Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) <_>
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙ ЛЕС" (далее - Заявитель) на действия МБУЗ "Участковая больница N 3 управления здравоохранения администрации МО город Анапа" (далее - Заказчик) при проведении МКУ "Центр организации закупок управления здравоохранения администрации МО город Анапа" (далее - Уполномоченный орган) электронного аукциона: "Выполнение работ по капитальному строительству здания амбулатории врача общей практики по адресу: Анапский район, хут. Чекон, относительно ориентира: Анапский район, хут. Чекон, в 180 м на запад от пересечения ул. Чапаева и ул. Садовой" (извещение N 0818300025718000084) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения аукционной документации. В своей жалобе ООО "СТРОЙ ЛЕС" указывает на следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок: 1) установленные в описании объекта закупки характеристики товаров не соответствуют положениям ГОСТ (позиции 32 "Щебень", 33 "Камни тип 2", 47 "Бетон", 83 "Бруски").
Представителями Уполномоченного органа, Заказчика представлено извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой представители Уполномоченного органа, Заказчика не согласны и считают, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - МКУ "Центр организации закупок управления здравоохранения администрации МО город Анапа" проводился электронный аукцион: "Выполнение работ по капитальному строительству здания амбулатории врача общей практики по адресу: Анапский район, хут. Чекон, относительно ориентира: Анапский район, хут. Чекон, в 180 м на запад от пересечения ул. Чапаева и ул. Садовой" (извещение N 0818300025718000084). Заказчик - МБУЗ "Участковая больница N 3 управления здравоохранения администрации МО город Анапа".
Начальная (максимальная) цена контракта - 11 644 000,00 рублей.
На основании ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно ч. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу пп. б) п. 3) ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В Разделе 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации установлены следующие требования к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара (материала, оборудования), входящего в объект закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие), в частности:
N п/п |
Наименование товара (материала, оборудования) |
Требования, установленные к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара (материала, оборудования), входящего в объект закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие) |
32 |
Щебень |
фракция диапазон 10-40 |
Согласно п. 4.2.1 ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия (с Изменениями N 1-4)" щебень и гравий выпускают в виде следующих основных фракций: от 5(3) до 10 мм; св. 10 до 15 мм; св. 10 до 20 мм; св. 15 до 20 мм; св. 20 до 40 мм; св. 40 до 80(70) мм и смеси фракций от 5(3) до 20 мм.
По согласованию изготовителя с потребителем выпускают щебень и гравий в виде других смесей, составленных из отдельных фракций, а также фракций от 80(70) до 120 мм, св. 120 до 150 мм.
Заказчиком в Разделе 8 аукционной документации установлена Инструкцию по заполнению заявки, согласно которой при описании заказчиком закупаемых/используемых товаров в документации применяются характеризующие их показатели, имеющие точные или диапазонные значения, а также максимальные и (или) минимальные значения таких показателей...
Предложение участника в отношении объекта закупки должно содержать конкретные значения показателей_
В случае если значения показателей (функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик), устанавливающих требование заказчика к закупаемым товарам, определены как максимальные и (или) минимальные, предложение участника электронного аукциона в отношении объекта закупки по таким показателям подается в соответствии с установленными ниже правилами описания предлагаемого к поставке объекта закупки. Данные правила распространяются на заполнение заявки как в части описания товаров, поставка которых является предметом контракта, так и на описание товаров, которые используются при выполнении работ, оказании услуг_
В случае указания значений показателей, сопровождающихся словами: "диапазон значений_", "в диапазоне", "диапазон", "в пределах диапазона", участник закупки должен указать диапазон значений, так как данные показатели, являются показателями, значения которых не могут изменяться_
Не подлежат уточнению параметры товара (материала), по своей сути имеющие интервальное (диапазонное) или неконкретное значение (например: фракция или диапазон рабочих температур)_
Таким образом, установленное по позиции 32 "Щебень" значение "диапазон 10-40" по показателю "фракции" не соответствует требованиям ГОСТ, что нарушает нормы п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 2 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
В Разделе 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации установлены следующие требования к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара (материала, оборудования), входящего в объект закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие), в частности:
N п/п |
Наименование товара (материала, оборудования) |
Требования, установленные к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара (материала, оборудования), входящего в объект закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие) |
33 |
Камни тип 2 |
Должны быть бортовые, марка БР.100.20.8_ класс бетона используемого при изготовлении бортовых камней по прочности, В не менее В22,5_ |
Согласно п. 1.3.2 ГОСТ 6665-91 "Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия" бетон камней марки БР100.20.8 должен соответствовать классу бетона по прочности на сжатие не менее чем В22,5, а бетон остальных марок камней - не менее чем В30.
Таким образом, установленные в описании объекта закупки требования к товару по позиции 33 "Камни тип 2" в отношении показателя "класс бетона по прочности" не противоречат положениям государственного стандарта.
В Разделе 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации установлены следующие требования к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара (материала, оборудования), входящего в объект закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие), в частности:
N п/п |
Наименование товара (материала, оборудования) |
Требования, установленные к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара (материала, оборудования), входящего в объект закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие) |
47 |
Бетон тип 1 |
Должен быть тяжелый, крупность заполнителя 20 мм, класс В20(М250) |
На основании п. 4.7.8 ГОСТ 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" наибольшая крупность зерен заполнителя должна быть установлена в стандартах, технических условиях или иных нормативных и технических документах на бетонные и железобетонные изделия и конструкции, утвержденных в установленном порядке.
Пунктом 4.7.9 ГОСТ 26633-2015 определено, что крупный заполнитель следует применять в виде раздельно дозируемых фракций при приготовлении бетонной смеси. Допускается применение крупного заполнителя в виде смеси двух смежных фракций, соответствующих требованиям, приведенным в таблице 2.
Таблица 2 - Содержание отдельных фракций крупного заполнителя в составе бетона
Наибольшая крупность заполнителя, мм |
Содержание фракций в крупном заполнителе, % |
||||
От 5 до 10 мм |
Св.10 до 20 мм |
Св. 20 до 40 мм |
Св. 40 до 80 мм |
Св. 80 до 120 мм |
|
10 |
100 |
- |
- |
- |
- |
20 |
25-40 |
60-75 |
- |
- |
- |
40 |
15-25 |
20-35 |
40-65 |
- |
- |
80 |
10-20 |
15-25 |
20-35 |
35-55 |
- |
120 |
5-10 |
10-20 |
15-25 |
20-30 |
25-35 |
Согласно п. 4.3.1 ГОСТ 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" по показателям качества бетоны подразделяют:
- по прочности:
на классы прочности на сжатие: В3,5; В5; В7,5; В10; В12,5; В15; В20_;
на классы прочности на осевое растяжение: Вt0,8; Вt1,2; Вt1,6; Вt2,0_;
на классы прочности на растяжение при изгибе: Вtb1,2; Вtb1,6; Вtb2,0; Вtb2,4_;
- по морозостойкости:
на марки по первому базовому методу: F150, F175, F1100,F150_;
на марки по второму базовому методу:F2100,F2150,F2200,F2300_;
- по водонепроницаемости на марки: W2, W4, W6, W8_;
- по истираемости при испытании на круге истирания на марки: G1, G2, G3.
В соответствии с п. 4.3.2 ГОСТ 26633-2015 классы бетона по прочности, марки по морозостойкости, водонепроницаемости и истираемости устанавливают в соответствии с нормами проектирования и указывают в проектной и технологической документации, стандартах и технических условиях на изделия и конструкции.
Таким образом, установленная Заказчиком характеристика товара "Бетон" не соответствует требованиям государственного стандарта, значение "М250" в государственном стандарте не предусмотрено, что является нарушением п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
В Разделе 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации установлены следующие требования к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара (материала, оборудования), входящего в объект закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие), в частности:
N п/п |
Наименование товара (материала, оборудования) |
Требования, установленные к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара (материала, оборудования), входящего в объект закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие) |
83 |
Бруски тип 2 |
Должны быть обрезные, хвойных пород: сосна; ель; лиственница , длина, м 1,0 или более, ширина, мм 40-75, толщина, мм 22-32_ |
Инструкцией по заполнению заявки обусловлено, что если в техническом задании указаны максимальные (не более) и (или) минимальные (не менее) значения показателей, а также одновременно минимальные и максимальные значения разделенные "тире", "дефисом", "_" - участником данные показатели должны быть конкретизированы, т.е. без указания слов "не менее \ не более", "максимальное значение", "минимальное значение", при этом крайние значения включаются в данный диапазон.
В соответствии с п. 20 ГОСТ 18288-87 "Производство лесопильное. Термины и определения" брусок это пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной не более двойной толщины.
Согласно п. 2 ГОСТ 24454-80 "Пиломатериалы хвойных пород. Размеры (с Изменениями N 1, 2)" номинальные размеры толщины и ширины обрезных пиломатериалов с параллельными кромками и толщины необрезных и обрезных пиломатериалов с непараллельными кромками должны соответствовать указанным в таблице.
Номинальные размеры толщины и ширины
мм
Толщина |
Ширина |
||||||||
16 |
75 |
100 |
125 |
150 |
- |
- |
- |
- |
- |
19 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
- |
- |
- |
- |
22 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
- |
- |
25 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
32 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
40 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
44 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
50 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
_ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таким образом, с учетом положений Инструкции по заполнению заявки участником закупки по позиции 83 "Бруски" по показателю "Ширина" может быть предложено значение 75 мм, по показателю "Толщина" - значение 22 мм, что будет противоречить требованиям государственного стандарта. Кроме того, по показателю "Ширина" значение 40 мм ГОСТ 24454-80 не предусмотрено.
Таким образом, характеристики, установленные Заказчиком по позиции 83 "Бруски" в отношении показателей "Ширина", "Толщина", противоречат требованиям государственного стандарта, что является нарушением п. 2) ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙ ЛЕС" обоснованной в части установления в описании объекта закупки требований к товарам, не соответствующим положениям ГОСТ (позиции 32 "Щебень", 47 "Бетон", 83 "Бруски").
2. Признать в действиях Заказчика - МБУЗ "Участковая больница N 3 управления здравоохранения администрации МО город Анапа" нарушение п. 2) ч. 1 ст. 33, п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что Заказчику - МБУЗ "Участковая больница N 3 управления здравоохранения администрации МО город Анапа", Уполномоченному органу - МКУ "Центр организации закупок управления здравоохранения администрации МО город Анапа" (аукционной комиссии) выдано предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе N 217 от 24.04.2018 г. по делу N ЭА-630/2018, повторное предписание не выдавать, материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу не передавать.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 24 апреля 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 24.04.2018