлением муниципального имущества по следующим адресам:
Лот N 1 - Дорога "Р_"; Р_(четная сторона) напротив д. N _;
Лот N 2 - Дорога "улица К_"; ул. К_(нечетная сторона) напротив д. N_;
Лот N 3 - Дорога "ул. Ч_"; ул. Ч_(разделительная сторона) на пересечении с улицей И_.
18 апреля 2018 года, в связи с Уведомлением Псковского УФАС России от 17.04.2018 года N 1199/НБ, торги были приостановлены.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 105 Правил проведения торгов, в извещении о проведении аукциона должны быть указаны следующие сведения:
место расположения, описание и технические характеристики государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору.
Согласно извещения N _, по Лоту N 1 размещена следующая информация:
- Ссылка на схему размещения рекламных конструкций: N _ - номер рекламной конструкции по Схеме размещения рекламных конструкций и т.д.;
- Тип, вид рекламной конструкции: Билборд, отдельно стоящая щитовая установка среднего формата;
- Описание и характеристики конструкции: билборд 3,0 м х 6,0 м (две поверхности для размещения рекламных полей) и т.д.;
- Детальное местоположение: Псковская обл., г. Псков, Дорога "Р_", Р_(четная сторона) напротив д. N _;
- Срок действия договора: 7 лет.
По Лоту N 2 размещена следующая информация:
- Ссылка на схему размещения рекламных конструкций: N _ - номер рекламной конструкции по Схеме размещения рекламных конструкций и т.д.;
- Тип, вид рекламной конструкции: билборд, отдельно стоящая щитовая установка среднего формата;
- Описание и характеристики конструкции: билборд 3,0 м х 6,0 м (две поверхности для размещения рекламных полей) и т.д.;
- Детальное местоположение: Псковская обл., г. Псков, Дорога "ул. К_"; ул. К_(нечетная сторона) напротив д. N_;
- Срок действия договора: 7 лет.
По Лоту N 3 размещена следующая информация:
- Ссылка на схему размещения рекламных конструкций: N _ - номер рекламной конструкции по Схеме размещения рекламных конструкций и т.д.;
- Тип, вид рекламной конструкции: билборд, отдельно стоящая щитовая установка среднего формата;
- Описание и характеристики конструкции: билборд 3,0 м х 6,0 м (две поверхности для размещения рекламных полей) и т.д.;
- Детальное местоположение: Псковская обл., г. Псков, Дорога "ул. Ч_"; ул. Ч_ (разделительная сторона) на пересечении с улицей И_;
- Срок действия договора: 7 лет.
В разделе 5 документации об аукционе размещены сведения о муниципальном имуществе, право пользования которым для целей, связанных с осуществлением прав владельца рекламной конструкции, в том числе с ее эксплуатацией, техническим обслуживанием и демонтажом, передается по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на недвижимом имуществе, находящемся в казне муниципального образования "Город Псков", а именно:
Номер лота |
Наименование муниципального имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция; место расположения (адрес) городского рекламного места |
Вид и технические параметры рекламной конструкции, подлежащей установке на городском рекламном месте |
||
Тип и номер рекламной конструкции в соответствии со Схемой размещения рекламных конструкций |
Количество поверхностей для размещения рекламных полей |
Формат (размеры) рекламногополя |
||
Лот N 1 |
Дорога "Р_"; Р_(четная сторона) напротив д. N_ |
Билборд: N _ |
2 (две) |
3,0 м \x{00d7} 6,0 м |
Лот N 2 |
Дорога "ул. К_"; ул. К_ (нечетная сторона) напротив д. N _ |
Билборд: N _ |
2 (две) |
3,0 м \x{00d7} 6,0 м |
Лот N 3 |
Дорога "ул. Ч_"; ул. Ч_(разделительная полоса) на пересечении с улицей И_ |
Билборд: N _ |
2 (две) |
3,0 м \x{00d7} 6,0 м |
Иных сведений, характеризующих муниципальное имущество, права на которое передаются по договору в отношении Лотов 1,2,3, в извещении и документации к аукциону не размещено.
Довод заявителя о неправомерных действиях Комитета по возобновлению торгов до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Псковской области от _ м_ 201_ года по делу N _ Комиссией Псковского УФАС России не принимается из ходя из следующего:
По результатам проверки жалобы N 49/18.1/17-АМ управлением принято решение от 05.12.2017 года. Жалоба признана обоснованной, в действиях организатора аукциона признано наличие нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в организации и проведении аукциона по Лотам N1, N2, N3 на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на недвижимом имуществе, находящемся в казне муниципального образования "Город Псков" (идентификационный номер аукциона: _), извещение о проведении торгов N _ с нарушениями действующего законодательства.
Все указанные обстоятельства в жалобе N 49/18.1/17-АМ оценивались арбитражным судом Псковской области при рассмотрении дела N _, в рамках которого оценивались действия комитета по организации торгов по извещению N _. Решением суда по данному делу установлена неправомерность действий комитета по организации торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на недвижимом имуществе, находящемся в казне муниципального образования "Город Псков" (идентификационный номер аукциона: _), извещение о проведении торгов N _ с нарушениями действующего законодательства.
Согласном Положению о Комитете, Организатор торгов является уполномоченным по организации и проведению открытого аукциона на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности. Наличие не вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Псковской области от _ м_ 201.. года по делу N _ не является основанием для неисполнения возложенных на Организатора торгов функций по организации и проведению открытого аукциона, так как фактически Организатор торгов согласился с решением Арбитражного суда Псковской области от _ м_ 201_ года по делу N _ и внес соответствующие изменения в Извещение N _.
Кроме того, к полномочиям Комиссии Псковского УФАС России, по рассмотрению жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции не относятся полномочия по установлению запрета на выполнение органом местного самоуправления своих полномочий предусмотренных нормами действующего законодательства.
Довод заявителя об отсутствие части существенной информации о предмете аукциона, а именно неуказание в аукционной документации собственников рекламных конструкций, а также отсутствие описания и сроков демонтажа рекламных конструкций Комиссией Псковского УФАС России не принимается из ходя из следующего:
Процедура проведения аукциона носит публичный характер, индивидуализация и характеристика объекта торгов должна быть осуществлена таким образом, чтобы любое заинтересованное лицо имело четкое представление о том, какое именно имущество выставлено на торги, в спорном случае Организатор торгов опубликовал полную информацию при описании муниципального имущества и указания его технических характеристик, права на которое передаются по договору (наличие рекламных конструкций на муниципальном имуществе) в Извещении о проведении аукциона N_.
В случае неисполнения хозяйствующими субъектами обязательства, по демонтажу рекламных конструкций в соответствии с Постановлениями N 2403, N 2404, Организатор торгов осуществит демонтаж рекламной конструкции за счет бюджетных средств г. Пскова в порядке, установленном нормативными правовыми актами Псковской городской Думы.
Таким образом, Организатор торгов имеет возможность соблюдения права на установку и эксплуатацию рекламных конструкций после получения надлежащего разрешения на их установку победителем торгов.
Извещением N _ предусмотрена дополнительная информация: "Организатор аукциона информирует о наличии на муниципальном имуществе, к которому присоединяются рекламные конструкции, не демонтированных рекламных конструкций по лотам N 1, N 2, N 3, подлежащих демонтажу на основании выданных в соответствии с Постановлениями Администрации города Пскова от 30.11.2017 года N 2403, 2004 предписаний о демонтаже рекламных конструкций, эксплуатация которых осуществляется без предусмотренных законодательством разрешений на их установку и эксплуатацию, срок действия которых не истек".
Данные постановления опубликованы на официальном сайте Администрации г. Пскова (http://pskovadmin.ru) и находятся в свободном доступе для получения полной и всесторонней информации о владельцах рекламных конструкций, о месте размещения рекламных конструкций и т.д.
Учитывая изложенное, Комиссия Псковского УФАС России пришла к выводу, что при организации и проведении торгов в действиях Организатора торгов отсутствует нарушение подпункта 2 пункта 105 Правил проведения торгов и в соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции не приведёт или не может привести к недопущению, ограничению, или устранению конкуренции.
Кроме того отсутствие описания и сроков демонтажа рекламных конструкций Комиссия Псковского УФАС России рассматривала в деле N 16/18.1/18-АМ и нарушения антимонопольного законодательства также не выявлено.
Довод заявителя об отсутствие части существенной информации в проекте договора, а именно неуказание в проекте договора сведений о существенных обременениях городских рекламных мест собственников уже установленных рекламных конструкций и информации о вынесенных предписаниях о демонтаже Комиссией Псковского УФАС России признан обоснованным исходя из следующего:
Изучив в составе Документации к аукциону по Лотам N1 - N3 проекты договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1.1 проекта Договора Комитет предоставляет за плату, а рекламораспространитель приобретает право на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с характеристиками по Лоту N1: вид \x{2212} отдельно стоящая щитовая установка среднего формата, тип - "билборд", количество поверхностей, предназначенных для размещения рекламных полей - 2, формат рекламного поля \x{2212} 3,0 м \x{00d7} 6,0 м на недвижимом имуществе, находящемся в казне муниципального образования "Город Псков", в соответствии с указанным в Схеме размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования "Город Псков" местом размещения рекламной конструкции N _ (далее - "городское рекламное место") по адресу: г. Псков, Р_(четная сторона) напротив д. N _.
Лот N 2: вид \x{2212} отдельно стоящая щитовая установка среднего формата, тип - "билборд", количество поверхностей, предназначенных для размещения рекламных полей - 2, формат рекламного поля \x{2212} 3,0 м \x{00d7} 6,0 м на недвижимом имуществе, находящемся в казне муниципального образования "Город Псков", в соответствии с указанным в Схеме размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования "Город Псков" местом размещения рекламной конструкции N _ (далее - "городское рекламное место") по адресу: г. Псков, ул. К_(нечетная сторона) напротив д. N _.
По Лоту N 3: вид \x{2212} отдельно стоящая щитовая установка среднего формата, тип - "билборд", количество поверхностей, предназначенных для размещения рекламных полей - 2, формат рекламного поля \x{2212} 3,0 м \x{00d7} 6,0 м на недвижимом имуществе, находящемся в казне муниципального образования "Город Псков", в соответствии с указанным в Схеме размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования "Город Псков" местом размещения рекламной конструкции N _ (далее - "городское рекламное место") по адресу: г. Псков, ул. Ч_(разделительная полоса) на пересечении с улицей И_
Информация о наличии в Документации к аукциону по Лотам N1 - N3, а именно в проектах договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обременения городских рекламных мест собственников уже установленных рекламных конструкций и информации о вынесенных предписаниях о демонтаже указанных в Извещении N _ в разделе - дополнительная информация - отсутствуют.
Согласно пункту 2.1.2. Договора Комитет обязан обеспечить рекламораспространителю на период действия договора право беспрепятственного доступа к городскому рекламному месту, указанному в пункте 1.1 настоящего договора, и пользования этим рекламным местом для целей, связанных с установкой, эксплуатацией, техническим обслуживанием и демонтажом рекламной конструкции.
В соответствии с частью 1 статьи 420 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Частью 3 данной статьи определено, что к обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статьи 307 - 419 ГК РФ).
Из проектов договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, приложенных в Документации к аукциону по Лотам N1 - N3, не представляется возможным определить, находятся-ли какие либо объекты - принадлежащие или не принадлежащие третьим лицам на недвижимом имуществе, выставленном на торги, при этом информация о наличие не нем рекламных конструкций указана в Извещении N _.
Исходя из п.1.1 раздела 1 проектов Договоров, Комитет передает потенциальному победителю торгов, рекламораспространителю право на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, без указания наличия на недвижимом имуществе - городском рекламном месте рекламных конструкций.
За предоставленное право на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, рекламораспространитель вносит плату (пункт 3.1 проекта Договора). Плата по договору исчисляется с начала срока действия договора.
Данный пункт обязывает потенциального победителя торгов, рекламораспространителя вносить плату по договору, в том числе и за право, которым по факту не сможет воспользоваться.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору стороны несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации (уплата штрафных санкций и т.д.) (пункт 4.1 проекта Договора).
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Факт отсутствия действующих договоров подтверждается материалами дела N 49/18.1/17-АМ, а именно по запросу Псковского УФАС России Комитет представил информацию (исх. от 01.12.2017 N 3462) о том, что по результатам торгов, проведенных в 2015 году, 2017 годах на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций (по спорным Лотам), были заключены договоры и выданы соответствующие разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций ООО "_" и ООО "_".
В связи с наличием на спорном недвижимом имуществе рекламных конструкций потенциальный победитель торгов, рекламораспространитель не сможет фактически воспользоваться своим правом на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, что противоречит требованиям ст. 307, ст.309 ГК РФ.
Довод Комитета о том, что проект договора утверждается Решением Псковской городской Думы от 03.02.2012 года N 2070 "Об утверждении типовых форм договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на недвижимом имуществе муниципального образования "Город Псков" и не подлежит изменению при проведении торгов, Комиссией Псковского УФАС России не принимается, исходя из следующего:
Организатором торгов являются в случае, если муниципальное имущество, к которому присоединяется рекламная конструкция, находящаяся в казне муниципального образования "Город Псков" - Комитет.
На основании решения Администрации города Пскова о проведении торгов организатор торгов осуществляет организацию и проведение торгов в соответствии с Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденными Правилами проведения торгов.
Не размещение Организатором торгов информации о наличии рекламных конструкций на муниципальном имуществе в проекте договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, выставляемом на торги создает преимущество потенциальным участникам аукциона, а именно ООО "_" и ООО "_" (представленные документы свидетельствуют о принадлежности рекламных конструкций обществам) при участии в спорном аукционе, т.к. иным потенциальным участникам аукциона об указанных обстоятельствах неизвестно.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Псковского УФАС России, пришла к выводу о том, что аукцион может быть проведен только после устранения вышеуказанного нарушения законодательства, а именно после приведения городских рекламных мест в надлежащее техническое, эстетическое и санитарное состояние или внесения изменений в проекты договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
В действиях Комитета усматривается нарушение ст. 307, ст.309 ГК РФ, что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции в нарушение ч. 1 ст.17 Закона о защите конкуренции.
Довод заявителя о бездействие Комитета по демонтажу рекламных конструкций Комиссией Псковского УФАС России не принимается исходя из следующего:
Согласно позиции ФАС России, изложенной в письме от 07.12.2017 года N АК/85673/17 "О торгах на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций", в случае если новый договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключён с победителем торгов на право установки и эксплуатации рекламной конструкции на конкретном месте, проведённых непосредственно после истечения срока действия ранее заключённого договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на данном месте, и такому победителю торгов переуступлены права на рекламную конструкцию как таковую, то такие переуступка и новый договор, а также полученное в соответствии с новым договором разрешение могут служить основанием для признания исполнением предписания органа местного самоуправления, выданного в соответствии с частью 21 статьи 19 Федерального закона "О рекламе".
При отсутствии нового договора, заключённого в установленном порядке, и разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на месте, на котором размещалась рекламная конструкция на основании ранее заключённого договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, такая рекламная конструкция должна быть демонтирована, в том числе в порядке, предусмотренном частями 10, 21, 21.1, 21.2, 21.3 статьи 19 Федерального закона "О рекламе".
Организатором торгов в письменных пояснениях (исх. от 20.04.2018 года N 518р) утверждается, что на настоящий момент действующие договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, указанных в извещении о проведении торгов N _, отсутствуют.
Также факт отсутствия действующих договоров подтверждается материалами дела N 49/18.1/17-АМ.
Договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 19.06.2015 года N 36-2015, от 23.06.2015 года N 50-2015, заключенные с ООО "_" были расторгнуты на основании письменных уведомлений ООО "_" от 17.08.2017 года. Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 18.08.2017 N 45-2017, заключенный с ООО "_", был расторгнут с 24.09.2017 на основании письменного уведомления ООО "_" от 23.08.2017 года N156.
По окончании сроков действия заключенных договоров с указанными хозяйствующими субъектами, Организатором торгов выданы предписания о демонтаже рекламных конструкций, что подтверждается опубликованным на официальном сайте Администрации г. Пскова (http://pskovadmin.ru) Постановлением Администрации города Пскова от 30.11.2017 года N 2403 "О демонтаже принадлежащей ООО "_" рекламной конструкции, эксплуатация которой осуществляется без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию, срок действия которого не истек, и удалении размещенной на рекламной конструкции информации", Постановлением Администрации города Пскова от 30.11.2017 года N 2404 "О демонтаже принадлежащих ООО "_" рекламных конструкций, эксплуатация которых осуществляется без предусмотренных законодательством разрешений на их установку и эксплуатацию, срок действия которых не истек, и удалении размещенной на рекламных конструкциях информации", а также указание данной информации в Извещении N _ в разделе - дополнительная информация.
В целях принудительного демонтажа установленных и (или) эксплуатируемых рекламных конструкций без предусмотренных законом разрешений Администрацией города Пскова в соответствии с пунктом 11 Порядка демонтажа рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых на территории муниципального образования "Город Псков" без разрешений, срок действия которых не истек, утвержденного Постановлением Администрации города Пскова от 09.09.2014 года N 2242, принято решение о демонтаже рекламных конструкций за счет бюджетных средств города Пскова, оформленное Постановлением Администрации города Пскова от 16.03.2018 года N 332 "О демонтаже рекламных конструкций, установка и (или) эксплуатация которых осуществляются без предусмотренных законодательством разрешений на их установку и эксплуатацию, срок действия которых не истек, на муниципальном имуществе, находящемся в казне муниципального образования "Город Псков", за счет бюджетных средств города Пскова", данное Постановление опубликовано на официальном сайте Администрации г. Пскова (http://pskovadmin.ru).
Таким образом, Комиссия Псковского УФАС России пришла к выводу, что в действиях Организатора торгов по организации и проведению открытого аукциона на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности (Извещение N _), отсутствуют признаки антимонопольного законодательства выраженные в бездействии Комитета по демонтажу рекламных конструкций с даты возобновления торгов.
Довод заявителя об отсутствие в заявке на участие, каких-либо предложений об условиях выполнения работ, с учётом не демонтированных конструкций, а также отсутствие в описании предмета аукциона технических параметров рекламных конструкций Комиссией Псковского УФАС России не принимается из ходя из следующего:
В соответствии с п. 120 Правил проведения торгов, заявка на участие в аукционе подается в срок и по форме, которые установлены документацией об аукционе.
Разделом 6 документации об аукционе предусмотрены требования к содержанию, составу, оформлению и форме заявки на участие в аукционе, инструкция по ее заполнению.
Таким образом, Комиссия Псковского УФАС России пришла к выводу, что в связи с тем, что документацией об аукционе на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на недвижимом имуществе, находящемся в казне муниципального образования "Город Псков", а также проектом договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, не предусмотрено выполнение работ в отношении государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору, а также не установлены требования по качеству, количественным, техническим характеристикам товаров (работ, услуг), поставка (выполнение, оказание) которых происходит с использованием такого имущества, то предоставлять в составе заявки на участие в аукционе документы по предложениям об условиях выполнения работ, которые необходимо выполнить в отношении муниципального имущества, права на которое передаются по договору аренды, а также по качеству, количественным, техническим характеристикам товаров (работ, услуг), поставка (выполнение, оказание) которых происходит с использованием такого имущества) не требуется.
Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. На основании пункта 4 данной статьи товарный рынок - сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Потенциальные участники исследуемого рынка, а также иные хозяйствующие субъекты в целях получения муниципального имущества, приобретают по установленной процедуре право на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на недвижимом имуществе. Данное обстоятельство порождает наличие между этими субъектами конкурентных отношений.
Проведение торгов и участие в них хозяйствующих субъектов свидетельствует о наличии конкуренции, поскольку именно на торгах обеспечивается соперничество (конкуренция).
В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, не проведение их, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.
Продуктовые границы, на которых субъекты, претендующие на муниципальное имущество, являются конкурентами при прохождении процедуры торгов по приобретению права на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на недвижимом имуществе, определены рынком услуг по операциям с недвижимым имуществом на договорной основе (код ОКПД - 68.3 "Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008).
В целях рассмотрения дела N 21/18.1/18 - АМ, географические границы товарного рынка услуг по операциям с недвижимым имуществом на договорной основе, определены границами муниципального образования "Город Псков" - г. Псков, что обусловлено местоположением муниципального имущества, выставляемого на торги и местоположением распорядителя данного товара - Комитета.
В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке по операциям с недвижимым имуществом на договорной основе могут входить хозяйствующие субъекты (независимо от организационно-правовых форм, физические лица) при выполнении требований правовых актов, регламентирующих процедуру проведения торгов при предоставлении права на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на недвижимом имуществе.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ Муниципального предприятия города Пскова "Северо-Западный центр социологии и маркетинга" в перечне видов деятельности имеет следующие виды: Исследование конъюнктуры рынка и изучение общественного мнения, деятельность полиграфическая и предоставление услуг в этой области, аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом, деятельность рекламная, прочие виды полиграфических деятельности, таким образом данное общество имеет право на участие в спорных торгах и является конкурентом на данном сегменте рынка.
Также следует отметить, что Муниципальное предприятие города Пскова "Северо-Западный центр социологии и маркетинга" является участником открытого аукциона на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности (Извещение N _).
Как указано в пункте 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 года N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) учитывается следующее: если акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.
Изучив имеющиеся в деле материалы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, и на основании вышеизложенного Комиссия Псковского УФАС России пришла к выводу о том, что при организации Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Пскова аукциона по Лотам N1, N2, N3 на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на недвижимом имуществе, находящемся в казне муниципального образования "Город Псков" (идентификационный номер аукциона: _), извещение о проведении торгов N _, допущены следующие нарушения антимонопольного законодательства:
- в нарушение требований ст. 307, ст. 309 ГК РФ Организатор торгов не имеет возможности по результатам аукциона предоставить право на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на недвижимом имуществе победителю аукциона в исходном положении для использования по целевому назначению, а потенциальный победитель торгов, рекламораспространитель не сможет фактически воспользоваться своим правом на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, в виду наличия не демонтированных рекламных конструкций,
что приводит к нарушению ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции.
- в нарушения законодательства Организатором торгов приводят или могут привести к недопущению, ограничению, или устранению конкуренции при проведении вышеуказанных торгов.
Комиссия Псковского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года "О защите конкуренции", руководствуясь статьей 17, 18,1 Закона о защите конкуренции:
РЕШИЛА:
1. Жалобу Муниципального предприятия города Пскова "Северо-Западный центр социологии и маркетинга" признать обоснованной, в части отсутствия части существенной информации в документации к аукциону, а именно в проектах договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
2. Признать в действиях Комитета по управлению муниципальным имуществом города Пскова (ИНН 6027020206 ОГРН 1026000982809) нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в организации и проведении аукциона по Лотам N1, N2, N3 на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на недвижимом имуществе, находящемся в казне муниципального образования "Город Псков" (идентификационный номер аукциона: _), извещение о проведении торгов N _ с нарушениями действующего законодательства.
3. Выдать на основании п. 3.1 ч.1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Организатору торгов - Комитету по управлению муниципальным имуществом города Пскова обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно о внесении изменений в документацию об аукционе (проекты договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции) в части указания информации о наличии рекламных конструкций на муниципальном имуществе, выставляемом на торги (идентификационный номер аукциона: _), извещение о проведении торгов N _.
4. Передать материалы дела N 21/18.1/17-АМ уполномоченному должностному лицу Псковского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством РФ об административных правонарушениях.
5. Рекомендовать Администрации г. Пскова разработать нормативно-правовой акт о внесении изменений в Решение Псковской городской Думы от 03.02.2012 года N 2070 "Об утверждении типовых форм договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на недвижимом имуществе муниципального образования "Город Псков" и направить указанный проект, в Псковскую городскую Думу.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 23 апреля 2018 г. N 21/18.1/18-АМ (ключевые темы: организатор торгов - проект договора - аукцион - казна муниципального образования - эксплуатация)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 26.04.2018