Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
с участием представителей ОАО "РЖД" (далее - Организатор торгов); от ООО "Металлург" (далее - Заявитель).
В соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (вх. от 10.04.2018 N 9032-ЭП/18) ООО "Металлург" на действия Закупочной комиссии Организатора торгов ОАО "РЖД" при проведении запроса котировок среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме N 678/ЗКТЭ-РЖДС/18 на право заключения договора поставки частей запасных для ремонта специализированного подвижного состава (извещение N 31806196241), заслушав пояснения,
УСТАНОВИЛА:
28 февраля 2018 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - официальный сайт) было опубликовано Извещение N 31806196241 о проведении запроса котировок среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме N 678/ЗКТЭ-РЖДС/18 на право заключения договора поставки частей запасных для ремонта специализированного подвижного состава (далее - Закупка), включая Документацию о закупке (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ОАО "РЖД" (далее - Положение о закупках) в редакции от 22.02.2018, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
84 881 529,54 руб. |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
28.02.2018 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
12.03.2018 в 09:20 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения заявок (по местному времени заказчика) |
22.03.2018 в 14:00 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения заявок |
190031, г. Санкт-Петербург, наб.реки Фонтанки, д. 117 |
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Закупочной комиссии Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в незаконном отклонении заявки ООО "Металлург" от участия в Закупке.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно п. 4 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
ОАО "РЖД" относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
информационная открытость закупки;
равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
4. Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился. Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/11332/18 от 12.04.2018 представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Согласно представленным документам по Закупке (извещение N 31806196241) было сформировано два протокола, в том числе, Протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок N 678/ЗКТЭ-РЖДС/18/2 от 29.03.2018, в соответствии с которым был выбран победитель по результатам Закупки.
При этом исходя из п. 185 Положения о закупках и п. 6.2.10 Документации заказчик вправе отказаться от запроса котировок в любое время, в том числе после подписания протокола по результатам закупки. Заказчик не несет при этом никакой ответственности перед любыми физическими и юридическими лицами, которым такое действие может принести убытки.
Уведомлением об отказе от проведения запроса котировок N 678/ЗКТЭ-РЖДС/18 от 06.04.2018 г. ОАО "РЖД" отказалось от проведения Закупки.
В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно пп. 2, 3 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.
Как следует из п. 7.6.1 Документации в составе котировочной заявки участник должен представить техническое предложение, оформленное по форме приложения N 3 к котировочной документации, заверенное подписью и печатью (при ее наличии) участника, а также документы, предоставляемые в подтверждение соответствия предлагаемых участником товаров, работ, услуг в случае, если предоставление таких документов предусмотрено приложением N 2 к котировочной документации. В техническом предложении участника должны быть изложены характеристики товаров, работ, услуг, соответствующие требованиям технического задания, являющегося приложением N 2 к котировочной документации. Техническое предложение предоставляется в электронной форме и должно быть сканировано с оригинала.
Форма технического предложения состоит из таблицы, в которой участники закупки указывают наименование товара, его качественные, технические и функциональные характеристики, а также производителя продукции (наименование производителя и страна происхождения).
Исходя из п. 6.5.5 Документации в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных в составе заявки, заказчик обязан отстранить такого участника запроса котировок на любом этапе проведения запроса котировок.
Из Протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок N 678/ЗКТЭ-РЖДС/18/2 от 29.03.2018 следует, что заявка ООО "Металлург" была отклонена по следующему основанию:
"На основании пункта 6.5.5 котировочной документации в связи с предоставлением недостоверной информации, содержащейся в документах, представленных в составе заявки, а именно: изготовителем модуля памяти по позиции 339 технического предложения указан ООО "Металлург", однако единственным изготовителем данного модуля памяти является ЗАО "Электромеханика", о чем свидетельствуют сертификаты и лицензии, размещенные в общем доступе на сайте предприятия www.elmeh.ru. ЗАО "Электромеханика" был направлен запрос от 19.03.2018 г N ИСХ-1259/СПБДМТО и получен ответ от 20.03.2018 г NИСХ-81/3-699э о подтверждении информации о том, что ЗАО "Электромеханика" является разработчиком и единственным изготовителем данных модулей памяти. По позициям 65,105 технического предложения (средства неразрушающего контроля) указан изготовитель ООО "АНК", ИНН 7703611180. ООО "АНК" направлен запрос от 14.03.2018 г N ИСХ-1202/СПБДМТО, ответ не получен".
Комиссия СПб УФАС России, проанализировав заявку ООО "Металлург", установила, что Заявителем в составе заявки было представлено техническое предложение, оформленное по форме приложения N 3 к Документации в соответствии с Техническим заданием Документации, в котором по позиции N 339 был предложен к поставке товар "#1 модуль памяти" производства ООО "Металлург".
В соответствии с п. 6.5.9 и 6.5.10 Документации заказчик вправе до подведения итогов запроса котировок в письменной форме запросить у государственных и иных учреждений, юридических и физических лиц информацию и документы, необходимые для подтверждения достоверности сведений, представленных в составе заявки, а также для подтверждения соответствия участника, предлагаемых им товаров, работ, услуг, требованиям котировочной документации. Заказчик также вправе проверять достоверность сведений, информации и документов, содержащихся в заявках участников, путем получения сведений из любых официальных источников, использование которых не противоречит законодательству Российской Федерации, в том числе официальных сайтов государственных органов и организаций в сети Интернет, а также путем выездных проверок.
Представитель Организатора торгов в заседание Комиссии СПб УФАС России пояснил, что согласно информации, находящейся в открытом доступе в сети "Интернет", ЗАО "Электромеханика" является единственным производителем товара по позиции N 339 Технического задания, вследствие чего Организатором торгов был направлен запрос от 19.03.2018 N ИСХ-1259/СПБДМТО в адрес ЗАО "Электромеханика" о том, является ли ЗАО "Электромеханика" производителем товара по позиции N 339 Технического задания "#1 модуль памяти". На запрос ОАО "РЖД" был получен ответ от 20.03.2018 NИСХ-81/3-699э, в котором ЗАО "Электромеханика" выражает заинтересованность и подтверждает возможность изготовления и поставки запасных частей к скоростемерам серии КПД и 3СЛ2М.
При этом Комиссией СПб УФАС России, в ходе анализа указанных документов, было установлено, что из ответа ЗАО "Электромеханика" на запрос ОАО "РЖД" не следует, что ЗАО "Электромеханика" является единственным производителем товара по позиции N 339 Технического задания.
В мотивированном отзыве на жалобу ОАО "РЖД" указано, что ООО "Металлург" не представило надлежащих доказательств того, что Заявитель является изготовителем товара "#1 модуль памяти".
Однако Комиссией СПб УФАС России учтено, что ни Документация, ни Положение о закупках не содержат условий, при которых участники закупки, при заполнении технического предложения, оформленного по форме приложения N 3 к Документации в соответствии с Техническим заданием Документации, обязаны предоставлять доказательства того, что они являются производителями того или иного товара, так как на основании п. 6 Технического задания Документации предоставление документов в подтверждение соответствия предлагаемых участником товаров не требуется.
Вместе с тем в заявке ООО "Металлург" по позициям N 65 технического предложения "преобразователь вихретоковый дефектоскопа" и N 105 "преобразователь к ультразвуковым дефектоскопам контактный прямой совмещенный" технического предложения указан изготовитель ООО "АНК" (ИНН 7703611180).
Представитель Организатора торгов пояснил, что согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО "АНК" (ИНН 7703611180) занимается следующими видами деятельности: 60.10 - Деятельность в области радиовещания; 18.1 - Деятельность полиграфическая и предоставление услуг в этой области; 58 - Деятельность издательская; 59.11 - Производство кинофильмов, видеофильмов, телевизионных программ; 59.14 - Деятельность в области демонстрации кинофильмов; 60.20 - Деятельность в области телевизионного вещания; 77.21 - Прокат и аренда товаров для отдыха и спортивных товаров.
Организатором торгов в адрес ООО "АНК" был направлен запрос от 14.03.2018 N ИСХ-1202/СПБДМТО о возможности поставки товаров по позициям N 65 технического предложения "преобразователь вихретоковый дефектоскопа" и N 105 "преобразователь к ультразвуковым дефектоскопам контактный прямой совмещенный". На момент рассмотрения жалобы по существу ответ на указанный запрос в адрес Организатора торгов не поступал.
Комиссия СПб УФАС России полагает, что в отсутствие ответа на запрос ОАО "РЖД" от 14.03.2018 N ИСХ-1202/СПБДМТО от ООО "АНК", а также в отсутствие установленной в Документации обязанности участников предоставлять доказательства того, что организация является производителем того или иного товара, Закупочная комиссия Организатора торгов не правомочна при принятии решения о допуске или не допуске заявки на участие в Закупке руководствоваться сведениями о видах деятельности организации, указанными в выписке из ЕГРЮЛ, так как указанные сведения не могут однозначно свидетельствовать о том, является ли организация производителем товара или нет.
Комиссия СПб УФАС России, проанализировав заявку Заявителя, приходит к выводу, что заявка ООО "Металлург" соответствует требованиям, установленным в Документации, а представленные в заседание Комиссии СПб УФАС России Организатором торгов сведения, в том числе, запросы ОАО "РЖД" в адрес ООО "АНК" и ЗАО "Электромеханика", не свидетельствуют о предоставлении Заявителем в составе заявки недостоверной информации.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о неправомерном отклонении Закупочной комиссией Организатора торгов заявки ООО "Металлург" от участия в Закупке и усматривает нарушения п. 2 ч. 1 и ч. 6 ст. 3 Закона N223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также предъявления к участникам закупки, требований, которые не указаны в документации о закупке, путем неправомерного отклонения заявки ООО "Металлург" от участия в Закупке.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
1) Признать жалобу (вх. от 10.04.2018 N 9032-ЭП/18) ООО "Металлург" на действия Закупочной комиссии Организатора торгов ОАО "РЖД" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) при проведении запроса котировок среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме N 678/ЗКТЭ-РЖДС/18 на право заключения договора поставки частей запасных для ремонта специализированного подвижного состава (извещение N 31806196241), обоснованной.
2) Признать в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов нарушения п. 2 ч. 1 и ч. 6 ст. 3 Закона N223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также предъявления к участникам закупки, требований, которые не указаны в документации о закупке, путем неправомерного отклонения заявки ООО "Металлург" от участия в Закупке.
3) Не выдавать ОАО "РЖД" обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений ввиду того, что процедура закупки N 31806196241 была отменена на основании п. 185 Положения о закупках и п. 6.2.10 Документации.
4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 апреля 2018 г. N Т02-114/18
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 24.04.2018