Врио руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) <_>, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 11 апреля 2018 года и другие материалы дела, возбужденного по части 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении общества с ограниченной ответственностью "Медицинский центр "Аист" (далее - ООО "МЦ "Аист", Общество) ИНН 5505048821, ОГРН 1155543025703, местонахождение: <_>,
в отсутствие законного представителя ООО "МЦ "Аист" (ходатайство от 24.04.2018 N 3660),
У С Т А Н О В И Л А:
Решением Комиссии Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 27 марта 2018 года по делу N 06-06/10-2018 реклама, распространенная ООО "МЦ "Аист" 09.02.2018 на двусторонней рекламной конструкции, установленной на опоре дорожного освещения напротив жилого дома N 11 по ул. 25 лет Октября в г. Омске, была признана ненадлежащей нарушающей требования части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе").
Комиссией Омского УФАС России также было принято решение о передаче материалов дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.
Ответственность за нарушение законодательства о рекламе предусмотрена частью 5 статьи 14.3 КоАП РФ.
Настоящее дело об административном правонарушении было возбуждено протоколом от 11 апреля 2018 года N 06-07/31-2018/14.3.
В результате рассмотрения протокола об административном правонарушении и иных материалов дела должностным лицом, рассматривающим дело об административном правонарушении, установлено следующее.
В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе 09.02.2018 Омским УФАС России был выявлен факт распространения на двусторонней рекламной конструкции, установленной на опоре дорожного освещения напротив жилого дома N 11 по ул. 25 лет Октября в г. Омске, рекламы: "Аист медицинский центр - УЗИ за 590 руб - ГИНЕКОЛОГ - АНДРОЛОГ - УРОЛОГ - АНАЛИЗЫ 38-03-24 ул. 25 лет Октября, д. 15".
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Распространенная информация подпадает под понятие "реклама", поскольку обладает всеми ее признаками - распространена наружным способом, в адрес неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к медицинскому центру "Аист", в том числе к оказываемым в нем медицинским услугам - ультразвуковому исследованию (далее - УЗИ).
В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
При этом под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
Медицинская услуга представляет собой медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение. Выполнение медицинских вмешательств осуществляется только медицинскими работниками.
УЗИ - это неинвазивное исследование состояния организма, отдельных внутренних органов пациента при помощи ультразвуковых волн.
Согласно Номенклатуре медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.10.2017 N 804н, выделяют следующие виды УЗИ: ультразвуковое исследование мягких тканей (одна анатомическая зона) (класс "А" код медицинской услуги A 04.01.001), ультразвуковое исследование кожи (одна анатомическая зона) (класс "А" код медицинской услуги A 04.01.002), ультразвуковое исследование костей (класс "А" код медицинской услуги A 04.03.001), ультразвуковое исследование позвоночника (класс "А" код медицинской услуги A 04.03.002), ультразвуковое исследование сустава (класс "А" код медицинской услуги A 04.04.001), ультразвуковое исследование тканей полости рта (класс "А" код медицинской услуги A 04.07.003), комплексное ультразвуковое исследование внутренних органов (класс "В" код медицинской услуги B 03.052.001) и другие.
В соответствии с частью 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
На момент выявления факта распространения рекламы предупреждение, предусмотренное частью 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе", в вышеуказанной рекламе отсутствовало.
По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В письме от 26.02.2018 N 2 ООО "МЦ "Аист" пояснило: "_Мы не полностью выполнили требования законодательства о рекламе в части того, что не указали необходимость консультации специалиста_".
По определению (пункт 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") рекламодателем указанной рекламы, т.е. изготовителем или продавцом товара либо иным определившим объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицом, является ООО "МЦ "Аист".
В силу части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
Таким образом, ООО "МЦ "Аист", являясь рекламодателем и имея возможность для соблюдения требований части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе", не приняв все зависящие от Общества меры по их соблюдению, распространив ненадлежащую рекламу, совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Местом совершения административного правонарушения является место распространения указанной рекламы: опора дорожного освещения напротив жилого дома N 11 по ул. 25 лет Октября в г. Омске.
Временем совершения административных правонарушений является дата фиксации распространения рекламы, а именно: 09.02.2018.
Протокол по делу об административном правонарушении N 06-07/31-2018/14.3 был составлен 11 апреля 2018 года уполномоченным должностным лицом Омского УФАС России в отсутствие законного представителя ООО "МЦ "Аист" (ходатайство от 09.04.2018 N 3181).
На момент рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные статьей 4.5 КоАП РФ, не истекли.
Вина ООО "МЦ "Аист" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 14.3 КоАП РФ, доказана и подтверждается материалами дела об административном правонарушении N 06-07/31-2018/14.3.
При назначении наказания должностным лицом, рассматривающим дело N 06-07/31-2018/14.3, учитываются общие правила назначения административного наказания, предусмотренные статьей 4.1 КоАП РФ.
Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение ООО "МЦ "Аист" установленных Федеральным законом "О рекламе" требований, а также обстоятельства, вынуждающие Общество действовать в состоянии крайней необходимости, при рассмотрении дела не установлены.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ООО "МЦ "Аист" (статья 4.3 КоАП РФ), не выявлено.
Должностным лицом, рассматривающим дело N 06-07/31-2018/14.3, в качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность ООО "МЦ "Аист" (статья 4.2 КоАП РФ), признан факт совершения Обществом административного правонарушения впервые.
Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства на сайте Федеральной налоговой службы России https://rmsp.nalog.ru от 25.04.2018 N ЮЭ9965-18-3417238 ООО "МЦ "Аист" является субъектом малого и среднего предпринимательства - микропредприятие (дата внесения сведений в реестр 01.08.2016).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации") субъекты малого и среднего предпринимательства - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.
Часть 1 статьи 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" предусматривает, что к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
На основании части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно частям 1, 2, 3 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
Оценив характер и обстоятельства совершенного ООО "МЦ "Аист" административного правонарушения, должностное лицо усмотрело основания для применения положений статей 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ, поскольку их применение в данной ситуации является справедливым, отвечающим принципу целесообразности юридической ответственности, характеру правонарушения и обстоятельствам его совершения, соответствует как интересам лица, привлекаемого к ответственности, так и интересам государства.
Учитывая, что факт возбуждения административного дела сам по себе уже выполняет предупредительную функцию, вынесение предупреждения по данному делу обеспечивает соответствующую защиту охраняемым законом государственным и общественным интересам.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 3.4, 4.1.1, 14.3, 23.48, частью 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
П О С Т А Н О В И Л А:
Признать общество с ограниченной ответственностью "Медицинский центр "Аист" (ИНН 5505048821, ОГРН 1155543025703) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и применить к Обществу меру ответственности, предусмотренную частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде предупреждения за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
По истечении этого срока необжалованное и неопротестованное постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу и обращается к исполнению.
Врио руководителя управления <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 25 апреля 2018 г. N 06-07/31-2018/14.3 (ключевые темы: медицинские услуги - субъекты малого и среднего предпринимательства - закон о рекламе - предупреждение - медицинское вмешательство)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 26.04.2018